Как известно, 2.06 наш город посетил с визитом Стив Вай. Визит мастера имел место быть в Роксити. Ниже поверхностный и необстоятельный отчет в форме впечатлений и зарисовок.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Не сходить на notorious Steve Vai было трудно, и он подтвердил свой статус fabulous, incredible и breathtaking - настоящего мастера и настоящей суперзвезды.
Началось все, однако, грустно-весело и смешно, с опоздания на 2+ часа (2.5?), в течение которых в Роксити, и без того не самое комфортное место в этом городе, уже имевших билеты за 50 евро и не имевших их не пускали - Роксити подтвердил свою репутацию некомфортного заведения с бестолковым менеджментом, в которое Ваш покорный слуга и не пошел бы, если бы был выбор. Поскольку ждать пришлось вне стен Роксити, плата за кофе и Джеймисон досталась Кофехаусу, а в перерывах мы развлекали себя беседой под музыку Стива Вая в салоне автомобиля - на улице было +8.
Но шоу таки состоялось, хотя очереди в двери и в гардероб заставили пропустить немного стартовых слов Стива. Спасибо охране, она вела себя корректно и профессионально, очень быстро пропускала посетителей, да и ранее старалась в меру возможностей поставлять доступную инфу - охрана, а не менеджмент клуба работали с посетителями (эх, когда-нить не поленюсь и напишу все это на англоязычном арго, и ... пусть у менеджмента потом голова болит).
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Стив был хорош. Очень доброжелательно и толково показывал и объяснял. Отвечал на вопросы. Иногда напрягал переводчика длинными ответами, запомнить которые было трудно, так что, всерьез в выигрыше были лишь те, чей английский был достаточно хорош для прямого восприятия. Подозреваю, что в силу словаря и произношения некоторые пассажи и шутки остались непойманными многими, а жаль. Играл на двух разных гитарах модели Steve Vai, еще был непоюзанный мастером санбёрст (Les Paul), рассказал об имевшихся приладах, кратко показав их в действии, сзади были маршаллы и легаси (легаси стала предметом одной из добродушных шуток).
Полностью сыгранных пьес было немного, но было и кое-что взамен. Первая часть Building The Church (Стив Вай называл её просто Church) была разобрана на глазах публики, Вай показал её сложное вступление, играемое двуручным тэппингом, "по частям", сначала медленно, как идею, потом быстрее и в реальном темпе. Хорошо говорил о пользе игры не на скорость, а на мысль и на образ - о том, чем сильна его собственная игра. Подталкивал более молодых музыкантов больше думать о наличии мелодической связности, чем скорости игры, употребляя слово "шреддинг" с иронической интонацией - увы, как показала последняя часть, усвоить эту идею молодые шреддеры Новосибирска в риалтайме не смогли.
Еще Вай говорил как о методе и упражнении "представляйте звук и фразы как картинки", "включайте воображение", "помните, что музыка - это не ноты, это музыка". Весело отмахивался от глупых вопросов "какая у вас любимая тональность?", рассказал, что знать музыкальную теорию необязательно, но если интересно, то полезно - ему, Ваю, было интересно, и он теперь её знает. Показывал, как искать новые идеи и фразы и придавать им смысл. Очень симпатично показал, что For The Love of God он придумал не "пальцами на струнах", а "голосом", даже убедительно изобразив поиск неочевидного аккорда. Показал тонкости и способы отработки разных приемов (вибрато, работу с рычагом и т.д.), охотно отвечал на вопросы "как это делается", не один раз упомянул, что многие вещи не делаются сразу и ему приходилось долго их отрабатывать - это при его технике, оставляющей впечатление полной свободы! Вообще, интересного говорилось много, ненапряжно и доброжелательно - настоящий мастер и очень комфортный человек. В ответ на вопрос рассказал со своей позиции историю попадания в Crossroads, про съемки в фильме и почему он теперь не хочет сниматься в кино. Неожиданным было сделанное с грустно-ироничной улыбкой признание "мне было легко стать evil, и мне это не понравилось".
Автор этого текста остался особенно доволен, получив неожиданный-непредвиденный бонус - топовую в личном списке топовых вещей Вая Tender Surrender. Сыграл её Вай под backtrack и очень качественно и хорошо, у меня осталось впечатление, что эта версия была более выразительной, плотной и музыкальной, чем легко отыскиваемая прошлогодняя с Les Paul Award с живым сайдом - хотя это может быть эффектом лайва (попозже попробую выложить сделанную подручными тулзами запись).
В конце всего поиграл живьем с местными, предложив поджемовать. С джемом получилось странновато. Сначала все было вполне, с басистом и барабанщиком Стив сыграл The Crying Machine, делая все по-настоящему, и парни вполне неплохо соответствовали (может, не так энергично и выразительно, как Билли Шиэн на Les Paul Award 2012, но хорошо). А вот когда дошло до джема и было предложено в качестве мастер-класса "от Стива Вая" поиграть 4-6 гитаристам, получилось больше юмора. Забегая вперед, когда он предложил одному из них попробовать не сразу играть, а сначала пропеть фразу и потом сыграть её, линия стала очевидно более музыкальной и связной. Но практически каждый выходивший считал своим долгом первым делом выпендриться перед друзьями и девчонками, запендюрив изрядную порцию бессмысленного шреддинга с полным игнором аккомпанемента (бас + барабаны) и сыгранного до этого. Парни хреново понимают, что такое джем, и не успели обзавестись привычкой слушать партнеров - но Вай своим мастерством и музыкальным обаянием вытаскивал все потенциальные катастрофы, находя неожиданные ходы и фразы в самых банальных линиях и риффах. Первый из них был получше подготовлен. Еще один парень слушал побольше и тоже был получше, на вид более полный и с прической покороче, но его в конце "удачно компенсировал" явно пьяный и совершенно бестолковый клоун в бейсболке, который сумел сыграть облако нот, все из которых были бессмысленными и бессвязными, а половина мимо ритма и функций (аккордов), и все это после того, как мастер не один раз говорил о важности игры со смыслом и музыкальностью - но Вай и в этой ситуации нашел выход и симпатичные фразы, беззлобно поулыбавшись неадекватности. В общем, ироническая гримаса Вая, когда один из гитаристов на вопрос "а что вы сами играете?" ответил "металл", оказалась очень уместной, разница между "сибирским металлом" и "музыкой по Стиву Ваю" была рельефно прорисована.
Впрочем, парни старались в меру сил, и если такой тренд сохранится, то лет через двадцать можно ожидать появления хотя бы одного толкового музыканта из этой среды.
Сам мастер - снова - был хорош. Играл превосходно, говорил интересно, был открыт и по-доброму обаятелен. В прощальной речи произнес слова "...когда я приеду к вам со своим бэндом...", и теперь еще сильнее хочется, чтобы это все-таки произошло, последний альбом The Story Of Light получился весьма удачным, Вай явно в форме.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Стив Вай играет The Crying Machine.