Форум Академгородка, Новосибирск > Steve Vai в Новосибирске
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Steve Vai в Новосибирске
Форум Академгородка, Новосибирск > Хобби и увлечения > Музыка > Cтарый рок, рокнролл, бит
yardbird
Как известно, 2.06 наш город посетил с визитом Стив Вай. Визит мастера имел место быть в Роксити. Ниже поверхностный и необстоятельный отчет в форме впечатлений и зарисовок.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Не сходить на notorious Steve Vai было трудно, и он подтвердил свой статус fabulous, incredible и breathtaking - настоящего мастера и настоящей суперзвезды.
Началось все, однако, грустно-весело и смешно, с опоздания на 2+ часа (2.5?), в течение которых в Роксити, и без того не самое комфортное место в этом городе, уже имевших билеты за 50 евро и не имевших их не пускали - Роксити подтвердил свою репутацию некомфортного заведения с бестолковым менеджментом, в которое Ваш покорный слуга и не пошел бы, если бы был выбор. Поскольку ждать пришлось вне стен Роксити, плата за кофе и Джеймисон досталась Кофехаусу, а в перерывах мы развлекали себя беседой под музыку Стива Вая в салоне автомобиля - на улице было +8.

Но шоу таки состоялось, хотя очереди в двери и в гардероб заставили пропустить немного стартовых слов Стива. Спасибо охране, она вела себя корректно и профессионально, очень быстро пропускала посетителей, да и ранее старалась в меру возможностей поставлять доступную инфу - охрана, а не менеджмент клуба работали с посетителями (эх, когда-нить не поленюсь и напишу все это на англоязычном арго, и ... пусть у менеджмента потом голова болит).

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Стив был хорош. Очень доброжелательно и толково показывал и объяснял. Отвечал на вопросы. Иногда напрягал переводчика длинными ответами, запомнить которые было трудно, так что, всерьез в выигрыше были лишь те, чей английский был достаточно хорош для прямого восприятия. Подозреваю, что в силу словаря и произношения некоторые пассажи и шутки остались непойманными многими, а жаль. Играл на двух разных гитарах модели Steve Vai, еще был непоюзанный мастером санбёрст (Les Paul), рассказал об имевшихся приладах, кратко показав их в действии, сзади были маршаллы и легаси (легаси стала предметом одной из добродушных шуток).
Полностью сыгранных пьес было немного, но было и кое-что взамен. Первая часть Building The Church (Стив Вай называл её просто Church) была разобрана на глазах публики, Вай показал её сложное вступление, играемое двуручным тэппингом, "по частям", сначала медленно, как идею, потом быстрее и в реальном темпе. Хорошо говорил о пользе игры не на скорость, а на мысль и на образ - о том, чем сильна его собственная игра. Подталкивал более молодых музыкантов больше думать о наличии мелодической связности, чем скорости игры, употребляя слово "шреддинг" с иронической интонацией - увы, как показала последняя часть, усвоить эту идею молодые шреддеры Новосибирска в риалтайме не смогли. biggrin.gif
Еще Вай говорил как о методе и упражнении "представляйте звук и фразы как картинки", "включайте воображение", "помните, что музыка - это не ноты, это музыка". Весело отмахивался от глупых вопросов "какая у вас любимая тональность?", рассказал, что знать музыкальную теорию необязательно, но если интересно, то полезно - ему, Ваю, было интересно, и он теперь её знает. Показывал, как искать новые идеи и фразы и придавать им смысл. Очень симпатично показал, что For The Love of God он придумал не "пальцами на струнах", а "голосом", даже убедительно изобразив поиск неочевидного аккорда. Показал тонкости и способы отработки разных приемов (вибрато, работу с рычагом и т.д.), охотно отвечал на вопросы "как это делается", не один раз упомянул, что многие вещи не делаются сразу и ему приходилось долго их отрабатывать - это при его технике, оставляющей впечатление полной свободы! Вообще, интересного говорилось много, ненапряжно и доброжелательно - настоящий мастер и очень комфортный человек. В ответ на вопрос рассказал со своей позиции историю попадания в Crossroads, про съемки в фильме и почему он теперь не хочет сниматься в кино. Неожиданным было сделанное с грустно-ироничной улыбкой признание "мне было легко стать evil, и мне это не понравилось".
Автор этого текста остался особенно доволен, получив неожиданный-непредвиденный бонус - топовую в личном списке топовых вещей Вая Tender Surrender. Сыграл её Вай под backtrack и очень качественно и хорошо, у меня осталось впечатление, что эта версия была более выразительной, плотной и музыкальной, чем легко отыскиваемая прошлогодняя с Les Paul Award с живым сайдом - хотя это может быть эффектом лайва (попозже попробую выложить сделанную подручными тулзами запись).

В конце всего поиграл живьем с местными, предложив поджемовать. С джемом получилось странновато. Сначала все было вполне, с басистом и барабанщиком Стив сыграл The Crying Machine, делая все по-настоящему, и парни вполне неплохо соответствовали (может, не так энергично и выразительно, как Билли Шиэн на Les Paul Award 2012, но хорошо). А вот когда дошло до джема и было предложено в качестве мастер-класса "от Стива Вая" поиграть 4-6 гитаристам, получилось больше юмора. Забегая вперед, когда он предложил одному из них попробовать не сразу играть, а сначала пропеть фразу и потом сыграть её, линия стала очевидно более музыкальной и связной. Но практически каждый выходивший считал своим долгом первым делом выпендриться перед друзьями и девчонками, запендюрив изрядную порцию бессмысленного шреддинга с полным игнором аккомпанемента (бас + барабаны) и сыгранного до этого. Парни хреново понимают, что такое джем, и не успели обзавестись привычкой слушать партнеров - но Вай своим мастерством и музыкальным обаянием вытаскивал все потенциальные катастрофы, находя неожиданные ходы и фразы в самых банальных линиях и риффах. Первый из них был получше подготовлен. Еще один парень слушал побольше и тоже был получше, на вид более полный и с прической покороче, но его в конце "удачно компенсировал" явно пьяный и совершенно бестолковый клоун в бейсболке, который сумел сыграть облако нот, все из которых были бессмысленными и бессвязными, а половина мимо ритма и функций (аккордов), и все это после того, как мастер не один раз говорил о важности игры со смыслом и музыкальностью - но Вай и в этой ситуации нашел выход и симпатичные фразы, беззлобно поулыбавшись неадекватности. В общем, ироническая гримаса Вая, когда один из гитаристов на вопрос "а что вы сами играете?" ответил "металл", оказалась очень уместной, разница между "сибирским металлом" и "музыкой по Стиву Ваю" была рельефно прорисована.
Впрочем, парни старались в меру сил, и если такой тренд сохранится, то лет через двадцать можно ожидать появления хотя бы одного толкового музыканта из этой среды. smile.gif

Сам мастер - снова - был хорош. Играл превосходно, говорил интересно, был открыт и по-доброму обаятелен. В прощальной речи произнес слова "...когда я приеду к вам со своим бэндом...", и теперь еще сильнее хочется, чтобы это все-таки произошло, последний альбом The Story Of Light получился весьма удачным, Вай явно в форме.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Стив Вай играет The Crying Machine.

Iron_Butterfly
Спасибо. Очень толковый и интересный рассказ. Никогда не был большим ценителем Вая, но теперь послушаю повнимательнее, пожалуй.
yardbird
Спасибо за спасибо ©rutracker smile.gif

Если надумаете, то начинать лучше всего с классических Passion & Warfare, 7th Song (!) и, пожалуй, последнего The Story Of Light. В Сети много живого материала, и роликами, и концертами, Вай хорош на сцене. Также без особого труда находится Вай на сцене с Заппой времен работы с ним.
yardbird
Разные мелочи в дополнение - сейчас не записать, так потом забудутся. smile.gif

Советы мастера.
Каждый день проводите хотя бы час, играя на инструменте. Включайте запись, сейчас это может сделать любой хотя бы при помощи телефона, и играйте. Выберите любую простую фразу и играйте её как можно более разными способами. Как это делается, Вай тоже показывал - варьирование интонаций, варьирование фразы, стиля, усложнение и упрощение и т.д. Вы можете каждый придумывать как минимум одну идею, и день должен быть именно таким - каждый день надо придумывать хоть одну идею. Неважно, насколько она хороша, но она должна быть новой.

Вопрос: Как вы относитесь к Сатриани?
Сатриани необычный человек и гитарист. Мне понравился его последний альбом. Мы поддерживаем контакт, его последний мейл я получил вчера.
Когда мне было 12, я учился у него и он для нас был Богом. Вы же понимаете, что для тех, кому 12, а нам всем было столько, парень 15 лет уже "с другой планеты" (как-то так было - с другой планеты, с неба и т.п.).
yardbird
....
Про хитрости работы с рычагом и вибрато.
Вибрато очень важно, это душа звука (именно так, soul). Существует много разных вибрато, и надо стремиться их осваивать. Вай показал разнообразие. Они могут быть быстрыми, медленными, медитативными, энергичными, секси. Тут хитрая улыбка, демонстрация, и, судя по легкому шелесту среди меньшей половины аудитории, "секси" получилось. Постоянно работайте над улучшением вибрато, хотя бы раз в неделю не меньше часа.
От ред: вибрато разные, временами Вай смешивает их с бендами, не считая нужным особо отделять. Признаков уникального однопальцевого вибрато а ля БиБи замечено не было, обычно большой палец опирается на гриф. Сложные и глубокие делаются рычагом-машинкой.

Про Орианти (Orianthi) - ответ на вопрос.
Я впервые услышал её на концерте в Австралии, игра разогрева привлекла мое внимание, когда я был за сценой. Мне понравился звук, он был плотным и bluesy, исполнитель знал, что делает. Когда я подошел и посмотрел, увидел невысокую/маленькую девочку. Ей было 15 лет (Орианти Панагарис родилась в 1985), она играла под backtrack (минусовку по-русски), и оказалось, что это было её первое выступление перед публикой. Мы познакомились, стали общаться. Потом она сделала карьеру, играла у Майкла Джексона и т.д. Мы переписывались и иногда продолжаем, я давал ей советы и покупал некоторые полезные прилады и посылал ей (именно так и было, это было съедено в переводе - покупал equipments в значении "важные для гитарного звука" и отправлял ей).
yardbird
...
Советы.
Можно и полезно просто извлекать один звук. Это медитация, вы играете одну ноту и стараетесь делать это разными способами. Стоит делать это около часа и включать запись, чтобы потом прослушать.

Как много вы занимаетесь?
Я не занимаюсь в обычном смысле, я не играю упражнения. Свои упражнения я уже давно отыграл. Но я играю каждый день минимум час, просто играю вещи и придумываю. Музыка - большое счастье, я люблю заниматься музыкой (слово love). У меня есть обязанности, я делаю какие-то вещи по дому (от ред: Стив Вай еще и продвинутый.... beekeeper, пчеловод, an honorary member of the British Beekeepers' Association - но об этом не было ни слова; еще вегетарианец, и тоже ни слова), но музыка - это время, когда я остаюсь один и полностью становлюсь собой. У каждого есть что-то, что он умеет и что нравится делать - это может быть работа в офисе, работа по дому, кулинария, что угодно, и это то, чем больше всего стоит заниматься в жизни. Мне очень повезло, что мне нравится заниматься музыкой.

Техника.
Научиться играть быстро не самое главное. Научиться играть быстро может любой, это всего лишь практика - вы начинаете медленно и делаете быстрее и быстрее. Однако, важно не это, а то, сколько получается музыки и как вы играете, какой получается звук. Важна интонация, она должна быть разнообразной и богатой. У тех, кто играет плохо, она бедная, фразы похожи на азбуку Морзе (голосом изобразил пик-пик-пик в разном темпе на одной ноте). Но важен звук, добивайтесь звука. Может быть, вы не будете звучать как Стиви Рей Воэн, но это важно.
В других местах про звук.
Это несложно (добиться звука), просто купите Legacy (смеется).
В другом месте: это звук Маршалла, достаточно просто в него включиться.
yardbird
...
Про рычаг.
Я сразу много играл с рычагом. Сначала гитаристы могли только тянуть вверх (интонацией и жестом намекает на времена Хэнка Марвина), и были разные проблемы. Потом появился этот Floyd Rose, который произвел революцию, появилась фиксация при возврате. Мне всегда казалось странным, что можно тянуть только вверх, и не хватало другой стороны. Однажды я взял гитару и стал смотреть почему не получается оттяжка вниз. Оказалось, что это потому, что опора машинки лежит на корпусе (показывает), корпус не дает двигаться в обратную сторону. Тогда я просто взял стамеску и молоток и выдолбил корпус. Теперь такие вещи (возможности) стали стандартными.
yardbird
...
Вопрос: как вы относитесь к Битлз? не сыграете ли что-нибудь из Битлз?
Когда я начинал слушать музыку, я совсем не слушал Битлз, тогда были Лед Зеппелин. (От ред.: легенды утверждают, что Вай стал учиться играть на гитаре после того, как услышал Heartbreaker). Потом я стал старше и стал ценить и слушать Битлз, это отличная музыка. Играть/петь Битлз не буду (улыбается). От ред: просьба была не по адресу, надо дождаться приезда Адриана Белю.
Rony
Тоже были на концерте, очень здорово, драйвово, несмотря на то, что гитарой не владею. smile.gif Я бы таки ещё посоветовала начинать слушать с For the love of God -- очень проникновенная вещь.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.