Форум Академгородка, Новосибирск > 45 лет бард-фестивалю с участием Галича
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: 45 лет бард-фестивалю с участием Галича
Форум Академгородка, Новосибирск > Тематические разделы > Культура и Искусство
Страницы: 1, 2
vivanov48
Соло перетянутой струны


Каждого, кто впервые обращается к биографии Александра Галича, поражает тот резкий перелом, который произошел с этим человеком в середине 60-х годов. Полное впечатление, что тот до перелома – вальяжный и сытый сибарит, преуспевающий и обласканный властями актёр, драматург, киносценарист, прозаик и поэт, неустанно воспевающий праздник построения социализма – и тот, что после – нервный, желчный, злой, срывающийся на крик бард, проходящий в деле КГБ под кличкой «Гитарист» – это два совершенно разных человека. Кто-то из его близких сказал тогда: «Саша пойдёт на костёр, но непременно в заграничных ботиночках».

Что же произошло в середине 60-х? Простой ответ: «закончилась хрущевская оттепель», - нас вовсе не устраивает из-за расплывчатой общности. Государство и общественный строй остались теми же, и начальники почти все на своих местах, а про народ и говорить нечего – он, как океан, так быстро меняться не способен. Попытаемся определить причины перемен на основе анализа биографии самого Галича.

Итак, 1964-й год, Галич награжден почетной грамотой КГБ за фильм «Государственный преступник» по его сценарию. Грамота подписана Председателем КГБ В.Семичастным. Хотя две не совсем советские песни «Облака» и «Ошибка» написаны двумя годами раньше, но исполняются они лишь в тесном круге друзей, зато в этом же 1964-м в газете «Комсомольская правда» опубликована песня Галича «Дай руку, молодость моя», а в газете «Неделя» - песня «Дождик» и песни из сценария «Добрый город». Любопытно, что эти последние песни не вошли ни в один из последующих сборников стихов и песен и даже не упоминаются в двухтомнике А. Галич. Сочинения в 2-x томах. -М.:Локид,1999, где приведен «полный» каталог песен и стихов.

Факт для исследователя любопытный, и говорит он о том, что старательные последователи усердно лепят из Галича миф и легенду. Именно поэтому сейчас так не просто разобраться в тех процессах, которые происходили с поэтом. В том же 1964-м он пишет и «Вальс, посвященный уставу караульной службы», в котором он всех нас называет «Поколением обреченных», а в тексте песни есть слова «И вколачивал шкура-ефрейтор в нас премудрость науки наук», хотя сам в армии никогда не служил. Как совместить эти два набора почти одновременно написанных песен – напечатанных в ведущих советских изданиях и напеваемых в узком кругу? Любопытно, что такой неоднозначности не было ни у одного из других ведущих советских бардов – Окуджавы, Высоцкого, Визбора, Кима, хотя большинство из них к советской власти относились без подобострастия, властью обласканы не были, но в своей поэзии сумели сказать именно то, что хотели.

Собственно, в авторскую песню Галич входит в 1966 году, участвуя в «круглом столе» «Недели». В этом же году он трижды ездит в Париж в творческие командировки. Первые признаки грозы прозвучали в следующем году после первого публичного выступления Галича на слёте самодеятельной песни в Петушках. Тогда в газете «Советская культура» от 19 августа Ю.Андреев вопрошает: «В самодеятельной песне самое ценное – искренность. Так где же настоящий Галич – в мажорных комсомольских песнях, в сценариях, удостоенных щедрой официальной хвалы, или в этих одновременно сочиняемых лагерных песнях?». Сам Галич отвечает на этот вопрос так: «Я литератор и, кроме этого, ничем зарабатывать на жизнь не умею. Но и в том, что я написал для публикации, я считаю, что нигде против Бога не согрешил».

Понять ответ Галича, по-человечески, можно, но ведь его можно интерпретировать и так: «Для публикации я пишу то, что требуется, за деньги (Бога здесь упоминать «низ-зя»!), а в свободное время – сочиняю то, что требует душа (Здесь можно и о Боге)». Остается, правда, вопрос об искренности.
В этом же 1967 году на экраны выходит фильм «Бегущая по волнам» по сценарию Галича, во МХАТе состоялась премьера пьесы «Будни и праздники» по сценарию, написанному им совместно с Е.С.Вентцель, а в издательстве «Искусство» готовится сборник А.Галича «Сценарии – пьесы – песни». Сразу отметим, там указаны песни, но какие именно мы не узнали, поскольку в следующем году на слете авторской песни в новосибирском Академгородке грянул настоящий гром, и не только для Галича, но и для всей авторской песни в целом. По этой причине сборник отменили.

А что же, собственно, там произошло? Собрались десятки исполнителей и тысячи слушателей. Из приглашенных бардов наиболее интересными были Юрий Кукин и два Александра - Дольский и Галич. У Кукина «песни с историями» про гостиницы, геологические партии, костры, туманы и «запах тайги». Романтика, одним словом. Молодежи романтика не чужда. Песенки простые, каждый может подпевать. Президент клуба «Под интегралом» Анатолий Бурштейн дарит Кукину колбу, на которой написано «Туман Академгородка», в качестве специального приза за лучшую песню об Академгородке.

Всего 15 минут потребовалось Саше Дольскому, чтобы стать «звездой первой величины», - пишет В.Славкин («Родник», 1988, №10). Дольский невероятно музыкален, а его ранние тексты – это же то, о чем думает каждый из нас. Это потом его музыка перейдет в «красивость», а слова из народных станут назидательными. На фестивале же он – кумир. Зал топочет ногами: «Ещё, Саша, ещё!..».

Выходит Галич. Потом о нем напишут: «Он-то и был бардом №1». Он не поёт, он обрушивает на публику «Балладу о прибавочной стоимости». Зал покатывается от хохота, а социологи срочно переписывают слова, чтобы потом использовать песню в качестве учебного пособия. Галич актёр. Он считает, что пение барда – это театр, а раз так, то надо уметь петь на сцене долго. Он поёт целое отделение. Здесь он выдал всё самое главное, то, что накапливал годами: «Памяти Пастернака», «Старательский вальсок», «Красный треугольник», «Ошибка», «Облака».

Вот как пишет о триумфе Галича Д.Быков у книге «Булат Окуджава» из серии ЖЗЛ: «Самый старый из участников, сорокадевятилетний Галич сделался звездой Академгородка, где конкуренцию ему составляли Кукин, Дольский, Вихорев, которые и пели, и играли на гитаре на порядок лучше, и вообще, у них выходило как-то зажигательней... а ломились, при всём уважении к прочим, на Галича, чей сольный концерт – единственный легальный за всю советскую жизнь – стал в результате основным событием всего фестиваля. И не из-за политической остроты, повторяю: дело было в общем пафосе боли и гнева, которым переполнены зрелые песни Галича».

Итог фестиваля был прост. Клуб «Под интегралом» разогнали после разгромных статей «широкой советской общественности», Грушинский фестиваль закрыли,а барды еще десятилетиями прятались по кустам. Но воспоминания и фотографии остались, а через 30 лет мы снова праздновали юбилей клуба «Под интегралом», на котором присутствовал его Президент А.Бурштейн, проживающий ныне в Америке. Галича же перестали публиковать, исключили из Союза Писателей в 1971 году и Союза Кинематографистов СССР в 1972 за то, что в 1969 году в издательстве «Посев» вышла книга его песен. В том же году он получает третий инфаркт и оформляет вторую группу инвалидности с пенсией в 54 рубля, а также проходит обряд крещения у о. Александра Меня. В ФРГ выходит второй сборник его песен при непосредственном участии автора. КГБ предлагает ему выехать в Израиль. 20 июня 1974 года он получает документы на выезд в Израиль, ему и его жене вручают авиабилеты на 25 июня, однако вылетает он в Норвегию, куда ранее был приглашен на конференцию. Там он получает нансеновский паспорт беженца. Уже в июле Александр Галич начинает регулярные выступления на радио «Свобода».

Но мы ставили своей задачей понять, что именно в его жизни привело его к превращению из «сытого» в изгоя? Вот, скажем, Владимир Высоцкий написал песни «Штрафные батальоны», «Банька по-белому», «Был побег на рывок», которые до перестройки вряд ли могли быть опубликованы, но эти песни знала вся страна, и была встреча с конкретным человеком – Вадимом Тумановым, беседы с которым и привели к появлению данной тематики в творчестве поэта. Любой по-настоящему творческий человек - писатель, поэт, сценарист, ученый приведёт вам десятки случаев из своей жизни, когда его творение было отвергнуто цензорами, редакторами и прочими чиновниками. Это нормально, к этому можно привыкнуть.

Первый такой сбой в жизни Галича произошел с его пьесой «Матросская тишина», котрую худсовет Ленкома принял к постановке в мае 1957 года. После прогона спектакля в студии МХАТ он был запрещён. Так написано во многих книгах о Галиче, но там почему-то забывают пояснить, хотя бы формально, почему он был запрещён. Вернулся Галич к этому спектаклю через 10 лет, во многом переделав, сократив его, но результат был прежним. Как указано в Википедии: «Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне». Этот эпизод Галич потом описал в повести «Генеральная репетиция» так: «Потом по вполне естественным причинам я её отложил в сторону, стал –без особых, между прочим, угрызений совести – сочинять водевили и романтическую муру вроде ”Вас вызывает Таймыр” и ”Походного марша”». Поскольку автор деликатно умалчивает о «естественных причинах», нам не остается ничего иного, как предположить, что причины эти носили сугубо коньюктурный характер, а «мурой» называет произведения соцреализма Галича не малограмотный злопыхатель, а сам автор. Вот здесь в его искренность поверить легко. Пьеса будет поставлена О.Табаковым только в 1988 году. Именно после запрета спектакля в творчестве Галича появляются по-настоящему остросоциальные песни, хотя эстетика ранних песен «Леночка» и «Разговор с истопником» уже резко контрастировала с официальной.

Вот ведь как бывает, человека считают «страдальцем за народ», а он просто был глубоко уязвлён и обижен лично какими-то конкретными чиновниками, хранителями чистоты режима. Об этом же пишет Ю.Нагибин в очерке «О Галиче – что вспомнилось»: «Народа он не знал и не любил, борцом не был по своей слабой, изнеженной в пороках натуре, его вынесло наверх неутолённое тщеславие. Если бы ему повезло с театром, если бы его пьески шли, он плевал бы с высокой горы на всякие свободолюбивые затеи. Но ему сделали высокую судьбу. Он запел от тщеславной обиды, а выпелся в мировые менестрели. А ведь песни его примечательны лишь интонацией и остроумием: музыкально они – ноль, исполнение однообразное и крайне бедное. А вот поди ж ты... И всё же смелость была и упорство было – характер! – а ведь человек больной, надорванный пьянством, наркотиками, страшной Анькой. Он молодец, вышел на большую сцену и сыграл, не оробел».

Как и многие люди, Галич был весьма противоречив. С одной стороны, он поёт: «А бойтесь единственно только того, кто скажет ”Я знаю, как надо”», но тут же он декларирует яростно: «Я не выбран. Но я – судья». Быков замечает: «Получается так. И это весьма характерно для того же иудейского дискурса: несогласие с любыми чужими вертикалями – ради укрепления своей, невидимой, тайной, но оттого не менее прочной. И немудрено, что в конце концов эта иудейская идентификация восторжествовала – Галич, принявший крещение, Галич, принадлежавший к русской культуре, в конце концов нашел единственную опору в еврействе... он не желал ни снисходить, ни прощать». И далее: «Галич (в особенности поздний, разделавшийся со своим собственным прошлым) окончательно перестал ощущать свою общность с тем самым народом, среди которого так долго жил и от имени которого так долго клялся. Он от этой общности отпал; и это, в отличие от его подневольного отъезда, больше похожего на высылку, было его сознательным выбором».

О театральности облика Галича Быков замечает: «Аристократизм чуждается барственности: он не нуждается в доказательствах и демонстративности. Самое удивительное, что эту второсортность собственного (довольно скромного, впрочем) барства Галич чувствовал и сам – вообще хорошо всё это про себя понимал. Отсюда его устная новелла про Вертинского: 1958 год, Галич в ресторане гостиницы «Европейская» видит Вертинского. Желая пофорсить перед прославленным шансонье, заказывает самое лучшее. Официант подобострастно уставляет стол всякой роскошью. Напротив Вертинский скромно заказывает стакан чаю с лимоном. Официант подмигивает Галичу и шепчет: «Из настоящих». В общем, он понимал, кто – барин». «Окуджава в этом отношении неизмеримо аристократичнее Галича, поскольку говорит народным языком без всяких усилий, ему необязательны фразы вроде: ”У мадамы его – месяца”», - замечает А. Солженицын.

«Каждый выбирает для себя...», - сказано в эпиграфе стихами Юрия Левитанского. Александр Галич сделал свой выбор и не дрогнул до самого конца. Юрий Визбор, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий – каждый из этих великих бардов пошел своим собственным, наиболее близким им путём. За это мы их и ценим.

Валентин Иванов 23 апреля 2013 г.
Malcolm
Мне плевать, какой человек был Галич. Лермонтов был тоже не Исус и не Христос.
А песни прекрасны и нас с Вами переживут, ни на минуту не сомневаюсь.
vivanov48
ИНОСТРАНЕЦ

Согласитесь, что пост, начинающийся словами «Мне плевать», просто провоцирует ответить его автору теми же словами. Но я хорошо знаком с нравами форумов, и на провокации не особенно реагирую. Давайте, лучше, побеседуем спокойнее. Приглашаю Вас на виртуальную «чашку чая». Ключевых тезиса в статье два: 1) «Не сотвори себе кумира»; 2) Поэзия и авторская песня только тогда чего-то стоят, когда они искренни, не фальшивы. В широком смысле это относится ко всякому творчеству вообще.

Вот, скажем, я признаю Владимира Маяковского талантливым и даже великим поэтом, но я не люблю его поэзии. Это значит, что мне нравится, как он пишет, но я считаю ложью ВСЁ, что он пишет. Аналогично и с Галичем. Вы интересовались статистикой: сколько человек знают его поэзию (или поют его песни)? А ведь ответ на этот вопрос многое проявляет. Скажем, он позволил бы Вам обосновать свое громкое заявление «А песни прекрасны и нас с Вами переживут, ни на минуту не сомневаюсь», которое в такой форме представляет собой чистые эмоции, ничем не подкрепленные. Он также позволил бы прояснить, насколько Галич близок не исчезающе узкому слою диссидентов, а народу. Тому самому народу, от имени которого на как бы выступал.

Почитайте внимательно его тексты. Ведь народ там большей частью представлен мычащим быдлом. Я же себя числю неотъемлемой частью этого народа (хоть я и профессор физики), и потому мне обидно.

Вернемся, однако, к фактам, то есть к текстам Галича. Отдыхает он в санатории. Казалось бы, хоть здесь расслабься, послушай, как весело птички чирикают, как пахнет сирень – он пишет о «гире говномера». Ну да Бог с ней, с гирей – будем считать, просто чувство юмора у человека такое специфическое. Давайте, поближе к народу. Скажем, «Баллада о стариках и старухах»:

Все завидовали мне: «Эко денег!»
Был загадкой я для старцев и стариц.
Говорили про меня: «Академик!»
Говорили: «Генерал-иностранец!»

Для начала, отметим первое слово – «Все». Даже самый поверхностный анализ этого стиха показывает, насколько Галич был далек от народа. Всей своей личностью – походкой, одеждой, манерами, речью – всю сознательную жизнь он старался выделиться из «толпы», то есть поставить забор между собой (великим и прекрасным) и народом. Сравните, как пишет о тех же стариках и старухах Василий Шукшин. Улавливаете разницу? Даже сам он припечатывает в своем стихе, что для всех них он был «Генерал-иностранец!», которому никогда не взбредет в голову дикая мысль присесть на лавочку с этими самыми стариками и старухами и покалякать «о жизни». Нет, ему не о чем с ними говорить. Потому и останется он в памяти народной «иностранцем».
Moonlighting
Мне кажется творчество Галича у нас еще недооценено.
Высказываются диаметральные мнения относительно политических взглядов, «антисоветских» стишков. Но более-менее аргументированного и беспристрастного разбора литературного наследия нет. А оно интересно именно жанровым и идеологическим разнообразием и объемом.
Может я просто чего не знаю?
Irina Sokol
До этой статьи с творчеством Галича не была знакома, хотя всех остальных бардов пела с малолетства.
Была заинтригована, почему ТАК?
Скачала его альбом "Крик шопотом" 1975г.
Открыла для себя яркого художника, поэта, исполнителя! Спасибо за статью, песни Галича очень современны и глубоки. Он правильно всё понимал.
Moonlighting
Ириш, как у тебя выставки в этом году?
vivanov48
Отчасти согласен с тем, что «более-менее аргументированного и беспристрастного разбора литературного наследия нет». Почему отчасти? Во-первых, я достаточно много цитирую оценки и анализ творчества Галича в опубликованных работах, а ведь это далеко не все источники, которые у меня есть. Во-вторых, я потому и предложил публике свое эссе, чтобы восполнить эту самую «недостаточность». Более всего меня интересует не эмоциональная компонента, а аргументированность. Поэзией и авторской песней интересуюсь давно, сам не чужд этим жанрам.

Кстати, moonlight, зачем Вы прячетесь под ником? Вам есть кого бояться или что скрывать? Впрочем, это неважно. Мысли об отмщении мне никогда не приходят в голову.

Ирине Сокол: Заметьте, Ирина, что воспринимать мое эссе не стоит как чисто негативное, потому что в подзаголовке темы я обозначил «анализ творчества и личности великого барда». То есть, его творчество я не считаю серым и проходным. Здесь, как и с Маяковским, вопрос о том, как соотносятся две части его творчества, которые полностью противоречат друг другу, и почему они так странно сосуществуют?
Irina Sokol
Мой муж прокомментировал, что ВРЕМЯ - несправедливо.
Как обидно, что во времена Галича записывали на убогой аппаратуре, на низких скоростях!
Сейчас - столько всего есть: аудио-аппаратура прекрасная, видео-аппаратура, пиши - не хочу, а Галича-то уже нет.
А записывать то, что есть, это аппаратуру только низводить до уровня прыщедавилки, когда одна половина песни про то, за что я люблю свою девушку, а другая половина - за что я её не люблю.
Муж-то часто цитирует Галича, а это много стоит.
Moonlighting
Цитата(vivanov48 @ 27.04.2013, 11:57) *
....зачем Вы прячетесь под ником?....

На академ.орге спрятаться трудно.
Те, кому это нужно все и так знают.
А зачем мне лишний PR?
Я вообще не люблю публичности и шума вокруг своего имени.
Хватит и того, что есть.

Форум академ.орг тем и дорог что позволяет выражать мнение всем равноправно, без оглядки на звания и регалии.
Хорошая мысль, хороша сама по себе, не важно кому первому она пришла в голову
И пришла ли вообще.
Moonlighting
Цитата(Irina Sokol @ 27.04.2013, 12:53) *
.... одна половина песни про то, за что я люблю свою девушку, а другая половина - за что я её не люблю....

А мне только такие песни и нравятся))))
Вот убогость-то по незнанию...
vivanov48
Ирине Сокол: насчет несправедливости времени я с Вами не совсем согласен. С тем, что оно оказалось «несправедливо» к Есенину и Маяковскому (оба совершенно неподражаемо читали свои стихи) я еще соглашусь, но Галич пел в одно время с Высоцким, хотя о «неправедливости времени» в этом смысле к Высоцкому я никогда не слышал, а Окуджава пришел к нам с пленок еще раньше. Ваше «Муж-то часто цитирует Галича, а это много стоит» - это уже удар ниже пояса в нашей дискуссии. На этот аргумент мне нечем возразить.

Moonlighting : "А зачем мне лишний PR? Я вообще не люблю публичности и шума вокруг своего имени.
Хватит и того, что есть."

Все понял! Вы – секретный академик. В таком случае не только лишний, а любой PR Вам ни к чему. Еще немного погадал и вычислил: Вы Асеев. Здравствуйте, дорогой Александр Леонидович! Простите, если что.
Irina Sokol
Для глубокой и аргументированной дискуссии я слишком поверхностно нахожусь в материале - считай, только открыла для себя Галича.
Поэтому дуэлизм его творчества пока не ощутила.
Допускаю, что как великий артист, в повседневной жизни он был и не герой, и не высокоморальная личность, хотя я об этом не имею ни малейшего понятия.
(Не все же такие столпы общества, как Александр Солженицын!)
Malcolm
Цитата(vivanov48 @ 27.04.2013, 9:39) *
Вы интересовались статистикой: сколько человек знают его поэзию (или поют его песни)?

Нет. Но, подозреваю, их вряд ли меньше, чем тех, кто знает и поёт арии Чайковского.
Цитата
Скажем, он позволил бы Вам обосновать свое громкое заявление «А песни прекрасны и нас с Вами переживут, ни на минуту не сомневаюсь», которое в такой форме представляет собой чистые эмоции, ничем не подкрепленные.

Я, на самом деле, не ставил целью Вас переспорить. Просто оно у Вас как-то так прозвучало, что я не удержался от порыва представить альтернативное мнение. Для полноты картины хотя бы.
Цитата
Даже сам он припечатывает в своем стихе, что для всех них он был «Генерал-иностранец!», которому никогда не взбредет в голову дикая мысль присесть на лавочку с этими самыми стариками и старухами и покалякать «о жизни». Нет, ему не о чем с ними говорить. Потому и останется он в памяти народной «иностранцем».

А ведь Пушкин-Лермонтов-Некрасов с мужиками тоже не ручкались. И были для мужиков точно такими же генералами-иностранцами. Однако же...
Наносное всё это, наносное.
Moonlighting
Цитата(Malcolm @ 27.04.2013, 17:25) *
А ведь Пушкин-Лермонтов-Некрасов с мужиками тоже не ручкались. ....

А Роберт Бернс?
Malcolm
Цитата(Moonlighting @ 27.04.2013, 17:33) *
Цитата(Malcolm @ 27.04.2013, 17:25) *
А ведь Пушкин-Лермонтов-Некрасов с мужиками тоже не ручкались. ....

А Роберт Бернс?

А что Бёрнс?
Пример Бёрнса никак не отменяет примера А.Н. "их сиятельство поехали в райком" Толстого. Или Максима Горького, который при всей своей босяцкой юности под старость тоже стал генералом--иностранцем.
vivanov48
Дорогая Ирина!

Прежде всего, я очень рад, что обратил Ваше внимание на этого не рядового человека, но хочу подчеркнуть, что обсуждается не его повседневная жизнь, а именно его творчество. Скажем, Нагибин упоминает о его алкоголизме и наркомании. Я эти слова не вычеркнул из эссе лишь потому, что беспристрастный исследователь не должен вырывать из цитаты никаких слов, чтобы не исказить смысл источника. Самому мне представляется, что пристрастие к выпивке на Руси никогда не считалось большим грехом. А уж для поэта это не может считаться и малым грехом. Что же до наркомании, признаюсь, я вообще об этом узнал впервые из этой цитаты, нигде более об этом не читал, поэтому не склонен сразу же на сто процентов поверить прочитанному. Элементы повседневной жизни Галича меня интересуют лишь в той степени, в которой они определяли суть и смысл его творчества.

Я люблю открывать для себя поэтов – наших современников. С такими яркими личностями, как Игорь Царев, Алексей Ивантер, Всеволод Емелин, Евгений Данилов, Наталья Ойсгельт я состоял иногда в краткой, а иногда в более продолжительной переписке, поскольку написал на их стихи немало песен. Очень рекомендую вам посетить страничку необыкновенно глубокого поэта Игоря Царева (ушедшего из жизни 4 апреля сего года), памяти которого я написал стихи

Почему поэты умирают рано?
Может, у поэтов слаб иммунитет?
Где у вас царапина, у поэта - рана,
И саднит и ноет, как от пули след.

Может, у поэтов совести излишки?
"Стерпится и слюбится" - не про них закон.
Может, им невыносимы подлые делишки,
Те, чей вкус для остальных так хорошо знаком?

Мы уже привыкли, нам уже не больно.
Мы им всё простили, веря, что и нам простят.
Лишь поэты-гордецы вечно недовольны,
И принять такой как есть они данность не хотят.
tetra
Цитата(Malcolm @ 27.04.2013, 18:46) *
Пример Бёрнса никак не отменяет примера А.Н. "их сиятельство поехали в райком" Толстого. Или Максима Горького, который при всей своей босяцкой юности под старость тоже стал генералом--иностранцем.


Горький мужиков не любил и идиотизм деревенской жизни вообще тоже. Мужики у него страшные, дикие, жадные и тупые.
vivanov48
Ирина!

Вот ссылка, прежде всего для Вас: дискуссия об Окуджаве, Галиче и Высоцком на заседании литературного клуба «На Полевой». Другим тоже, может быть, будет интересно послушать https://www.youtube.com/watch?v=F_-U_tl9DQw
Moonlighting
Цитата(tetra @ 27.04.2013, 17:53) *
... Мужики у него страшные, дикие, жадные и тупые.


Мне горьковские мужики тоже «не очень», а вот женщины нравятся. «Страуха Изергиль» – чем не характер?
vivanov48
«И были для мужиков точно такими же генералами-иностранцами. Однако же...»

Вот именно, уважаемый Malcolm, что однако! В отличие от Галича, они были дворянами, и «забор» между ними и народом был поставлен еще до их рождения. Но к народу они относились с куда большей любовью, намного милосерднее, чем не-дворянин Галич. Народ для них вовсе не мычащее быдло, как в стихах Галича. Пожалте:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
(Пушкин)

Доля ты - русская долюшка женская!
Вряд ли трудней отыскать!
(Некрасов)

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков
(Лермонтов)

Зачем обязательно ручкаться? У сострадания и милосердия есть много форм, в особенности, поэтических. Галич же демонстрирует не столько любовь и милосердие, сколько ненависть к обидевшей его партноменклатуре. Лично я ничего не имею даже против праведного гнева. Вот только милосердие ставлю намного выше. Особенно у поэта.

В Вашей цитате «Или Максима Горького, который при всей своей босяцкой юности под старость тоже стал генералом--иностранцем.» мне больше всего нравится слово «тоже», которое свидетельствует, что Вы согласны с моим утверждением о том, что Галич для нашего народа был «генералом-иностранцем».
Irina Sokol
Дорогой Валентин!
Мне очень приятно, что Вы вовлекли меня в интересную дискуссию, обозначили новые горизонты для поисков интересного.
Но почему я редко бываю "На Полевой"? Потому что я люблю кино, живопись, архитектуру, музыку, я из тех, кто поёт арии из опер и любит тяжёлый рок. "Красное колесо" скоро читать закончу, люблю и ценю театр, понимаю, что там откуда начинается.
Но к поэзии я ещё как-то не пришла. Поэтому сразу и много Галича - поэта я не смогу воспринять.
Но фильм по его сценарию обещаю посмотреть завтра и написать свои впечатления.
Горького терпеть не могу за его "номенклатурность", за что он вскоре сам и поплатился.
tetra
Цитата(vivanov48 @ 27.04.2013, 19:53) *
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
(Пушкин)

Доля ты - русская долюшка женская!
Вряд ли трудней отыскать!
(Некрасов)

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков
(Лермонтов)


Поэт! Не дорожи любовию народной
(Пушкин)

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
(Лермонтов)

Про мужиков ещё замечательно писал гениальный мужик Шукшин, посмотрите, например, рассказ "Срезал".

Кстати, у Некрасова по-другому: вряд ли труднее сыскать, а не как Вы изволили присочинить.
Malcolm
Цитата(vivanov48 @ 27.04.2013, 18:53) *
Вот именно, уважаемый Malcolm, что однако! В отличие от Галича, они были дворянами, и «забор» между ними и народом был поставлен еще до их рождения.

И?..
Цитата
Но к народу они относились с куда большей любовью, намного милосерднее, чем не-дворянин Галич.

Я как-то не вижу, чтобы "Она вещи собрала, сказала тоненько..." или "Баллада о том, как одна принцесса раз в два месяца..." или "Фантазии на русские темы" или "Про тёщу из Иваново" хотя бы - были бы менее милосердны к народу, нежели чем "К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь".
Цитата
В Вашей цитате «Или Максима Горького, который при всей своей босяцкой юности под старость тоже стал генералом--иностранцем.» мне больше всего нравится слово «тоже», которое свидетельствует, что Вы согласны с моим утверждением о том, что Галич для нашего народа был «генералом-иностранцем».

"Вы так говорите, как будто в этом есть что-то плохое" ©
tetra
Цитата(vivanov48 @ 27.04.2013, 19:53) *
Но к народу они относились с куда большей любовью, намного милосерднее, чем не-дворянин Галич.


И Пушкин, и Лермонтов были довольно крупными рабовладельцами, у Галича, как известно, крепостных не было. Это про любовь и милосердие. Вы, vivanov48, пристрастны штампам, общим местам, как говорил Достоевский.
tetra
Цитата(Moonlighting @ 27.04.2013, 19:29) *
Цитата(tetra @ 27.04.2013, 17:53) *
... Мужики у него страшные, дикие, жадные и тупые.


Мне горьковские мужики тоже «не очень», а вот женщины нравятся. «Страуха Изергиль» – чем не характер?


Мужики, то есть крестьяне, а не просто мужские характеры. Старуха Изергиль -- ныне баба яга, а в прошлом шлюха и убийца, для ницшеанца Горького вполне типичный образ.
Moonlighting
Цитата(tetra @ 27.04.2013, 20:30) *
.... прошлом шлюха и убийца ....

Дык, это в биографии почти любого политика. Если покопаться...
tetra
Цитата(Moonlighting @ 27.04.2013, 21:36) *
Дык, это в биографии почти любого политика. Если покопаться...


Это Вы к чему написали? Не поняла.
Moonlighting
Цитата(tetra @ 27.04.2013, 20:54) *
Цитата(Moonlighting @ 27.04.2013, 21:36) *
Дык, это в биографии почти любого политика. Если покопаться...


Это Вы к чему написали? Не поняла.

Сложно объяснить, но старуха Изергиль вызывает у меня симпатии…

И вообще литератору, собственно как и политику, не обязательно любить народ тем более разделяя патрициев и плебс.
Для него они все по ту сторону сцены.
Ведь в конечном итоге любое искусство лишь лицедейство – торговля «грезами»
А вкусы, или же потаенные страсти у всех очень разные.
tetra
Цитата(Moonlighting @ 27.04.2013, 22:33) *
старуха Изергиль вызывает у меня симпатии…


Месье знает толк

Цитата
Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.
vivanov48
Уважаемый Malcolm!

Ничего плохого в этом, разумеется, нет. Мои слова означают лишь, что я «удовлетворённо крякнул». Но в занятой вами позиции есть момент, которыq мне не вполне нравится.

Судя по Вашей принадлежности к рангу «Супермодераторов», Вы – опытные боец форума, но Вы нарушаете – не знаю, сознательно или неосознанно – одно из важнейших правил ведения дискуссии. Свод этих правил был разработан еще в Древней Греции, и называется он «подменой тезиса». Иными словами, Вы уводите дискуссию в какое-то другое русло так, что еще через два дня и сами забудете, в чём заключались изначальные тезисы представленного автором материала. А ведь я их в самом начале обсуждения четко выделил, сведя всего к двум.

Вот Вы на мой тезис о том, что Галич был далек от народа, хотя позиционировал себя как «радетель народа», затеяли сравнение с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Сравнение, на мой взгляд, совершенно некорректное. Это похоже на то, как на суде маньяк после гневной речи прокурора заявляет: «Да что вы все про меня да про меня. Вон Чикатилло втрое больше меня людей угробил, а Вы про него – ни слова!». Вам не кажется что обоих случаях наличествует сходная подмена тезиса?

Я затеял разговор о раздвоенности личности и творчества конкретного человека. Пушкин здесь совершенно нe при чем. Разумеется, в личной жизни он был далеко не безупречен, а Лермонтов – еще менее безупречен, но в творчестве у них не было никакой раздвоенности. Даже тот факт, что Пушкин написал и «Я помню чудное мгновенье...», и «Сказку о царе Никите и его сорока дочерях», вовсе не свидетельство двуличия Пушкина, а свидетельство многогранности его таланта, поскольку оба этих совершенно разножанровых произведения написаны совершенно искренне, и Пушкин вполне мог бы сказать словами Владимира Высоцкого: «Ни единою буквой не лгу», - чего нельзя сказать о Галиче, который сам признался, что «писал муру» про перевыполнение планов и вредителей.

Я и других участников данного обсуждения призываю: «Родные мои, не уклоняйтесь, пожалуйста, от заявленной мной темы, поскольку мое время, действительно, дорого для меня, и мне не хотелось бы отвечать на, пусть интересные, но далекие от темы вопросы».

Уважаемая tetra!

Прежде чем вступать в дискуссию, ознакомьтесь, пожалуйста, с основами истории по школьным учебникам или, хотя бы, по статьям Википедии. Посмотрите разделы «рабовладение» и «крепостное право». Может быть, тогда Вы поймете, что Пушкин и Лермонтов не только не были никогда рабовладельцами, но не были ни в коем разе «крупными». Заодно посмотрите, сколько было крепостных у обоих. А пока я сообщаю Вам, что Владимир Ильич Ленин, владевший поместьем Кокушкино, и Пушкин относились к одному классу помещиков, потому что «крупными» было принято считать тех, у кого крестьян было более тысячи душ. И не отвлекайте нас своими «познаниями» от темы. Я ведь искренне верю (пока), что Вы не сетевой тролль. Ваши слова: «Это Вы к чему написали? Не поняла» - наиболее убедительное свидетельство тому, что тот способ дискуссии, который Вы избрали, может привести лишь к тому, что Вы запутаете своего собеседника, а затем и сами потеряете понимание того, о чем это Вы так любезно с кем-то «чирикали». Но кудряшки Ваши на портрете довольно милы. Кстати, почему под портретом подпись «Гуру». Это Вы сами так себя квалифицируете? Напрасно!

Еще раз призываю всех: «Давайте попробуем вернуться к обсуждению Галича! Если Вам нечего добавить к заявленной теме, не умножайте спама, идите... к другим дискуссиям. Ведь на одном только этом форуме тем – пропасть, но ведь есть еще масса других форумов.»
Irina Sokol
Посмотрела фильм по киносценарию Галича "Государственный преступник".
Фильм просто чудовищно бездарно отвратительный, недаром Галич получил за него от КГБ всякие награды!
Интересно, много ли насчитывается очевидцев того памятного концерта?
Из моих родственников - знакомых пока никого, хотя люди были диссидентствующие.
По какому принципу там билеты распространялись? Среди партийной элиты?
Moonlighting
Цитата(Irina Sokol @ 28.04.2013, 13:21) *
...
Интересно, много ли насчитывается очевидцев того памятного концерта?
...

В личке
Moonlighting
Цитата(Irina Sokol @ 28.04.2013, 13:21) *
Посмотрела фильм....


А фильмы «Вас вызывает Таймыр» и «Верные друзья»?
петрович
Цитата(Malcolm @ 26.04.2013, 23:27) *
А песни прекрасны и нас с Вами переживут, ни на минуту не сомневаюсь.

Скорее, хороши стихи. Но вряд ли переживут нас с Вами. Какой-нибудь "Красный треугольник" будет минимально понятен после приложения 3 стр комментариев. "Поясок ей подарил поролоновый".
Malcolm
Цитата(vivanov48 @ 28.04.2013, 8:25) *
Вот Вы на мой тезис о том, что Галич был далек от народа, хотя позиционировал себя как «радетель народа», затеяли сравнение с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Сравнение, на мой взгляд, совершенно некорректное. Это похоже на то, как на суде маньяк после гневной речи прокурора заявляет: «Да что вы все про меня да про меня. Вон Чикатилло втрое больше меня людей угробил, а Вы про него – ни слова!». Вам не кажется что обоих случаях наличествует сходная подмена тезиса?

Видите ли, у меня сложилось такое впечатление - и дальнейшая дискуссия его в общем подтверждает, - что Вы из своего тезиса делаете неявный вывод, что творчество Галичу народу непонятно и ненужно. Вот я и взял на себя смелость превентивно указать, что считаю такой вывод совершенно ошибочным.
Если Вы согласитесь с тем, что он ошибочный - или по крайней мере с тем, что из Вашего тезиса он не следует никак - я тут же от Вас отстану.

P.S. Титул "гуру" присваивается пользователю автоматически по достижении тысячи, сколь я помню, постов.
Malcolm
Цитата(петрович @ 28.04.2013, 14:16) *
Цитата(Malcolm @ 26.04.2013, 23:27) *
А песни прекрасны и нас с Вами переживут, ни на минуту не сомневаюсь.

Скорее, хороши стихи. Но вряд ли переживут нас с Вами. Какой-нибудь "Красный треугольник" будет минимально понятен после приложения 3 стр комментариев. "Поясок ей подарил поролоновый".

Полагаю, такие детали вполне можно расшифровать по контексту.
Комментарии, конечно, будут небесполезны - но воспринимать Пушкина вполне можно и без знания того факта, что первая строчка ЕО отсылает к забытому "Осёл был самых честных правил".
vivanov48
Ирине Сокол: Организатором фестиваля был клуб «Под интегралом». У него, конечно, была какая-то квота билетов; была квота и у «Конторы братьев Дивановых», но большая часть билетов продавалась через кассы (и, наверное, через общественных распространителей, как это бывало всегда). Клуб никак напрямую не контактировал с партийными органами, но у партийной элиты всегда была «прямая линия» к кассам всех массовых мероприятий – то есть достаточно было позвонить, скажем, из райкома и попросить оставить столько-то билетов. Сами же партийные органы билеты не распространяли. Поэтому мне и кажется странным, что Ваши «дессидентствующие» родственники – знакомые оказались не в курсе. А очевидцев фестиваля и сейчас достаточно много (например, в клубе «На Полевой»).

С «Петровичем» согласен: стихи лучше песен, но кого они переживут – не знаю. А вот то, что Высоцкий и «Битлз» переживут могу серьезно обосновать. Но это другая тема. О Высоцком у меня более 160 томов книг, поэтому говорить о нем мимоходом не хочу. Говорить о нем что-то своё исключительно трудно именно потому, что так много написано. Есть и очень серьезные работы, которые заложили основы «Высоцковедения» (Сушко, Бакин, Цыбульский). Поэтому для написания нужны 2 вещи: вдохновение и тема.
А еще нужен заинтересованный слушатель.

Я ведь на форум вылез совсем не затем, чтобы покрасоваться, какой я умный, а чтобы понять, насколько людям нужно то, о чем я пишу. Вообще говоря, у меня опубликовано довольно много и разного (проза, стихи, публицистика, научно-популярные, философские эссе и переводы французский поэтов), см., например, http://www.lebed.com/authors.htm#ivanovva.
vivanov48
Уважаемый Malcolm!

Я не вполне согласен с Вашим заявлением, что «воспринимать Пушкина вполне можно и без знания того факта, что...». Скажем, хорошее издание «Евгения Онегина» содержит комментарии, которые объемом никак не меньше самой поэмы. Без прочтения этих комментариев я очень многие места поэмы не понимал, либо понимал совсем не так, как это это понимал Пушкин, что следовало из комментариев.

Еще более яркий пример – Библия. Некоторые атеисты утверждают, что она написана тёмным, малопонятным языком. Это не так. Они забывают о том, что написана она две тысячи лет тому назад, причем разные её книги – суть переводы с разных языков, на которых давно уже не говорят (главным образом, арамейский и древнегреческий). Как человек, имеющий дело с художественным переводом, могу заверить, хороший перевод сделать невозможно, плохо зная общую культуру цивилизаций, породивших эти тексты. Например, далеко не мало слов, использованных Пушкиным, ныне имеют совершенно другой смысл, это ставит читетеля иногда в тупик. Вот для чего нужны комментарии. Что же тогда говорить о древних текстах? Язык, которым они написаны вовсе не казался тёмным и малопонятным современникам этих текстов.
Guru Permanga Nat
Цитата(vivanov48 @ 28.04.2013, 16:58) *
…была квота и у «Конторы братьев Дивановых»…
«Контора братьев Дивановых» появилась лет через восемь после этого концерта. Или даже позже, лень уточнять.
Спасибо, что предоставили такой удобный материал для диагностики Вашей компетентности.
Malcolm
Цитата(vivanov48 @ 28.04.2013, 17:44) *
Без прочтения этих комментариев я очень многие места поэмы не понимал, либо понимал совсем не так, как это это понимал Пушкин, что следовало из комментариев.

Однако ж удовольствие от чтения Вы и до комментариев получили, надеюсь? А это главное.
И, конечно, я совершенно не против того, чтобы комментарии были.

Однако Вы не ответили на мой вопрос насчёт вывода.
Malcolm
Цитата(Guru Permanga Nat @ 28.04.2013, 17:48) *
«Контора братьев Дивановых» появилась лет через восемь после этого концерта. Или даже позже, лень уточнять.

В 77ом или 78ом, насколько я помню.
Moonlighting
А может попробовать собрать тех кто был на этом фестивале?
Потрындеть за чашкой чая
Дело то интересное.
Всяко интереснее чем в узком кругу.
А?
Irina Sokol
Ау, кто был?
Валентин Иванов, Вы были?
В Доме Учёных дело было?
У моего мужа тоже никто на нём не был...
Закрытый показ, что ли, был? Охрана с конной милицией?
vivanov48
Спасибо, мадам Перманга На...!

Да, я лажанулся. Но это не идет ни в какой счет с тем, что я убедился: «За мною так бдительно следят», что мне становится лестно. Жаль, что не имею такой возможности облобызать Вашу прелестную ручку лично. Ведь Вам понадобилось всего 37 секунд, чтобы разоблачить окончательно некомпетентность Иванова. Браво! Нет слов.

Кстати, что означают три точки после слова “Na”? Сильно подозреваю, что их употребляют, главным образом, когда желают послать на... Я угадал?

Малькольму насчет вывода: Мой вывод четко обозначен в ответе. В более пространной интерпретации он звучит так: «Удовольствие можно получить, в принципе, и от резиновой женщины, но общаться лучше в живой». Удовольствие от «Евгения Онегина» я получил и в школе. Там мы проходили по какой-то книжке из серии «Школьная библиотека». Разумеется, никаких комментариев там не было. Но удовольствие после прочтения с комментариями к школьному удовольствию относится так же, как резиновая женщина к живой. Впрочем, об удовольствии от резиновой женщины, к счастью, знаю только по художественной литературе, поэтому сравнение может быть и не совсем корректным. Тогда воспользуюсь сравнением кофе с цикорием и кофе «Арабика».
Moonlighting
Цитата(Irina Sokol @ 28.04.2013, 18:06) *
Ау, кто был..?

Я одного человека знаю, кто действительно был на том концерте.
Да и поискать не так уж трудно.

Кстати тогда директором в «Юности» работала Клавдия Павловна Браташ – милейшей души человек.
Уж она то точно что-то помнит.
vivanov48
Собрать за чашкой чая тех, кто был на фестивале, в принципе, можно. Но так ли это просто? Вот я выложил материал, а кто-нибудь из них откликнулся? То-то!

Колокольный звон с приседаниями идет только по поводу моей оговорки насчет «Братьев Дивановых». И я вижу, мне не помогло даже то, что я сразу признал свою ошибку. Мне здесь вообще ничего не поможет. Такая публика-с. Ну, что ж, какая есть.

Билеты распространяли, конечно, и через университет. До «Братьев» там был какой-то другой культурный центр, но я не помню, потому что тогда я только что поступил на первый курс, и мне было не до культурной жизни НГУ.
tetra
Цитата(vivanov48 @ 28.04.2013, 19:13) *
Спасибо, мадам Перманга На...!

Да, я лажанулся.


Не то слово, вы публично осрамились, я не про контору братьев Дивановых.

P.S. Конъюнктура, а не "коньюктура", как у Вас в просторечном варианте написания и произношения (не утверждайте, что опечатка, не поверю)
Irina Sokol
Чтобы дискутировать достойно, надо быть "в материале".
А это требует некоторой мобилизации в области, ранее не распаханой.
Поэтому ... не обессудьте!
Кстати,
tetra, насколько я её знаю, может быть вполне в курсе творчества Галича. И может быть очень достойным оппонентом. Надо только спросить правильно.
Moonlighting
Цитата(tetra @ 28.04.2013, 18:27) *
.. публично осрамились..

Публики 5 чел. активных
Irina Sokol
Я ошибки не заметила (сама часто спотыкаюсь на грамматике)
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.