Об этом как правило стараются не говорить, ибо молодое поколение не знакомо с этим и не может ощутить для себя выводы этого простого сравнения, а люди моего возраста и постарше живут своими взрослыми, полными хлопот и актуальных дел жизнями и редко ретроспектируют свое прошлое, а тем более в контексте, о котором пойдет речь.
Из воспоминания раннего детства, а это 90-93 года, я помню, что люди тогда были другими. Другими были отношения между людьми. Мы с семьей (мама, брат) жили в поселке, самом обычном. И люди, наши соседи, несмотря на начинающиеся суровые девяностые, хранили теплые, доверительные отношения друг к другу, относились с пониманием.
Еще не просочилось западное мышление, опирующееся на рентабельность и прибыльность как смысл жизни и богатство, роскошь и комфорт как цель деятельности. За те три года я не помню ни одного случая, чтобы по улицам шатались пьяные мужики. А будучи ребенком, я бы наверняка это глубоко бы сохранил в памяти. Но главное, общение было другим. Люди собирались в центре поселка под двумя большими елями, где стояли длинные деревянные столы, играли в лото и в нарды, иногда в карты, общались, тесно, тепло, словно были все одной семьей. Несколько десятков человек с разных улиц. Алкоголь был употребляем крайне редко, насколько верны мои детсткие воспоминания...
Можно ли сейчас встретить что-то такое в современным поселках или городах? В подавляющем большинстве случаев такое застолье либо будет выражать изначальную цель собравшихся напиться и забыться, либо в той или иной мере это случится уже в процессе самого застолья.
Люди ходили намного чаще в гости друг к другу. Намного чаще ездили в гости, в том числе и к родне, и просто к друзьям. Теперь же все изменилось. В гости большинство теперь не приглашает остальное большинство, а то меньшинство, которое таки было приглашено в гости, ссылается на занятость, и не приходит к тому меньшинству, которое набралось гостеприимности и пригласило. Общение оставлено на откуп редким телефонным звонкам и ненавязчивой переписке в социальных сетях.
Люди долго и упорно спорят, может ли виртуальное общение компенсировать живое, в глубине своего естества понимая, что, конечно же, не может, но все же ради удобства и сохранения привычного образа жизни продолжают обманывать себя и приучать к жизни в такой уединенном существовании.
Но психологию ведь не обмануть, и процент депрессий, самоубийств на почве личных переживаний стабильно высок.
Интернет и телефон ведь не сближают людей, а лишь дают возможность осуществлять более удобную связь друг с другом.
Самое печальное, пожалуй, что раньше люди все-таки активнее естественным образом тянулись друг к другу, а теперь люди активнее тянутся к деньгам, роскоши, удобству, уединенному существованию. Знакомство с противоположным полом, не приводящее на второй встрече к сексу, считается не эффективным. В Пикапе это, кажется, называется правилом второй встречи. Дружба заменена полезными связями и деловыми контактами. Благотворительность ассоциируется у большинства с подачкой музыкантам в метро либо с отмыванием "нечистых" денег. В 90-х быть холостяком, уверенным в превосходстве уединенного существования было тоскливо, это был своего рода приговор неудавшейся личной жизни или же означало по настоящему самодостаточных людей, для которых главное дело их жизни превыше всего. Теперь же уединенная, свободная жизнь очень ценится, особенно ее любят городская молодежь и люди среднего возраста из прослойки офисных работников, предпринимателей и т.д.
Это считается нормой жизни, считается желательным и естественным. И ведь дело тут совсем не в том, что все вдруг стали самодостаточными.
Наверное, в моих размышлениях на эту больную тему слишком много тоски и сожаления, вероятно, это так и есть.
Я в свои 28 ощущаю себя человеком, живущим на переходе двух образов жизни, двух культур, одна из которых постепенно растворяется и отмирает, а вторая формируется на останках новой. Обидно лишь наблюдать, как хорошее и по-настоящему ценное безвозвратно истекает в никуда из наших отношений друг с другом.