Форум Академгородка, Новосибирск > "Учение тьма, а неучение свет"
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: "Учение тьма, а неучение свет"
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём
protector_nsk
http://www.newsland.ru/news/detail/id/894831/
http://www.km.ru/v-rossii/2011/05/17/vyssh...sii-degradiruet
http://www.newsland.ru/news/detail/id/762695/
http://www.rg.ru/2012/02/06/basinsci.html

Эмоций, отличных от разочарования и уныния, почти невозможно испытывать читая эти и другие многочисленные статьи о современном образовании, чтении и общем состоянии ментальности в России.
Не хотелось связываться с этой невесёлой и уже избитой темой, но в процессе написания доклада пришлось перелопатить множество статей и изрядно покраснеть за соотечественников.
Позор нам! Позор нам с большой буквы П! Стыд и позор и ничего больше!

Прошло лишь одно поколение с конца 80-х годов. А сколь разительны перемены!
За порицанием пустых прилавков в магазинах продовольствия и одежды многие на замечают (а может и уже забыли) главного:
система образования в СССР была одной из самых эффективных в мире, уровень образованности населения был одним из самых высоких, количество инженеров, профессоров, научных работников в позднем СССР было самым большим в мире. СССР был самим читающим из всех государств мира или одним из самых читающих (по разным источникам).

Теперь мы закупаем технологии в Европе, Америке, Японии и Китае. Теперь самая читающая страна - Германия. Количество наших университетов постоянно уменьшается, по мере того, как часть из них упраздняется и превращается в офисные помещения и финансовые конторы, а часть переорганизуется в частные псевдоэкономические академии, выращивающие манагеров и торгашей. Средний возраст учителей в школах 57 лет (один из самых высоких в мире), так как учителями у нас теперь могут работать лишь из принципа, вопреки условиям и размеру заработной платы.
Я все реже встречаю людей, которые могли бы составлять сложные предложения из слов. Все меньше людей, способных критически мыслить и отличать факты, прочитанные из учебников истории, физики, биологии, химии, математики от слухов соседки по лестничной площадке, советов подружки, заметок на полях недалекой журналистки из гламурного журнала и воспоминаний из недавно просмотренного голливудского блокбастера. А уж что касается грамотности, не академически-филологической, а обывательской, общеобязательной для современного человека, то тут совсем беда!
Вы думаете, в Новосибирском метро стены украшают выдержками из учебников русского языка и стихами выдающихся поэтов для кого? Для приезжих гостей в нашу сибирскую столицу? Как бы не так!? Одни гости, кто побогаче, передвигаются на автомобилях, а те, кто победнее, пашут на стройке или на барахолке в две смены, им не до метро и уж тем более не до повышения своего уровня грамотности. Это для нас, для самих жителей города муниципалитет старается, чтобы мы хотя бы в словах "звонит" и "кухонный" правильно ударения ставили и стихов Пушкина хотя бы парочку наизусть помнили.
Посетите книжные магазины и посмотрите что сейчас лучше всего продается в них. Да вы все и так знаете - это детективная литература с разборками, криминалом, изнасилованиями, предательствами, грабежами и аферами. А какие книги сдаются в макулатуру, а также пылятся и мокнут под дождем у уличных продавцов на низких прилавках ценой в двадцаль и тридцать рублей?
Прежде всего - Толстой, Достоевский, Лермонтов, Бунин, Тургенев, Гоголь, Горький, Пушкин.
Стоит много шуму о том, что правительство специально организует условия в масскультуре и образовании, чтобы оболванивать молодежь.
Я вам отвечу: Так и есть! Но надо отличать мух от котлет! Оно же насильно нас не заставляет потратить лишние 400 рублей в книжной лавке на новенький детектив от Марининой, вместо того, чтобы купить подборку последних научных изобретений от Азимова, трактат по философии или томик золотой русской классики (который, впрочем, вполне доступен и на прилавке небритого торговца подержанной литературы на тротуарной дорожке). Нам ведь нужно все новое, модное, яркое, гламурное и прикольное.
Неважно, что в этих бульварных романах односложные предложения никогда не встречаются с многосложными предложениями, а события в сюжете каждого произведения идентичны по сути и лишь представлены в ином хронологическом порядке с изменением имен героев и моделей машин и пистолетов.

Знаете почему это важно и почему об этом стоит писать, почему это должно сидеть в голове ноющей занозой, вплоть до появления неотложного жгучего желания хоть что-то сделать ради выздоровления российский ментальности?
А потому что образование, чтение и грамотность - это все. В прямом смысле, это все.
Что нам осталось сейчас от древнеегипетской и шумерской цивилизаций, майя, ацтеков, древнего Китая, Индии?
Таблички, свитки, папирусы, письменность, знания, представления, домыслы, то, что они хотели оставить для себя и для потомков.
Интеллект не может быть развит без чтения. Наука не может развиваться вне читающего общества.
Лавинный научный прогресс в эпоху возраждения начался не с открытия и начала широкого использования нефти, а с массового чтения и написания книг.
Расцвет науки в СССР и в Европе, Китае и Японии начался не с демократических достижений и капитализма, а с читающих, и как следствие, эрудированных, креативных, сообразительных людей.
И закат науки и мысли вообще вызван в России (не только в ней, но о ней речь) именно прекращением чтения в целом и чтения научной и просветительской литературы в частности.
В книгах (разве что кроме учебников по системе ЕГЭ), к счастью, пока еще вы не встретите гламурных телок, рассуждающих в каком же году человек впервые полетел в космос - в 1949, в 1961, 1978 или 1989 (что без прикрас и преувеличений происходило в одном из увиденных шоу вчера по каналу Муз-ТВ), в книгах вам еще пока не расскажут, что гамбургер это вкусно и полезно, в книгах вам пока еще не впарят средство от похудения на следующей странице после рекламного листа с гамбургером.
Самое обидное, пожалуй, что нынешняя эпоха в развитии отечественной литературы оставит потомкам по большей части посредственное и серое полотно из убогих простецких детективов и шиковых эпатажных звездных автобиографических опусов.
Впрочем, это случится в том лучшем случае, если литература как предмет вообще не будет отменена в школах в ближайшие пару десятилетий усилиями известных деятелей, а тех детей из интеллигентных семей, которым родители будут прививать грамотность и чтение, ровесники буду дразнить и недолюбливать.

В качестве финального аккорда. (Не)уважаемый мистер Путен, наш пРезидент солнцеликий, хоть то, что вы делаете в правительстве глубоко неуважаемо и порицаемо мною и даже несмотря на то, что это вероятно отводной маневр, все равно мое маленькое спасибо вам за это
Хотя, Библию бы исключил.
demiurg
Гы. А по-моему, самый прикольный чувак - Достоевский, а самая гламурная чувиха - Цветаева. И мне наплевать, что какое-то там государство пытается меня оболванить. Мы с ним друг друга не видим. smile.gif А людям нравится деградировать. Это легко и приятно.
Antibiotic
Цитата
Это легко и приятно.

supdup.gif
Хорошист
Добродетель всегда вознаграждается, порок же приятен сам по себе
protector_nsk
Комментаторам выше:
Как вы считаете, может ли общество рассчитывать на какой-то прогресс и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, если большинство его членов находят естественной и нормальной культурную деградацию.
Ларрик
Учение-свет, а неучение- чуть свет и на работу ))))
Malcolm
Цитата(protector_nsk @ 03.04.2012, 14:53) *
Как вы считаете, может ли общество рассчитывать на какой-то прогресс и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, если большинство его членов находят естественной и нормальной культурную деградацию.

Безо всякого сомнения.
Тому в истории мы тьму примеров видим.
protector_nsk
Цитата(Malcolm @ 03.04.2012, 19:02) *
Цитата(protector_nsk @ 03.04.2012, 14:53) *
Как вы считаете, может ли общество рассчитывать на какой-то прогресс и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, если большинство его членов находят естественной и нормальной культурную деградацию.

Безо всякого сомнения.
Тому в истории мы тьму примеров видим.

Приходит в голову Римская Империя, чьи развратные императоры не смогли спасти ее от разграбления и захвата варварами.
Чуть менее известен пример Вавилона, который может поспорить по степени развращенности и деградации с Римом.
Пример с Содомом и Гомморой приводить не буду, так как к истории отношения не имеет.
Натик

Цитата(protector_nsk @ 03.04.2012, 14:53) *
Как вы считаете, может ли общество рассчитывать на какой-то прогресс и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, если большинство его членов находят естественной и нормальной культурную деградацию.


Эволюцию всегда сопровождает регрессия в тот или иной период. Поэтому в каком-то смысле все нормально.
Malcolm
Цитата(protector_nsk @ 03.04.2012, 19:52) *
Приходит в голову Римская Империя, чьи развратные императоры не смогли спасти ее от разграбления и захвата варварами.

Лучше возьмите в пример тех самых варваров. Которые начали с отбивания носов и рук римским статуям - а в итоге построили самую успешную современную цивилизацию.
Или арабов, которые начали с сакраментального: "Если в этих книгах написано то же самое, что в коране, они бесполезны. Если иное, они вредны".
Или христиан, которые, обретя какую-никакую мощь - первым делом растерзали Ипатию.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.