Доброго вам времени суток, милостивые государи и милостивые государыни!
Это снова я, ваш доктор (…лечащий уши). Ну-тес, любезные, на что жалуемся? Что болит? Ничего не болит?! А ну-ка, здесь потрогаем… тут нажмем… Больно? Ой, да как все запущено! А вы говорили – не болит.
Шутки шутками, а мне в очередной раз интересно ваше мнение. Но сначала – присказка. Некоторым, возможно, прелюбопытно узнать, не круглый ли отличник в прошлом да ныне ездит вам по ушам? Нет, милостисдари, отнюдь. Вспоминая свои школьные годы, должен я признать, что подвигами в учебе не отличался. Судите сами…
По физкультуре, в силу моей хилости, светила мне полноценная «пара», и только по любви моей к изобразительному искусству (рисование/черчение – твердое 5), Анатолий Николаевич Пучков ставил мне хилую 4-ку (стенгазеты и стенды всем нужны…).
По химии, увы, опровергая все надежды моей маменьки, была у меня еле-еле четверка, ибо тут уж… куда скроешься от уроков? Да и репетитор бесплатный дома был…
Почти двойку по алгебре уравновешивала солидная пятерка по геометрии – как-никак, внук чертежника любил и синус, и косинус – и даже, страшно сказать! – косеканс… то есть графики рисовать, вы не подумайте чего!
По труду… ну, попортив изрядные количества заготовок и инструмента, я вызвал в душе Ивана Григорьевича Сульдина смятение и он перестал меня допускать к операциям, опаснее забивания гвоздя молотком, поэтому свой трояк (это за то, что не наносил ущерба оборудованию и не травмировал одноклассников) я имел, как хлеб с маслом.
По географии… Ну, знал я, что столица Пакистана – Карачи, а не Карачинские озера, и что? Полина Евгеньевна, добрейшей души человек, никакой класс держать не умела и он так ходил у ней на ушах, что заниматься там было невозможно… поэтому 3-4.
Ну, по русскому языку, литературе – сами понимаете… 5/5 (реже 4/5 – из-за помарок), тут ноу комментс.
По биологии… Гм. Фрида Трифоновна еще работает, спросите, что я у ней робко спросил после урока про способ размножения млекопитающих… Все будет ясно.
По физике… Ах, физика! Это Песнь Песней. Моего рассказа о строении синхрофазотрона или первом законе термодинамики класс ждал, как сольной партии заезжего тенора. Десять минут ржача было обеспечено. Я пел вдохновенно… Когда я арию заканчивал, то преподаватель, Лилия Борисовна, утирая сладкие слезы, говорила «Спасибо, два» и немедля вызывала следующего. Уже по делу.
Ох, забыл. Французский. Не буду врать – письменный хромает до сих пор. Иначе, чем на 4, не оцениваю… Но в процессе многократного общения с сыновьями Галлии я понял, что письменный – это ерунда. Главное – разговорный! А это comme un vrai parisien…
Но самое главное… я, сын историка, по ИСТОРИИ имел почти что твердую ТРОЙКУ, изредка перемежаемую сумасшедшими, феноменальными пятерками.
ПОЧЕМУ?
Наша преподавательница, Галина Александровна Брагина (вот оксюморон… знакомого-то и то не помнишь, как зовут, а имена-отчества любимых учителей и через 20 лет – как в дневнике… Погодите, с вами то же самое будет!), не любила глумления над историей. Написано в учебнике – значит, топором не вырубишь. А я, грешный, любил у доски порассуждать. О том-с, что низы, конечно, не могут, но не очень-то и хотят, а верхи и могут, и хотят, да неудобственно… В общем – отчего аборигены съели Кука? Молчит наука! Мне представляется совсем простая штука – хотели кушать, да сьели Кука!
И вот когда я высказывал свои, значится, домыслы по поводу мировой истории, три минуты Г. А. еще терпела, потом обрывала: «Опять ВОДУ НАЧАЛ ЛИТЬ! Садись… три!»
Так вот, сей пассаж я изложил вам только потому, что сейчас, по прошествии как минимум 20 лет после своего выпускного, наблюдаю – или чую! – некоторые прежние тенденции. Есть тут у нас среди участников некая барышня, умом неординарная, с которой мы вели, так сказать, беседы о главном… в истории. И она мне поведала, что отступление от генеральной линии учебника до сих пор наказывается моральным расстрелом. А вольная трактовка мотиваций исторических деятелей – тем паче, парой. Более того, злые языки мне говорили, что то же самое примерно и на литературе… И ежели кто и скажет, что Наташа Ростова – просто вдохновенная дура, то ему сразу трындец и приходит, тут же. В-общем, не знаю, вам видней…
Так вот, мне весьма архилюбопытно: а действительно ли, нынче на уроках в моей РОДНОЙ ШКОЛЕ так не в цене собственное мнение? Аргументированное? Несмотря на демократию, перестройку и вообще все такое прочее?! Как-то один из установителей той демократии говорил: «Я готов умереть за то, чтобы вы могли свободно высказать свое мнение!». А в философских школах Сократа и Платона считалось нужным ученикам спорить с Учителем…
Только! Только я прошу вас, милостисдари, поберечь наших учителей. Наши – то есть ваши наставники, священны. Без личностей, без имен и фамилий, без всего. Будем чисты и корректны. Мы ведь говорим принципиально, верно?
Вот тут, как мне кажется, и больно будет…
Простите, что потрогал.