Форум Академгородка, Новосибирск > Виртуальные университеты
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Виртуальные университеты
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём
Astronom
Тема на самом деле достаточно избитая и не новая, но особых достижений в сети интернет до сих пор не наблюдается. А казалось бы, университеты - места, где новейшим перспективным технологиям сам Бог велел цвести и расти. В чем же проблема?
Достаточно погуглить по запросам "виртуальный университет", "интернет-университет", как можно встретить кучу всяких мелких частных проектов, обучающих как работать в windows или стать журналистом за 3 месяца или специализирующихся на втором высшем образовании для реально существующих вузов, но лишь по паре специальностей и лишь как средство скачивания лекций и загрузки результатов работ на сервер университета.
Пожалуй, наибольшие продвижения в этом направлении можно отнести к проекту http://intuit.ru (Институт дистанционного обучения "ИНТУИТ" - первый интернет-проект, специализирующийся на массовой подготовке ИТ-специалистов по различным программам (новая бессрочная лицензия на образовательную деятельность получена в 2011 году)).
Но и это лишь капля в море, еще одна ит-академия, для которых иметь представительство в сети интернет - весьма скромное достижение.

Но ведь потенциал сети интернет и современный уровень развития вычислительных технологий могут дать намного большие возможности, чем используют все нынешние псевдо интернет-университеты вместе взятые. Я имею ввиду, что нет никаких ограниченний, кроме разве что организационных трудностей, чтобы открыть полноценный государственный университет практически целиком в сети интернет (либо постепенно перенести существующий).
Сложностей, конечно, немало на этом пути, но так и тенденция перспективная.
Поставим вопрос прямо, что проще - построить новый корпус университета стоимостью в сотни миллионов рублей или же оборудовать мощный сервер, нанять опытных системщиков для его обслуживания и постепенно перевести студентов, преподавателей и персонал на работу через сайт(сервер университета)?
Даже без глубокого анализа очевидно, что второе проще хотя бы по экономическим соображениям. Это что касается финансовой стороны для Минобразования и РАН.

Давайте зададимся целью детально проанализировать возможные плюсы и минусы перехода на виртуальное обучение (а точнее, интернет-обучение) для студентов:
1. Видеозаписи лекций и семинаров со временем можно будет без труда скачать с сервера университета практически в любой момент, так что нет жесткой необходимости посещать занятия в установленное время, следовательно, есть возможность работать и получать "виртуальное" образование одновременно. Нет никакой необходомости гонять каждый день в универ, стоять в пробках, нет необходимости покупать учебники или торчать в университетской библиотеке в очереди за ними.
2. Индивидуальные занятия можно организовывать посредством конференции через вебкамеры. Линия "студент-преподаватель" или "студенты-преподаватель". Студенту, разве что, остается приобрести планшет для удобной записи заданий для таких обучающих конференций-семинаров.
3. Не надо думать, что виртуальное обучение сделает процесс обучения неконтролируемым, неудобным или неэффективным.
В пределах некоторых ограничений обучение сохранит свою эффективность и контролируемость.
Например, несложно представить программу-интерфейс обучения, посредством которой то, что пишет преподаватель на своем планшете, он-лайн отображается в программе-клиенте у студента, плюс аудиовизуальное обьяснение преподавателя через веб-камеру + обратная связь в виде чата, когда студенты могут задать дополнительные вопросы. Ну и учитывая что запись видео с вебкамеры не представляет собой сложность, студент всегда может пересмотреть материал лекции после и разобраться в том, что не было понято сразу, так что эффективность такого вида обучения даже выше, чем в традиционной форме.
Контроль обучения. Контроль обучения можно проводить в уже описанной выше форме, в виде видео-конференции, записи студента на его учебном планшете можно напрямую транслировать преподавателю. Причем, так можно организовывать даже экзамены, для большего контроля захватывая отображения экрана компьютера экзаменуемого студента либо используя такие утилиты, как teamviewer. В сочетании с наблюдением за студентом посредством его веб-камеры описанный подход позволяет устраивать даже массовые экзамены без лишних сложнестей.
Описанный выше подход дает возможность, например, научному сотруднику одновременно работать в Ияфе и экзаминировать студентов по квантовой физике, которые могут сидеть у себя дома с Томске, Якутске или Горно-алтайске и сдавать экзамен.
Конечно, для ряда факультетов остаются практические занятия, лабораторные работы, технические эксперименты, работа с оборудованием.
Отчасти здесь тоже можно создавать виртуальные программные аналоги, но в этом случае, придется отдать должное традиционной форме обучения - это пока остается непреодолимой проблемой.
Но по сути переход к интернет-обучению не ставит собой задачу полного виртуализирования университетов, все равно ведь университеты - это различные творческие кружки, дополнительные семинары, хоры, библиотеки, дух обучения, атмосфера знаний, общение с единомышленниками, места для знакомств и поиска полезных связей и прочее прочее, то есть, социальная, развлекательная, организационная, объединяющая и прочие функции университетов сохранятся.
Но, тем не менее, переход на виртуальные университеты в обозримом будущем стоит проводить по:
1. PROFIT (Финансовым соображениям для Минобразования и РАН)
2. Инновационным соображениям
3. Соображением удешевления образования для студентов и доступности образования.
4. Соображениям снижения городского траффика и ликвидации пробок (что актуально для крупных городов и особеннов связи растущими ценами на бензин)
5. Соображениям удобства хранения информации, удобства управлением программами курсов, удобства формирования групп студентов, удобства организации занятий, удобства формирования статистики и отчетности во всех сферах жизни универстетов, удобства в плане доступа к информации, удобства начисления стоимостей обучения, заработной платы преподавателям и персоналу и т.д. и т.п..
6. Соображениям безопасности (вспомним множественные случаи минирования университетов)
7. Соображениям здравоохранения (ослабнут очаги высокого риска инфекционных заболеваний)


Наверняка есть и минусы и у такого рода переходов. И их немало. Но я оставляю возможность поразмышлять об этом другим участников обсуждения.
alex2000
Букофф то скока, хоть бы основные положение болдили.
Если очное обучение сейчас ТАКОЙ ужастик выдает, то какой смысл говорить об интернет обучении? Качество - минус ноль.
Astronom
Цитата(alex2000 @ 22.08.2011, 20:18) *
Букофф то скока, хоть бы основные положение болдили.
Если очное обучение сейчас ТАКОЙ ужастик выдает, то какой смысл говорить об интернет обучении? Качество - минус ноль.

Качество обучения, на мой взгляд, зависит от квалифицированности преподавателей, мотивации обучающихся и удобстве преподнесения и восприятия информации.
Вы находите слабые места по данным трем пунктам в обсуждаемой форме обучения?

Занятия в интернет-университетах могли бы проходить в примерно такой форме:
Eyeless Watcher
http://www.ai-class.com/
Я просто оставлю это здесь.
Кстати, я совершенно не понимаю, зачем для всего этого обучения нужно видео с живыми людьми, да еще и онлайн. Есть материал, есть программа, есть возможность задать вопрос и получить ответ, есть возможность проверить достижения. Что еще нужно-то?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.