Форум Академгородка, Новосибирск > Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя.
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя.
Форум Академгородка, Новосибирск > Тематические разделы > Дети > Образование
Страницы: 1, 2, 3
irish_nice
Книга хоть и написана американским педагогом, но из ее содержания видно насколько наши образовательные системы схожи.
Это также ответ тем, кто считает американское образование образцом для подражания.
После прочтения этой книги, лично для меня становиться понятным нынешнее стремление многих родителей перейти на домашнее образование.

Дж. Гатто пишет о том, что так или иначе школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач. Школа – это фабрика марионеток, в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Цели могут декларироваться самые разные, но конечная цель именно такова, и надо осознавать это – вот что говорит в своей книге Дж. Гатто. Индивидуальность ребенка, его помыслы и мечты, его личностные качества оказываются невостребованными.

Кроме конкретных знаний, школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, отношение к миру в целом. Вот основные уроки, которые, по мнению автора, дает школа.

Первый урок – это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Второй урок – людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу, смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.)

Третий урок – урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.

Четвертый урок – это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.

Пятый урок – урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Седьмой урок – полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.
миссЛ
Нашла в глубинах интернета Исповедь родителей supdup.gif


КТО ХОДИТ В ШКОЛУ ПО УТРАМ

ЧАСТЬ 1

Попробую начать с самого начала с тех давних времен, когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец 80-х годов "перестройка" уже началась, но в школе еще ничего не изменилось. (А мысль о том, что в школу МОЖНО ;-) не ходить, еще не приходила мне в голову ну, попробуйте вспомнить свое детство. Ведь многие из вас учились в школе примерно в те же времена. Могли ваши мамы додуматься до того, что в школу можно не ходить? Не могли. Вот и я не могла.)

КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ

Став родительницей первоклассника, я пошла на родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками сидела толпа взрослых людей (на вид вполне нормальных), и все они усердно записывали под диктовку учительницы, сколько клеточек надо отступать от левого края тетради, и т.д., и т.п. "А Вы почему не записываете?!" грозно спросили меня. Я не стала рассказывать о своих ощущениях, а просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет ;-).)

С тех пор начались наши школьные "приключения". Многие из них стали "семейными легендами", которые мы со смехом вспоминаем, когда речь заходит про школьный опыт.

(Приведу один пример "история о выходе из октябрят". В то время всех первоклассников еще "автоматически" зачисляли в окртябрята, а потом начинали взывать к их "октябрятской совести" и т.д. К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он "выходит из октябрят". В школе началась паника.

Устроили собрание, на котором ДЕТИ предлагали меры наказания для моего ребенка. Варианты были такими: "исключить из школы", "заставить быть октябренком", "поставить двойку по поведению", "не переводить в третий класс", "не принимать в пионеры". (Возможно, это был наш шанс перейти на обучение эктерном еще тогда ;-) но мы этого не поняли.) Остановились на варианте "не принимать в пионеры", что вполне устраивало моего сына. И он остался в этом классе, не будучи октябренком и не участвуя в октябрятских развлечениях.)

Постепенно мой сын приобрел в школе репутацию "довольно странного мальчика", к которому учителя не особо приставали, потому что не находили у меня отклика на свои претензии. (Поначалу претензий было очень много начиная от формы написания буквы "ы" моим сыном и заканчивая "неправильным" цветом его рубашки. Потом они "сошли на нет" я не "шла навстречу" и не "воздействовала" ни на букву "ы", ни на выбор цвета рубашек.)

А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу "что у меня сегодня было интересного"). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: "Я сегодня такую интересную книгу начал читать на математике." Или: "Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии на истории." Или: "А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет мы с ним на географии пару партий успели сыграть." Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы делать.

И тут в моем сознании произошел поистине РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ;-)!!! Я подумала: "А может, ему вообще не стоит ходить в школу?" Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы продолжали обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и сказала, что мой сын больше не будет ходить в школу.

Скажу честно: решение уже было "выстрадано", поэтому мне было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти формальности и избавить школу от проблем написать какое-нибудь заявление, чтобы они успокоились. (Потом многие мои знакомые мне говорили: "Да, повезло тебе с директором, а вот если бы она не согласилась " да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.)

Но директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно рассказала ей о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших действий я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего ребенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок (по причине своих якобы "выдающихся" способностей) в качестве "эксперимента" будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же школе.

В то время это показалось нам отличным выходом, и мы забыли о школе ;-) почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми делами, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и озвучивал написанное на "живых" инструментах, а ночами сидел за компьютером обустраивал свою BBS (если среди читателей есть "фидошники" они знают эту аббревиатуру; могу даже сказать, что у него был "114-й нод" в Питере "для тех, кто понимает" ;-) ). И еще он успевал читать все подряд, изучать китайский язык (просто так ему это было интересно в тот период), помогать мне в моей работе (когда я не успевала сама сделать какой-то заказ), попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей на разных языках и на установку электронной почты (в то время это еще считалось очень сложной задачей ;-) приходилось приглашать "умельца"), развлекать младших детей В общем, он был безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным ;-).

В апреле мы вспомнили: "Ой, пора готовиться к экзаменам!" Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали, что он готов сдавать. На этом мое участие в его школьных делах завершилось. Он сам поочередно "отлавливал" учителей и договаривался с ними о времени и месте встречи. Все предметы удавалось сдать за одно-два посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить "экзамен" или это было просто "собеседование", или что-то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по своему предмету "5" хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала "4". (Но нас это нисколько не огорчало такова была цена свободы ;-).)

В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь "каникулы" (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий класс, так что в любой момент может все "переиграть" и пойти учиться обычным способом. (Надо отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и дедушек они были уверены, что ребенок скоро "одумается" ;-), не будет слушать эту "ненормальную" мамашу (меня то есть) и вернется в школу ;-). Увы. Не вернулся.)

Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не начинать ходить в школу. Но она была "социализированным" ребенком: она начиталась детских книжек советских писателей, где настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу это очень "престижно" ;-))). А я, будучи сторонницей "свободного" воспитания, не собиралась ей это запрещать. И она отправилась в первый класс. Ее хватило почти на два года!!! Только к концу второго класса ей (наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат. (К тому же и она успела внести свою лепту в "копилку" семейных легенд с ней тоже проиходили разные нетипичные для этой школы истории.)

У меня просто камень с души упал ;-). Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое детей школьного возраста, которые не ходят в школу. Кстати, если кто-то случайно узнавал об этом, меня смущенно спрашивали: "А чем больны ваши дети?" "Ничем", - спокойно отвечала я. "Но тогда ПОЧЕМУ?!!! Почему они не ходят в школу?!!!" "Не хотят". Немая сцена ;-).

МОЖНО ЛИ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ

Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту "замену" школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.)

Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны "сдавать" туда своих детей, достигших 7-летнего возраста. И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова "охрана детства" но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться). Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он "не может посещать школу по состоянию здоровья". (Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!)

Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня ;-) додумались до идеи не "сдавать" детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей.

Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!! Более того ;-), там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!

В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете поделитесь: опубликую в рассылке.)

После этого мне сказали: "Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены." Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло ;-). Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве.

Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).

А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет ;-). А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого!

А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!!

То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.

Но это теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях ;-) но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.

Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему "домашнее обучение". С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе "решающее большинство" (на "педсоветах", где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия "домашнего обучения" чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!! Он ДОЛЖЕН "отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ"! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи )

Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале "прочерк" вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса). Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были "сосчитаны" ни в одной поликлинике, и от слов "медицинская справка" у меня начиналось головокружение) а иначе он "заразит" других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием ;-).) Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в "жизни класса": мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.

Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили ;-). Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!

Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и "участия в жизни класса") сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.

Но я отвлеклась ;-). Вернемся в прошлый год, когда я привела в "первый класс" 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. "окончил начальную школу". И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.

Вот только желания такого у него почему-то нет ;-). Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.
ЧАСТЬ 2

КАК УЧИТЬСЯ ДОМА



Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: "У нас ребенок ходит в школу и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!" Когда я говорю, что никто с моими детьми не "сидит", делая вместе с ними "уроки" мне просто не верят. Думают, что это бравада.

Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним "делать уроки") тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.

Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить может быть, "3" за изложение своих собственных мыслей лучше, чем "5" за запись папиных или маминых?) тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.

А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является "хороший аттестат" (для поступления в "хороший вуз") это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор совершенно другая. Иногда ;-) удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто "побочный эффект" ;-). Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели с "хорошего аттестата". Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены "двигать" своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется "толчок" в виде регулярных "домашних заданий". Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи а потом, "пройдя" в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно "проглотить" за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них довольно тонкие и читаются "на одном дыхании" (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился "лишний" месяц, который можно "отдать" тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка например, русский язык с его запутанными правилами ;-).) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома "очень трудно". Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)

Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей ;-). И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать А если даже что-то не будет получаться можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет "любого" это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить ;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

И напоследок опять о моем личном опыте. Мы пробовали по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год обучения экстерном), и пускали все "на самотек". Пробовали даже материальные стимулы ;-))). Например, я выделяю на учебу некую сумму, которой хватит на оплату трех месяцев занятий с преподавателями (при обучении по системе "консультация зачет"). Если ребенок успевает сдать все ровно за 3 месяца хорошо. Если не успевает я как бы "даю ему взаймы" недостающую сумму, и потом нужно будет ее вернуть (у моих старших детей были источники дохода они регулярно подрабатывали). А если сдает быстрее оставшиеся деньги получает в качестве "приза". (В тот год призы были получены, но идея не прижилась ;-) больше мы так не делали. Это был просто эксперимент ;-), который был интересен всем участникам. А после получения результатов перестал быть интересен. Мы уже поняли, как это работает.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: "Тебе хорошо твои дети такие способные, они хотят учиться А наших не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу." Насчет "способных" детей спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть "способности", к чему-то нет. И учатся дома они не потому, что "способные", а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой ;-).

У любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как "книги").

Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. И так далее. Чем дальше, тем хуже. Да еще и коллектив, навязанный ему извне. Да еще и казенные стены (а я вообще считаю, что в казенных стенах ничего не получается хорошо ни детей рожать, ни лечиться, ни учиться, ни заниматься каким-то делом - впрочем, это дело вкуса, а "о вкусах не спорят", как известно ;-) ).

Дома все иначе. То, что в школе кажется скучным и неприятным, дома кажется интересным. Вспомните момент, когда ребенок (даже если это школьник-троечник) впервые берет в руки стопку новых учебников. Ему интересно! Он рассматривает обложки, он листает учебники, "зависая" над какими-то картинками А что дальше? А дальше начинаются опросы, оценки, задания, нотации И открывать учебник просто потому, что "интересно", ему и в голову не приходит

А если ему не нужно ходить в школу и двигаться в навязываемом ему темпе, делая попутно сотни ненужных действий тогда можно спокойно (выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав в родителями, поиграв с кошкой впишите недостающее ;-) ) открыть этот же учебник в подходящий момент и С ИНТЕРЕСОМ почитать, о чем там написано. И знать, что никто не вызовет тебя к доске ;-) с грозным видом и не обвинит тебя в том, что ты не все запомнил. И не стукнет портфелем по голове. И не выскажет твоим родителям свое мнение о твоих способностях

То есть в школе знания если и усваиваются то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения. И если ребенку дать возможность не ходить в школу он, конечно, первое время будет только отдыхать ;-). Отсыпаться, отъедаться, читать, гулять, играть Столько, сколько надо чтобы "скомпенсировать" ущерб, нанесенный школой. Но рано или поздно настанет момент, когда ему захочется взять учебник и просто почитать ;-)

КАК ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ

Легко. У нормального ребенка, помимо одноклассников, обычно есть еще очень много других знакомых: живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом Если ребенку хочется общаться он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А если он не хочет значит, и не надо. Наоборот, надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность "уйти в себя".

У моих детей бывали разные периоды: иногда они могли целый год просидеть дома и общаться только с домашними (правда, семья у нас всегда была не маленькая) и переписываться со своими "виртуальными" знакомыми. А иногда они "с головой" окунались в общение. Но самое главное они сами выбирали, когда им сидеть в одиночестве, а когда "выходить в люди".

И "людей", к которым они "выходили", мои дети тоже выбирали сами это не был "коллектив одноклассников", сформированный случайным образом. Это всегда были именно те люди, с которыми они хотели пообщаться.

Некоторые думают, что "домашние" дети, даже если они хотят общаться, просто не могут и не умеют это делать. Довольно странное опасение. Ребенок ведь живет не в камере-одиночке, а в семье, где ему с самого рождения изо дня в день приходится общаться. (Конечно, если в вашей семье люди общаются между собой, а не проходят молча мимо, не замечая друг друга.) Так что основные "навыки общения" у него формируются именно дома, а отнюдь не в школе.

Но дома общение обычно бывает более полноценным, чем в школе. Ребенок привыкает свободно обсуждать любые темы, выражать свои мысли, обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые аргументы в споре Дома ему часто приходится общаться с теми, кто старше его и общаться "умеет" лучше качественнее, полноценнее. И ребенку приходится "подтягиваться" до уровня нормального взрослого общения. Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от ситуации

Согласна есть такие "сверстники", которым все это не нужно. Которые под "общением" понимают что-то другое. Которые не станут вести диалоги и уважать собеседника. Но ведь и вашему ребенку тоже не захочется с такими общаться! Он выберет других тех, с кем ему самому будет интересно.

Еще одна важная вещь издевательства и нападки подростков на тех, кто чем-то отличается от других. Или от тех, кто позже других появился в "коллективе". Например, если ребенок в 14 лет переходит в другую школу это часто оказывается для него тяжелым испытанием.

Признаюсь: мои старшие дети проводили такие "эксперименты" ;-). Им было интересно примерить на себя роль "новенького". Они начинали ходить в школу и с интересом наблюдали за поведением класса. Часть одноклассников обязательно пыталась "издеваться". Но если "новенький" не обижается, не возмущается, а откровенно развлекается, слушая их "издевательства" это их сильно озадачивает. Они не понимают, как можно не обидеться на их изощренные метафоры? Как можно не принимать это всерьез? И очень скоро им надоедает "издеваться" впустую ;-).

Другая часть одноклассников сразу ставит клеймо "не наш". Не так одет, не такая прическа, не ту музыку слушает, не о том разговаривает. Ну, мои дети и сами не стремились войти в число "наших". И, наконец, третья группа те, кому сразу становилось интересно пообщаться с этим странным "новеньким". Т.е. именно то, что он "не такой, как все", сразу отвращало от него вторую группу и сразу привлекало к нему третью.

И вот среди этих "третьих" как раз и находились те, кому недоставало нормального общения и которые окружали "странного" новенького вниманием, восхищением и уважением. А потом, когда мои дети уходили из этого класса (продержавшись там 3-4 месяца пока у них хватало сил рано вставать каждое утро, при нашем абсолютно "совином" домашнем образе жизни), некоторые из этих одноклассников оставались их близкими друзьями. Более того ;-), кое-кто даже ушел вслед за ними из школы!

И вот какой вывод я сделала из этих "экспериментов". Моим детям было очень ЛЕГКО строить отношения с новым коллективом. У них это не вызывало стрессов и сильных негативных переживаний. Они воспринимали школьные "проблемы" как игру, а отнюдь не как "трагедии и катастрофы". Может быть, потому, что пока их одноклассники ходили в школу и тратили энергию на преодоление тех трудностей, которые выдвигала перед ними школа (рано вставать, много сидеть, недоедать, переутомляться, ссориться с одноклассниками и бояться учителей), мои дети вместо этого росли, как цветы ;-), свободно и радостно. И именно поэтому выросли БОЛЕЕ СИЛЬНЫМИ.

Теперь по поводу отношения других детей к тем, кто не ходит в школу. За 12 лет мы видели разное ;-). От глупого смеха маленьких дурачков ("Ха-ха-ха! Он не ходит в школу! Он дебил!") до странных форм зависти ("Ты думаешь, что ты умнее нас, если ты не ходишь в школу? Да тебе все эти пятерки за деньги ставят!") и до искреннего восхищения ("Повезло тебе с родителями! Мне бы так ").

Чаще всего бывало так. Когда какие-то знакомые моих детей узнавали, что они не ходят в школу, это вызывало сильное удивление. Вплоть до шока ;-). Начинались расспросы. Почему, как это можно, кто это придумал, как происходит учеба, и т.д. Многие дети после этого приходили домой, с восторгом рассказывали своим родителям, что оказывается!!! МОЖНО не ходить в школу!!! А дальше ничего хорошего. Родители не разделяли этот восторг ;-(. Родители объясняли ребенку, что это "не для всех". Что некоторые родители, в некоторых школах, для некоторых детей, за некоторую плату А они не "некоторые". И пусть ребенок забудет навсегда. Потому что в НАШЕЙ школе такое не разрешено! И точка.

И ребенок на следующий день с тяжким вздохом говорил моему: "Тебе хорошо, тебе МОЖНО не ходить в школу. А мне НЕЛЬЗЯ. Мне мои родители сказали, что в нашей школе это не разрешается."

Иногда (видимо, если ребенок не удовлетворялся таким ответом) ему начинали объяснять, что он НОРМАЛЬНЫЙ, в отличие от таких, которые НЕ ХОДЯТ в школу. Тут было два сюжета. Либо ему объясняли, что его знакомый (т.е. мой ребенок, который не ходит в школу), на самом деле умственно отсталый, поэтому он НЕ МОЖЕТ учиться в школе. А вовсе не "не хочет", как тут пытались представить. И надо не завидовать ему, а наоборот надо радоваться, что "ты-то нормальный, и ты МОЖЕШЬ учиться в школе!!!"

Либо родителей "заносило" в другую крайность, и они рассказывали, что нужно иметь очень много денег, чтобы разрешить своему ребенку не ходить в школу, а просто "покупать" ему оценки.

И только несколько раз за все эти годы родители отнеслись к такому рассказу с интересом. Они подробно расспросили сначала своего ребенка, потом моего, потом меня а потом ;-) тоже забрали своего из школы ;-). К радости последнего. Так что на моем счету несколько "спасенных" ;-) от школы детей.

Но в большинстве случаев знакомые моих детей просто считали, что моим детям повезло ;-) с родителями. Потому что не ходить в школу, на их взгляд, это очень здорово, но ни один "нормальный" родитель такого не разрешит своему ребенку. Ну, а у моих детей родители "ненормальные" (по многим параметрам) так что им повезло ;-))). И нечего примерять на себя этот способ жизни, потому что это недосягаемые мечты.

Так что у родителей ;-) есть шанс воплотить "недосягаемую мечту" своего ребенка. Подумайте об этом.

НРАВИТСЯ ЛИ МОИМ ДЕТЯМ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ

Ответ однозначный: ДА. Если бы было иначе, они бы просто ходили в школу. Я никогда не лишала их такой возможности, и за прошедшие 12 лет было совершено несколько попыток это делать. Им самим было интересно сравнить хождение в школу и домашнюю свободу. Каждая такая попытка давала им какие-то новые ощущения (не знания! знания они приобретали не в школе!) и помогала им понять что-то важное о себе, о других, о жизни Т.е., несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз вывод был один и тот же: дома лучше ;-).

Я думаю, что уже нет смысла перечислять, почему им лучше дома. И так уже все понятно ;-) можно заниматься тем, что тебе интересно, ты сам решаешь, что тебе делать и когда, тебе никто ничего не навязывает, тебе не надо рано вставать и давиться в общественном транспорте И так далее, и тому подобное

Моя дочь сформулировала свои ощущения от хождения в школу так: "Представь ты испытываешь сильную жажду. И чтобы утолить свою жажду ("жажду" знаний), ты приходишь к людям (в социум, к учителям, в школу) и просишь их утолить твою жажду. И тут они связывают тебя, выхватывают 5-литровые клизмы и начинают лить в тебя в огромном количестве какую-то бурую жижу И говорят, что это утолит твою жажду " Грубовато ;-), но честно.

И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной семье, заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое Как сказала одна учительница про моего ребенка - "патологическое чувство свободы" ;-).
irish_nice
olegt

дело в том, что и русского языка качественного-то тоже нет в школах smile.gif

Ну зачем мне или вам было знать что у слова есть приставка, суфикс и что там еще? smile.gif) Разве это так важно при разговорной речи? Знаете... мне всегда нелегко давались все эти правила русского языка... Грамматика и синтаксис давались мне интуитивно. Думаю даже, по большей части, этому способствовало непрерывное чтение на протяжении многих лет.

Ведь гораздо важнее, на мой взгляд, знать сущность слова, его значение, происхождение. В этом - культура народа, его традиции.

Что касается клубов по интересам - не знаю точно где и что есть подобное в Новосибирске. Думаю, гимназии-лицеи с более творческим и личностным подходом сейчас есть везде.

Другое дело - попробовать самим заниматься с детьми, если позволяет время. Кстати, книга "Кто ходит в школу по утрам " - отличное тому пособие smile.gif

Есть еще одна книга, с более глубоким анализом педагогической проблемы и школьной системы, с практическими примерами обучения "не по системе".

Обе книги есть в моей коллекции smile.gif) могу выслать по желанию.
irish_nice
А еще порекомендовала бы Ошо "О детях" прочесть. Лучше чем у него, никто не напишет, по-моему smile.gif

Но там раскрыта проблема не столько школьного образования, сколько эгоистического подхода к воспитанию детей в целом, и именно со стороны родителей. Которые, в большинстве своем хотят чтобы дети делали то, что ИМ нужно, вели себя так, как ИМ нужно. И закладывают в детское сознание СВОЕ видение вопросов, отношение к окружающему, свои знания, которые зачастую далеки от истинных.
В итоге дети теряют свою природную самобытность и проживают не свою жизнь, а копию родительской.
MyThing
Цитата(irish_nice @ 29.04.2010, 23:27) *
Обе книги есть в моей коллекции smile.gif) могу выслать по желанию.

Буду благодарна, если вышлете мне тоже. smile.gif
Silvia
Цитата(irish_nice @ 30.04.2010, 0:27) *
Ну зачем мне или вам было знать что у слова есть приставка, суфикс и что там еще? smile.gif) Разве это так важно при разговорной речи?

это важно при письменной речи. Меня, например, жутко коробит, если натыкаюсь на человека, который решил для себя, что главное уметь разговаривать на родном языке и при это пишет "видить".
Марийка
Цитата(irish_nice @ 30.04.2010, 0:35) *
А еще порекомендовала бы Ошо "О детях" прочесть. Лучше чем у него, никто не напишет, по-моему smile.gif

Всё-таки образование и воспитание не следует путать.

Про суффикс прямо поразили.
Silvia
Цитата(Марийка @ 30.04.2010, 9:03) *
Про суффикс прямо поразили.

даешь олбанский в каждый дом bayan3.gif
prosto ya
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 8:00) *
Цитата(irish_nice @ 30.04.2010, 0:27) *
Ну зачем мне или вам было знать что у слова есть приставка, суфикс и что там еще? smile.gif) Разве это так важно при разговорной речи?

это важно при письменной речи. Меня, например, жутко коробит, если натыкаюсь на человека, который решил для себя, что главное уметь разговаривать на родном языке и при это пишет "видить".


Меня, когда я читаю посты некоторых наших пользователей форума, просто корежит от полнейшей безграмотности. sad.gif Так что, уметь грамотно разговаривать - недостаточно для гармонично развитой личности. rolleyes.gif
MyThing
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 8:00) *
это важно при письменной речи. Меня, например, жутко коробит, если натыкаюсь на человека, который решил для себя, что главное уметь разговаривать на родном языке и при это пишет "видить".

У всех по разному. Я вот ни одного правила кроме "ча-ща..." не помню. Писала грамотно, сколько себя помню.
Дочь моя в 3 года находила в книгах опечатки и, печатая в асе, ставила на место запятые в сложных предложениях.
Слова "суффикс", понятное дело, она не знала. Да и вообще не знала, что писать можно неграмотно. smile.gif

Мне кажется, знать части слов - просто интересно. Грамотности не добавит, но прикольно же изучать. Мне в школе нравился разбор слова по частям. smile.gif
миссЛ
У меня позавчера сын (4 класс) пришел со школы домой и, радостный такой, рассказал, что на математике песню сочинил blink.gif
Пора задуматься...
prosto ya
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 8:10) *
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 8:00) *
это важно при письменной речи. Меня, например, жутко коробит, если натыкаюсь на человека, который решил для себя, что главное уметь разговаривать на родном языке и при это пишет "видить".

У всех по разному. Я вот ни одного правила кроме "ча-ща..." не помню. Писала грамотно, сколько себя помню.
Дочь моя в 3 года находила в книгах опечатки и, печатая в асе, ставила на место запятые в сложных предложениях.
Слова "суффикс", понятное дело, она не знала. Да и вообще не знала, что писать можно неграмотно. smile.gif

Мне кажется, знать части слов - просто интересно. Грамотности не добавит, но прикольно же изучать. Мне в школе нравился разбор слова по частям. smile.gif

У Вас, вероятно, т.н. "врожденная грамотность". rolleyes.gif Со мной то же самое. Правил практически никаких не помню. Пишу чисто интуитивно. Но это ведь не каждому дано... rolleyes.gif
Silvia
Цитата(prosto ya @ 30.04.2010, 9:12) *
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 8:10) *
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 8:00) *
это важно при письменной речи. Меня, например, жутко коробит, если натыкаюсь на человека, который решил для себя, что главное уметь разговаривать на родном языке и при это пишет "видить".

У всех по разному. Я вот ни одного правила кроме "ча-ща..." не помню. Писала грамотно, сколько себя помню.
Дочь моя в 3 года находила в книгах опечатки и, печатая в асе, ставила на место запятые в сложных предложениях.
Слова "суффикс", понятное дело, она не знала. Да и вообще не знала, что писать можно неграмотно. smile.gif

Мне кажется, знать части слов - просто интересно. Грамотности не добавит, но прикольно же изучать. Мне в школе нравился разбор слова по частям. smile.gif

Пишу чисто интуитивно. Но это ведь не каждому дано... rolleyes.gif

об том и речь. Знание правил на уровне школы вреда еще никому не принесло.
Indi
Цитата(prosto ya @ 30.04.2010, 8:12) *
У Вас, вероятно, т.н. "врожденная грамотность". rolleyes.gif Со мной то же самое. Правил практически никаких не помню. Пишу чисто интуитивно. Но это ведь не каждому дано... rolleyes.gif


Только эта самая "врожденная грамотность" часто претерпевает изменения, т.к. основана на зрительной памяти, а в наблюдаемых нынче текстах масса ошибок.
MyThing
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 8:15) *
об том и речь. Знание правил на уровне школы вреда еще никому не принесло.

Я их не знаю. shy.gif


И всё-таки стартовый пост не об этом. smile.gif
Марийка
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 9:19) *
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 8:15) *
об том и речь. Знание правил на уровне школы вреда еще никому не принесло.

Я их не знаю. shy.gif


И всё-таки стартовый пост не об этом. smile.gif

Но их знание вреда бы Вам не принесло smile.gif

Я была бы очень благодарна, если бы кто-нибудь тезисно изложил содержание стартового поста.
миссЛ
На самом деле, меня "убивает" уравниловка в школе! В классе из 32 учеников индивидуального подхода нет и не будет! Вот так и растет средняя серая масса, а если и выделятся 1-2 ученика в классе своим неординарным поведением или способностями, то редко встречают поддержку классного руководителя. Скорее недовольство, что ребенок выбивается из общего строя, что не такой как все.
MyThing
Цитата(Марийка @ 30.04.2010, 8:21) *
Я была бы очень благодарна, если бы кто-нибудь тезисно изложил содержание стартового поста.

Пожалуйста:
"Школа калечит детей, целенаправленно лепя из них безынициативных исполнителей. Ребёнок теряет индивидуальность и приучается воспроизводить вложенное в него, не задумываясь о смысле."
smile.gif

IMHO, стартовый пост очень спорен в силу своей однобокости.
Марийка
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 9:25) *
Пожалуйста:
"Школа калечит детей, целенаправленно лепя из них безынициативных исполнителей. Ребёнок теряет индивидуальность и приучается воспроизводить вложенное в него, не задумываясь о смысле."
smile.gif

IMHO, стартовый пост очень спорен в силу своей однобокости.

Спасибо.
Тогда получается, что у нас все практически безынициативные исполнители без индивидуальности, которые воспроизводят вложенное в него, не задумываясь о смысле.
Я не согласна. smile.gif
MyThing
Насчёт безликой серой массы роботов я не уверена. smile.gif
Но полагаю, что время, потраченное на школу, зачастую имеет КПД ниже чем у парового двигателя. biggrin.gif
prosto ya
Цитата(Марийка @ 30.04.2010, 8:35) *
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 9:25) *
Пожалуйста:
"Школа калечит детей, целенаправленно лепя из них безынициативных исполнителей. Ребёнок теряет индивидуальность и приучается воспроизводить вложенное в него, не задумываясь о смысле."
smile.gif

IMHO, стартовый пост очень спорен в силу своей однобокости.

Спасибо.
Тогда получается, что у нас все практически безынициативные исполнители без индивидуальности, которые воспроизводят вложенное в него, не задумываясь о смысле.
Я не согласна. smile.gif

Я тоже категорически не согласна. rolleyes.gif Практически все мои друзья-одноклассники - люди весьма инициативные и супериндивидуальные! supdup.gif Не удалось таки нашей родной 25-ке (сейчас - 3-я гимназия) сделать из нас марионеток! biggrin.gif
Indi
Цитата(irish_nice @ 29.04.2010, 23:35) *
А еще порекомендовала бы Ошо "О детях" прочесть. Лучше чем у него, никто не напишет, по-моему smile.gif

Но там раскрыта проблема не столько школьного образования, сколько эгоистического подхода к воспитанию детей в целом, и именно со стороны родителей. Которые, в большинстве своем хотят чтобы дети делали то, что ИМ нужно, вели себя так, как ИМ нужно. И закладывают в детское сознание СВОЕ видение вопросов, отношение к окружающему, свои знания, которые зачастую далеки от истинных.
В итоге дети теряют свою природную самобытность и проживают не свою жизнь, а копию родительской.


Когда-то давным-давно, когда родился мой старший, я долго обдумывала - а как я, собственно, его буду воспитывать? Пришла к такому выводу, что ничего больше того, что у меня есть, я дать ему не смогу.
Интересно, чьё виденье вопросов я могу заложить в сознание ребенка, если не своё? Могу донести - есть много аспектов, некоторые видят так, некоторые эдак, моё личное мнение вот такое. Но этот ребенок родился у меня, не у Ошо, он настроен на меня, у нас с ним связь, я для него - самый важный человек (до определенного возраста). Так с кого ему брать все это? От осинки не родятся апельсинки.
А про знания, которые далеки от истинных - вы знаете - какие они, истинные знания? А откуда, можно узнать?
Танчик
Я прекрасно понимаю о чем речь у ТС, но не готова учить детей дома. Я не чувствую в себе достаточно сил и умений. Хотя я согласна что очень много времени тратится на школу, которое можно было бы потратить более эффективно. Мне нравится учительница старшего- у нее есть четкость, структурность, свое мнение относительно программы (что-то она дает сверх, тк считает что это необходимо), у нее совпадающий с моим взгляд на многие вещи, хотя у нас по первости и были трения, тк мой старший был не вполне социализирован+ инвалидность (мы сним носимся как с тухлям яйцом, может и излишне, но... я иначе не могу). Плюс он занимается шахматами и мы много пропускали из-за турниров. И здесь возникли проблемы уже с английским. Она заявила что мы учимся в такооом серьезном учебном заведении blink.gif , что нам придется выбирать школа или шахматы. Пришлось ей сказать, что нам прощесменить учителя dry.gif Ну и всякие глупости типа школьных правил- прямо детство с пионэрией вспомнила.
Хотя ребенку в школе многое нравится, он вообще легко и с удовольствием учится, и тут нам повезло именно с учителем. Хотя требования к оформлению меня всегда напрягали- та же англичанка встретив меня в коридоре возмутилась -"у Вашего ребенка что такое восприятие? все написали нормально, а он не перевернул страницу". Деть выполнил все правильно, но не на той стороне листа, поставила 3. Я ей конечно ответила, что какое есть восприятие, такое есть, а меня не волнуют его оценки, программу освоил и мне больше ничего не надо.
И старший, несмотря на то что рано стал читать и много, пишет как слышит- пишеца, пока не поправишь. И вообще сам русский для него не так чтобы понятно и врожденная грамотность, у него больше склонность к точным наукам ph34r.gif
Марийка
Цитата(Indi @ 30.04.2010, 9:45) *
Когда-то давным-давно, когда родился мой старший, я долго обдумывала - а как я, собственно, его буду воспитывать?

Я всё-таки несознательный родитель.
Танчик
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 8:40) *
Насчёт безликой серой массы роботов я не уверена. smile.gif
Но полагаю, что время, потраченное на школу, зачастую имеет КПД ниже чем у парового двигателя. biggrin.gif

Я тоже, думаю это зависит и от родителей, и от учителей. Безликая серая масса- это не только из-за школы. Если ребенок видит, что родители не безликие и серые, то он вряд ли будет безинициативным. А кпд учебы в школе тоже никто не считал. grin.gif
Уравниловка, она в чем даже полезна- учит выполнять правила, и уже отношение родителей к этим правилам и формирует отношение к ним ребенка. Научить ребенка соблюдать законы неплохо, желатально не убив индивидуальность. А сваливать все на школу очень удобно.
Silvia
Цитата(Марийка @ 30.04.2010, 9:49) *
Цитата(Indi @ 30.04.2010, 9:45) *
Когда-то давным-давно, когда родился мой старший, я долго обдумывала - а как я, собственно, его буду воспитывать?

Я всё-таки несознательный родитель.

на основании чего такой вывод?
Марийка
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 9:55) *
на основании чего такой вывод?

Неосознающий вернее.
На основании того, что таких вопросов себе не задавала. А надо было grin.gif
Silvia
Цитата(Марийка @ 30.04.2010, 9:58) *
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 9:55) *
на основании чего такой вывод?

Неосознающий вернее.
На основании того, что таких вопросов себе не задавала. А надо было grin.gif

зачем? ты чувствуешь, что что-то упустила в воспитании? или вообще не приступала к этому занятию?))
Я вот задавалась, да, а толку? получается все так, как получается. Потому что не одна я оказываю влияние на ребенка и тут хоть зазадавайся.
MyThing
Цитата(Марийка @ 30.04.2010, 8:49) *
Цитата(Indi @ 30.04.2010, 9:45) *
Когда-то давным-давно, когда родился мой старший, я долго обдумывала - а как я, собственно, его буду воспитывать?

Я всё-таки несознательный родитель.

Я еще до рождения думала. Пришла к выводу, что "рожу - а там разберёмся". laugh.gif
И вот, спустя 8 лет, даже не могу припомнить - когда я её воспитывала?
Мы в основном играем, спорим из-за личных границ и ведём разговоры на философские темы.
Я мега-несознательный родитель. biggrin.gif
Indi
Да ну вас, девочки smile.gif
Раздумья 19-летней вчерашней школьницы с ребенком на руках вы называете сознательностью? Просто неопытный теоретик smile.gif который где-то услышал, что детей нужно "воспитывать".

По теме - на домашнее обучение никогда не согласилась бы. Кстати, что это, как не полный контроль над тем - чем и как занимается ребенок? Только уже со стороны родителя.
Moon
Тема интересная, много читала о свободном воспитании.. сама применяю частично их в воспитании ребенка..
но все чаще в душе смута и раздор.. что такое наше общество? Это СИСТЕМА правил.
Школа готовит человека, чтобы в будущем он успешно сосуществовал с этой системой.
Интересно, как потом эти дети, обучавшиеся свободно, ощущают себя на работе? Скажем, в офисе бухгалтером, сидя с 9 до 18 перед компьютером?
Или какое-нибудь производство, где есть четкий регламент по времени и нет возможности лечь поспать после завтрака или обеда или выйти воздухом подышать? А Армия ???????
.... Или они изначально выбирают себе другую работу, со свободным графиком?

Если жить на необитаемом острове. в деревне на натуральном хозяйстве - да, все просто.. есть тяга к знаниям - утоляешь ее, нет - ну и ладно.
Никому ничем не обязан. А если хочется большего (быть юристом, адвокатом, врачом) - получается, проще вращаться в этом обществе правил и морали?
Получается, что для жизни в городе, в обществе, с их системой правил и распорядков проще быть "как все" ?

Как бы здесь найти "золотую середину" ?
honig
Цитата(Indi @ 30.04.2010, 10:08) *
детей нужно "воспитывать".

кто кого еще воспитывает ayayay.gif
Silvia
Цитата(honig @ 30.04.2010, 10:11) *
Цитата(Indi @ 30.04.2010, 10:08) *
детей нужно "воспитывать".

кто кого еще воспитывает ayayay.gif

это называется не воспитывает, а строит)), когда совсем маленький. А когда ножками потопал, вот тут-то у родителей башню и сносит...
Марийка
Цитата(Indi @ 30.04.2010, 10:08) *
Да ну вас, девочки smile.gif
Раздумья 19-летней вчерашней школьницы с ребенком на руках вы называете сознательностью? Просто неопытный теоретик smile.gif который где-то услышал, что детей нужно "воспитывать".

По теме - на домашнее обучение никогда не согласилась бы. Кстати, что это, как не полный контроль над тем - чем и как занимается ребенок? Только уже со стороны родителя.

Осознаностью. Тем не менее, у тебя этот вопрос возникал. Почему теоретик -- практик smile.gif Вон какие уже большие дети выросли.

Да, так и есть.
Марийка
Цитата(Moon @ 30.04.2010, 10:08) *
Интересно, как потом эти дети, обучавшиеся свободно, ощущают себя на работе? Скажем, в офисе бухгалтером, сидя с 9 до 18 перед компьютером?
Или какое-нибудь производство, где есть четкий регламент по времени и нет возможности лечь поспать после завтрака или обеда или выйти воздухом подышать? А Армия ???????

Улыбнуло smile.gif
Во-первых, всё-таки домашнее обучение -- это не "свободно". Как выше было уже замечено, это тоже контроль, причём ещё более тоталитарный.
Во-вторых, человек вовсе не обязан ни себе, ни кому-либо другому, работать с 9 до 18 часов в коллективе. А что армия??????
spide
А что думаете о частных школах? Там и марионеток не делают (хотя не думаю, что и в обычной школе всё так ужасно), и индивидуально подходят к каждому, и дают возможность коллективно обучаться, что тоже имеет свою прелесть smile.gif
Смородина
*задумчиво* Значит ли это, что когда 99% детей в школах не обучалось, креативность и индивидуальность текли бурным потоком?
Margie
Опять, похоже, в моду вошли все эти поднадоевшие разоблачения всего американского. То про медицину, то про школу - в стартовом посте.
Ну и очередная родительница, со свои рассказами, какие они все такие-разэтакие свободные, и в школу-то не ходят, и прививки-то не ставят, известный контингент.

Врожденная грамотность есть не у всех, и довольно быстро убивается чтением текстов на олбанском. А есть еще врожденная неграмотность, дизорфография, когда человек не чувствует интуитивно правила правописания. Тут поможет только старательное изучение предмета и запоминание правил.
MyThing
Цитата(Margie @ 30.04.2010, 12:06) *
А есть еще врожденная неграмотность, дизорфография, когда человек не чувствует интуитивно правила правописания. Тут поможет только старательное изучение предмета и запоминание правил.

И дома, конечно же, это невозможно? smile.gif
Марийка
Цитата(Margie @ 30.04.2010, 13:06) *
Ну и очередная родительница, со свои рассказами, какие они все такие-разэтакие свободные, и в школу-то не ходят, и прививки-то не ставят, известный контингент.

Личное дело каждого родителя.
Margie
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 13:13) *
Цитата(Margie @ 30.04.2010, 12:06) *
А есть еще врожденная неграмотность, дизорфография, когда человек не чувствует интуитивно правила правописания. Тут поможет только старательное изучение предмета и запоминание правил.

И дома, конечно же, это невозможно? smile.gif

Возможно, но было же замечено, что либо родителю надо впахивать, либо репетитор, ну контроль соответственно получается. Предоставить ребенку свободу, самому по себе, не выучит ничего.

Цитата(Марийка)
Личное дело каждого родителя.

Не считаю, что такое уж личное. На самом деле примеров детей, не ходящих в школу, полно. Только это вовсе не такие свободные и всесторонне развитые, как из статьи, а дети из асоциальных семей, вырастающие такими же, как и родители. Что-то им свобода не впрок
MyThing
Цитата(Margie @ 30.04.2010, 12:40) *
Возможно, но было же замечено, что либо родителю надо впахивать, либо репетитор, ну контроль соответственно получается. Предоставить ребенку свободу, самому по себе, не выучит ничего.

Почти всё, что я знаю - я изучила сама. По многим предметам учебники за каждый класс читала запоем и торопилась освоить, пока учителя впечатление не испортили.
Если учитель попадался хороший (что редкость) - то и в классе с интересом слушала, и брала дополнительную литературу по их рекомендациям.
В основном, в школе скучала безбожно и читала фантастику украдкой. Родители даже родительские собрания не посещали.
В аттестате - пятёрки и трояк по ненавистной "ф-ре". smile.gif
Margie
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 13:53) *
Цитата(Margie @ 30.04.2010, 12:40) *
Возможно, но было же замечено, что либо родителю надо впахивать, либо репетитор, ну контроль соответственно получается. Предоставить ребенку свободу, самому по себе, не выучит ничего.

Почти всё, что я знаю - я изучила сама. По многим предметам учебники за каждый класс читала запоем и торопилась освоить, пока учителя впечатление не испортили.
Если учитель попадался хороший (что редкость) - то и в классе с интересом слушала, и брала дополнительную литературу по их рекомендациям.
В основном, в школе скучала безбожно и читала фантастику украдкой. Родители даже родительские собрания не посещали.
В аттестате - пятёрки и трояк по ненавистной "ф-ре". smile.gif

Т. е. хотели бы иметь себе детство без школы, глядя уже из сейчас?
Ваши дети в школу ходят?
Ehidna
Сейчас сын 14-летний из школы придёт, спрошу, хочет ли он перейти на домашнее обучение)) Но почему-то уверена, что он откажется. Ему в школе комфортно с первого дня, к необходимости находиться в коллективе и казенных стенах отвращения не испытывает)) Ему нравится участвовать во всех подряд викторинах, олимпиадах и прочих конкурсах, вести концерты. Тащится от того, что ему доверяют быть ответственным за всякие дела и мероприятия. И вот сказать ему: "давай, ты будешь свободным человеком и станешь учиться дома. А то школа из тебя серую массу воспитывает..." )))
Silvia
Цитата(Ehidna @ 30.04.2010, 14:39) *
Сейчас сын 14-летний из школы придёт, спрошу, хочет ли он перейти на домашнее обучение)) Но почему-то уверена, что он откажется. Ему в школе комфортно с первого дня, к необходимости находиться в коллективе и казенных стенах отвращения не испытывает)) Ему нравится участвовать во всех подряд викторинах, олимпиадах и прочих конкурсах, вести концерты. Тащится от того, что ему доверяют быть ответственным за всякие дела и мероприятия. И вот сказать ему: "давай, ты будешь свободным человеком и станешь учиться дома. А то школа из тебя серую массу воспитывает..." )))

нет, лучше скажи ему, что ты уже все решила, и он остаётся дома навсегда grin.gif и посмотри что будет)))
spide
Цитата(Ehidna @ 30.04.2010, 13:39) *
Сейчас сын 14-летний из школы придёт, спрошу, хочет ли он перейти на домашнее обучение)) Но почему-то уверена, что он откажется. Ему в школе комфортно с первого дня, к необходимости находиться в коллективе и казенных стенах отвращения не испытывает)) Ему нравится участвовать во всех подряд викторинах, олимпиадах и прочих конкурсах, вести концерты. Тащится от того, что ему доверяют быть ответственным за всякие дела и мероприятия. И вот сказать ему: "давай, ты будешь свободным человеком и станешь учиться дома. А то школа из тебя серую массу воспитывает..." )))



Я думаю, что детям социализированным в школе интересно и огромный опыт коммуникаций очень полезен. Но действительно есть дети, которым в школе сложно - не получается сосредоточиться на уроке, найти контакт со сверстниками, выполнять поставленные кем-то задачи. И если родители уверены, что и не получится , то зачем ребёнка мучить и его комплексы усиливать. Тогда наверное домашнее обучение будет в самый раз.
Ehidna
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 14:45) *
нет, лучше скажи ему, что ты уже все решила, и он остаётся дома навсегда grin.gif и посмотри что будет)))

Не поверит)) У нас жесткое вмешательство родителей в жизнь детей не практикуется как класс, и принять решение, не обговорив его с ребенком, я не могу))
Silvia
Цитата(Ehidna @ 30.04.2010, 14:53) *
Цитата(Silvia @ 30.04.2010, 14:45) *
нет, лучше скажи ему, что ты уже все решила, и он остаётся дома навсегда grin.gif и посмотри что будет)))

Не поверит)) У нас жесткое вмешательство родителей в жизнь детей не практикуется как класс, и принять решение, не обговорив его с ребенком, я не могу))

скукота там у вас grin.gif laugh.gif
Ehidna
Цитата(spide @ 30.04.2010, 14:52) *
Я думаю, что детям социализированным в школе интересно и огромный опыт коммуникаций очень полезен. Но действительно есть дети, которым в школе сложно - не получается сосредоточиться на уроке, найти контакт со сверстниками, выполнять поставленные кем-то задачи. И если родители уверены, что и не получится , то зачем ребёнка мучить и его комплексы усиливать. Тогда наверное домашнее обучение будет в самый раз.

Абсолютно согласна. Дети разные и единого подхода быть не может. Другое дело, что противопоставлять эти подходы, считая один из них "правильным" не стоит))
spide
Цитата(MyThing @ 30.04.2010, 9:04) *
И вот, спустя 8 лет, даже не могу припомнить - когда я её воспитывала?
Мы в основном играем, спорим из-за личных границ и ведём разговоры на философские темы.
Я мега-несознательный родитель. biggrin.gif


Так это ведь и есть воспитание - активное участие в жизни ребёнка, когда много времени ему уделяется, разговоры разговариваются. Думаю, мало кто из родителей может таким плотным воспитанием похвастать)
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.