Форум Академгородка, Новосибирск > Чехов и музыка
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Чехов и музыка
Форум Академгородка, Новосибирск > Хобби и увлечения > Музыка > Классика
moisha
17/29 января 1860 — 150 лет назад — родился русский писатель, драматург, врач Антон Павлович Чехов (умер 2/15 июля 1904).

В жизни и самого А.П. Чехова, и его героев музыка занимала важное место. Русский гений играл на скрипке, упоминания музыки и ее творцов встречаются как в рассказах и пьесах, так и в Эпистолярном наследстве писателя. Известно, что Чехов был знаком со многими музыкальными деятелями России; первая и главная фигура в этом списке — Чайковский. Его музыку Чехов слушал еще в Таганроге, личное же знакомство произошло в Москве. И знаменитый композитор, и начинающий писатель необыкновенно увлеклись творчеством друг друга. Первые восторги Чайковско¬го связаны с рассказом Чехова «Миряне» («Письмо»), опубликованном в апреле 1887. Необычайная чуткость к литературе позволила Чайковскому раньше, чем многим «профессионалам» (литераторам), разглядеть в Чехове огромный талант и надежду русской словесности. Что до Чехова — музыка и сама личность Чайковского настолько очаровали его, что он посвятил композитору сборник «Хмурые люди» (1889), мечтал о сотрудничестве с ним в качестве либреттиста. Однако замысел оперы «Бэла» по Лермонтову на либретто Чехова не был осуществлен. В письме Модесту Ильичу Чайковскому Чехов оставил одно из ярчайших высказываний о композиторе: «Я готов день и ночь стоять по¬четным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском исcкусстве он теперь занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое)». Историю взаимоотношений писателя и музыканта отражает замечательная, не тускнеющая со временем книга Евгения Балабановича «Чехов и Чайковский» (1-е изд. — М., 1970).
Помимо этого «внешнего» плана, в проблеме «Чехов и музыка» есть сложнейшие, до сих пор по настоящему не исследованные глубинные слои. Чеховские звуки — природы, быта, самих героев — делают музыку важнейшим элементом художественного мира автора. Однако проза и драматургия Чехова «музыкально-самодостаточны», в них есть некое препятствие, мешающее музыкальному воплощению. Здесь и контрасты обыденного и возвышенного, и частые «снижения», и жанровые модуляции, балансирование на грани театра и «чистой» литературы. Характерный пример — финал пьесы «Три сестры»:

Маша: Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, Боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем...
Если бы знать, если бы знать!

(Ремарка от автора)
Музыка играет все тише и тише; Кулыгин, веселый, улыбающийся, несет шляпу и тальму, Андрей везет другую колясочку, в которой сидит Бобик.
Чебутыкин (тихо напевает). Тара... ра... бумбия... сижу на тумбе я... (Читает газету.) Все равно! Все равно!
Ольга. Если бы знать, если бы знать!
Занавес.

О музыкальности чеховского мира существует множество интересных высказываний. «Любая пьеса Чехова подобна музыкальному произведению», — говорил Андрэ Моруа. Дмитрий Шостакович полагал, что рассказ «Черный монах» написан в сонатной форме (известно, что у Шостаковича был замысел оперы по этой повести Чехова — к сожалению, не осуществленный).
Вот почему наиболее органичной формой воплощения чеховских сюжетов стала не опера, а предполагающий большую условность балет. В балетном театре XX века есть, как минимум, 3 шедевра, конгениальных первоисточнику, — «Анюта» Валерия Гаврилина (1982) и «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» Родиона Щедрина (1985). В опере интересным опытом остается «Скрипка Ротшильда» Вениамина Флейшмана (1913—1941). В 1944, после гибели на фронте любимого ученика, сочинение закончил Дмитрий Шостакович. Первое концертное исполнение состоялось 20 июня 1960 в Центральном доме композиторов в Москве, первая сценическая постановка 24 апреля 1968 в Экспериментальной оперной студии при Ленинградской консерватории.
Среди других оперных произведений на чеховские сюжеты — «Медведь» Г. Седельникова; «Ведьма» В. Власова и В. Фере (Киргизский театр оперы и балета, 1965), одноактные оперы А. Холминова «Ванька» и «Свадьба» (1979), «Три сестры Прозоровы» А. Чайковского (1995, Пермский театр оперы и балета). В конце 2009 в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского к 150-летию писателя поставлены оперы белорусского композитора С. Кортеса «Юбилей» и «Медведь» (см. «МО», №12, 2009).
Уникальный случай прочтения Чехова в камерной музыке — романс С. Рахманинова «Мы отдохнем», соч. 26 № 3, на текст финального монолога Сони из IV действия «Дяди Вани». Рахманинов, безусловно, уловил в тексте глубинный религиозный смысл; романс на слова Чехова примыкает к «духовной» линии вокального творчества композитора, представленной такими сочинениями, как «Воскрешение Лазаря», соч. 34 № 6 (стихи А. Хомякова), «Оброчник», соч. 34 № 11 (стихи А. Фета); «Из Евангелия от Иоанна»; «Вокализ», соч. 34 № 14).

Михаил СЕГЕЛЬМАН
«МО», №1, 2010
Schonheit
Планируется, что фестиваль русской музыки "Покровская осень" в 2010 году будет посвящён юбилею классика.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.