Пару лет назад была статья в "Профиле", где описывалось, как схожие механизмы используются для поиска неблагонадежных должников:
http://www.profile.ru/items/?item=24916"Эту историю знакомый аудитор, просивший не упоминать его имя, рассказал нечаянно. В кофейне мы засиделись за полночь. Она была почти пуста, и девушка-официантка коротала последние полчаса до закрытия за ноутбуком. Как заметил аудитор, «шарила» как раз по сайту «Одноклассники».
— Надо же, как люди подставляются, — показал он на девушку, увлеченно выкладывавшую на сайт свои фото в бикини на фоне явно не ее яхты. — Вот такие и попадаются. Или служат «наживкой».
Он вспомнил, как консультировал агентов из бюро кредитной безопасности, взыскивавших задолженности с клиентов двух известных на рынке кредитования банков. Заемщики указали в паспорте место прописки, но не проживания. И получалось — ищи ветра в поле. Тогда аудитор навел агентов на коммуникационные сервисы — www.moikrug.ru, www.odnoklassniki.ru, www.mamba.ru, www.vkontakte.ru. Те (от имени, понятно, длинноногой блондинки) разместили по всем сайтам знакомств ее анкету и фото и начали искать — друзей по интересам, знакомства, одноклассников.
И нашли. Как раз на www.odnoklassniki.ru, набрав Ф.И.О. должника, получили список из 11 человек, которых начали «разрабатывать» с помощью виртуальной блондинки. Клюнули все 11, но агентов заинтересовали только трое. «Блондинка» придумала легенду, что она подруга подруги его однокурсницы — благо, учет гостей на сайте позволяет эту сказку сделать максимально правдоподобной и легко проверяемой. Девушка выставила свое фото в качестве гостя на личной страничке должника. И включилась в кокетливую переписку с ним, автоматически получив от него адрес служебной (!) электронной почты. Выдержав для приличия паузу, она попросила у несчастного номер мобильного телефона, и он его дал тут же! Дальше лишь делом разведывательной техники было узнать адрес проживания должника, который так и не встретился с «блондинкой». А встретился, как пошутил аудитор, «с быкастыми блондинами».
Способ поиска заемщиков так вдохновил агентов, что они поставили его на поток. Из 23 скрывшихся должников 14 клюнули на наживку, а семерых уже удалось поставить на счетчик выплаты просроченных долгов. При этом агенты коллекторских бюро не скрывают, что для достижения главной цели — номера мобильного телефона и адреса проживания должника — «наживка» использует все способы, от виртуального флирта до личных встреч.
Правда, пока аудитория социальных интернет-сервисов несравнимо мала по сравнению с числом недобросовестных должников. По данным счетчика Rambler, на сайтах vkontakte.ru, moikrug.ru, mamba.ru и odnoklassniki.ru зарегистрировано в общей сложности 13 с лишним миллионов человек. Тогда как, по оценкам Центробанка, общее число должников, включая недобросовестных, составляет около 70 млн россиян. И доля просроченных кредитов все растет. Но даже в условиях стагнации рынка розничного кредитования банки не скрывают, что предпочитают продавать «плохие» долги коллекторам. А значит, социальные сети еще послужат — и не только делу интернетизации общества."
2007 год