Цитата(Alibaba @ 08.02.2010, 17:48)
Я спрашивала людей возрастом старше, говорят что-то невнятное о программе саморазрушения, заложенной в каждом...Кто-нибудь может внятно объяснить?
Меня один раз тыкнули носом в текст товарища З.Фрейда. Про программу... какую-то мутную программу с участием тотемных животных. Муть. Хотя начальный посыл у Фрейда был правильный: про то, что рационализм есть у людей лишь в намерениях, а в действиях -- лажа, саморазрушение. Т.е. Фрейд начал с утверждения о "тезисе Черномырдина" (о том что даже когда хочешь как лучше, получаешь "как всегда")... а закончил какой-то хренью про прграмму и тотемной животное. Я думаю именно по этому (что написал ерунду про тотемное животное) его теорию полюбило достаточное число человек. Люди любят ложные теории (само по себе это верная и, следовательно, нелюбимая теория).
Дело в том что человек, когда он в комфорте -- для него высшее удовольствие стыдиться своих решений, сожалеть о (не)содеянном, осуждать себя, ВНЕЗАПНО И ИСКРЕННЕ, ошибаться. Т.е. не делать специально и планомерно какую-то гадость... (ибо будучи сделанной специально и планомерно -- тем самым она -гадость- в собственной системе отсчета становится добром), а как-то делать так, чтобы внезапно получалась именно гадость. Или даже получалось непонятно что... но легко было считать что могло бы получиться действительно лучше, а получилось "как всегда".
Причем "стыдиться в собственном соку" гораздо энергетически затратнее, чем получая постоянно укоры извне. Даже дети шалят, рассчитывая что их поругают. Но если дети шалят осознанно. То для человека взрослого важно от себя этот механизм максимизации осуждений скрывать. Ибо для ребенка -- родители и взрослые это действительно непобедимая сила, шалить против которой весело. А для взрослого -- остальные взрослые всесильны, только если он сам под них прогнется... так вот нужно от каждому взрослому от себя скрыть, что прогнулся перед остальными, только тогда -- ему весело, почти как ребенку. Только тогда остальные всесильны, когда он скрыл от себя, что под них прогнулся, но таки прогнулся.
Все эта фигня не работает, когда человек в остром дискомфорте... когда ему прищемили яйца дверью, ему надо только чтобы боль исчезла как можно скорее. Никакие высшее наслаждения игрой и проигрышем самому себе, стыдом -- не актуальны. А когда комфорт достигнут -- человек становится подобен всемогущему богу... которые не может создать камень, который не сможет сам же и поднять. Когда все потребности реальные -- удовлетворены. А все нереальные -- понятно что нафиг не нужные. Т.е. есть камни неподъемные... но всемогущество человека состоит в том, что он заранее понимает, что нах это надо, создавать такие камешки... или поднимать уже существующие.
Если человек все может что только хочет -- значит его высшее удовольствие -- заиграться поверить что это не так, что таки не все он может что хочет. А это возможно только ЕСЛИ ОН САМ СЕБЕ ПОМЕШАЕТ, САМ СЕБЕ навредит в получении необходимых низших благ.
Кстати говоря о самовредительстве самоосуждении и камнях. Конечно надо действовать сообща, чтобы было чем стыдиться. Те же российские дороги -- пример таких "неподъемных" камней, созданных в результате правильно подобранных правил игры. Правда это достаточно неизящно стыдиться за счет 2 раза в год переделываемых дорог. Гораздо лучше спровоцировать людей не на откаты... а на то чтобы мешать друг другу лично (а не так, что есть нормы, которые сейчас уже конкретно всем мешают, именно потому, что эти нормы уже искренне никто не воспринимает) получать сексуальное удовольствие. Т.е. сделать так, чтобы была легка иллюзия, что кто-то "мне" мешает. А на самом деле когда все будут пребывать в таких иллюзиях, то всем будет веселей жить. Сейчас люди имеют право только "честно" друг другу мешать получать зарплату (получая ее сами). И по сути бизнес -- единственная оставшаяся на земле азартная сфера и умеренно бедные -- единственно веселые люди.
Наука о высшем удовольствии как и теория вероятностей -- наука о приблизительном и относительном. Если человек беден -- нельзя сказать наверняка он сейчас в дискомфорте (он борется с объективной внешней болью, болью пребывания в бедности) или он сам себя осуждает, за то что сам себе подспудно обеспечил постыдное полужение, и тем самым получает тонкое высшее наслаждение.
К тому моменту когда меня тыкнули на Фрейда, я уже считал себя специалистом в поднятом Вами вопросе... причем пребывающим в некотором недоумении от того, что обнаруживал КРАЙНЕ МАЛО следов схожего со своим мнения. Я объяснял себе это тем, что поскольку подобное моему мнению -- истина. И в этой же истине установлено, что эту же истину знать неприятно... что согласно как раз этой истине приятно забывать эту истину. Возвращаясь к вашим баранам. Пункт №1 -- Вам подсознательно приятно делать назло своим сознательным планам. И пункт №2 (и это еще важнее) Вам приятно НЕ ПОНИМАТЬ, НЕ ЧУВСТВОВАТЬ, НЕ ПРИЗНАВАТЬ парадигмы №1(о том что вам приятно "тайком" от себя же себе же палки в колеса ставить).
Если речь идет о тех, кто знаком и согласен с этими концепциями (как например А.С. Пушкин, который подтвердил, что сам обманываться рад)... то как живой человек... он по конкретным эпизодам своей конкретной жизни готов лишь ДОПУСТИТЬ, что м.б. обманывая себя, делает то, что вредит задуманному осознанно... но это не значит что он начинает это принимать с радостью... т.е. В ПРИНЦИПЕ СОГЛАШАЯСЬ что его радость в проигрыше своем подсознанию -- он понимает, что радость она ЛИШЬ ТОГДА КОГДА ОН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИЗНАВАТЬ ЕЕ КАК ИМЕННО РАДОСТЬ, и так же как и обыкновенный обыватель готов считать любую свою ошибку горем, или полезным опытом на будущее. Повторю. Высшее Удовольствие (ВУ) от саморазрушения, от искренней ошибки имеет место ТОЛЬКО ТОГДА, когда субъект отказываетесь непосредственно в момент действия принимать это как удовольствие, в том числе уповая на понимание "предельной теории об удовольствии от искренних ошибок".
Конечно, много лет спустя не будет нарушением искренности признать что было приятно ошибиться, проиграть самому себе, разрушать свои собственные планы... НО ТОЛЬКО МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ. В момент самой ошибки надо (чтобы много лет спустя понять, что это было удовольствием) не понимать, что это удовольствие ИМЕННО ОТ ОШИБКИ, надо верить что удовольствие от лишнего часа отдыха, от бытия слабым и достойным жалости... что удовольствие в том чтобы набраться опыта -- короче самообман должен сработать. Если он не сработает, значит и не будет никакой ошибки... будет суета, неудавшаяся игра..., имитация игры, проигрыша, удовольствия от игры, и сожаления от поражения... проигрыш самому себе в шахматы по заранее известном сценарию.
Короче знать эту истину (про то что удовольствие от ошибок) как бы вредно, ради самого этого удовольствия от ошибок... и даже если знать, (как знаю ее я, Пушкин, и еще редкие людишки), то приходиться ее на практике забывать!.. Именно этим я объяснял то, что кроме меня мало кто разжевал это неприятное знание. Еще тем объяснял, что я научился с помощью трансляции этой истины троллить. А средний обыватель (кто привык троллить чем-то другим) обычно НИКОГДА НЕ ДОГАДЫВАЕТСЯ ДАЖЕ, про какие-то там удовольствия от саморазрушения. Хотя получает их ничуть не меньше чем "филосовски подкованных", знакомых с такими концептами.
Т.е. есть люди знающие в принципе что им приятно себе проигрывать но во время самого проигрыша эту истину забывающие. Есть которые никогда до такой истины не допирали... им даже нечего забывать... они постоянно не признают удовольствия от своих ошибок... всегда мнят удовольствие в эпизодах где была их "саморазрушительная" ошибка в чем-то левом (тяготеющим к позитивному конструктивизму, а не саморазрушению), из ряда:
балование своей лени как самостоятельной потребности в отдыхе (а не потребности спецом вредить своим же планам),
в удовлетворении потребности быть скромным, не иметь поводов для высокомерия, чтобы тебя любили а не завидовали
в удовлетворении своей потребности получить ценный опыт в "ученье" перед "боем" который еще будет в будущем.
Есть конечно и третьи -- те, кто и признает что их идеалистические убеждения не продукт чистого разума -- но продукт воспитания, даны третьей стороной (пусть в роли этой стороны мнят какого-то особо пафосного персонажа типа господя боженьки и его пророков) чтобы помочь им ошибаться, заблуждаться, быть ведомым неисповедимыми путями господними... Они понимают, что с большим удовольствием нагрешат, покуда будут стараться таки не ошибаться и быть максимально идеальным. Правилом хорошего тона каждой такой системы является не акцентировать удовольствия от греха, и сомнения (как одного из грехов) в целесообразности всей веры в зависимости от силы самой веры, а только подчеркивать предпочтительный финал в загробном мире при более частой победе над грехом и более крепкой вере. Правилом хорошего тона является не подчеркивать удовольствие от раскаяния какого бы то ни было (в том числе от раскаяния в том что был слишком праведен) а лишь от раскаяния в грехах.
Вероятно даже некоторые из "третьих" верят, что удовольствие от раскаяния являются не следствием внутренней природы (о том что высшее удовольствие сожалеть о (не)содеянном), а следствием того, что бог, как некий фетишист... сначала дал свод правил... а потом узнав что кто-то по этим правилам согрешил и покаялся... досылает в к кровь гормоны удовольствия. Либо (более глупые) кто всерьез верят, что высшие силы еще и создали совращающие "низкие" силы в комплекте к "высоким" заповедям -- все ради веселья. Как бы догадываясь что для отступивших от веры бог отменит и сладкие чары чертей, как бы понимая, что наслаждаться чертом можно лишь его ненавидя... и парадоксальную противоречивость этой конструкции сводя к величию внешних обстоятельств, познакомивших "меня" со структурой фанатизма(канонами веры), обеспечив общество единоверцев. Таким "мне" не надо скрывать от себя свою любовь к сожалению о (не)содеянном как о сути своей природы, но "я" должен отдавать отчет что работоспособность этой хрупкой конструкции самообмана держится на том, что эти идеалы доводил своими каналами сам боженька... и коли "я" начну их анализировать свои разумом -- то будет скучно сейчас (и отмщено в загробном мире после). "Мне" не надо скрывать от себя тот факт, что "я" сам себе люблю вредить, либо не дотягивая до идеала, либо страдая чувственно и ИСКРЕННЕ сомневаясь что почем зря этому идеалу посоответствовал. Для представителя "третьих" нормально планомерно банить (если надо и убивать) любого, кто пытается их научить пользоваться собственным разумом. Типа они уяснили принцип -- кто мешает им пользоваться священной дезинформацией -- тот их вредитель, делает их жизнь скучнее. Но таким надо от себя скрывать, что вера это на самом деле не просто священная чухня, которая вдохновляет на грехи т.к. священна, а просто прошедшая естественный социальный отбор ложь, которая в нужную сторону мотивирует (т.е. на сохранение самой себя и на победу над другими сообществами) сообщество.
А кто как раз намекает что устои способствуют развитию и стабильности общества -- тот уже представитель "четвертых". Т.е. вроде как пытается косить по "треих". На самом деле унылый ханжа.
ЗЫ я уже об этом писал. И мою тему почему-то снесли в "разговоры обо всем" (о чем я конечно не смел сожалеть, ибо там больше аудитория).
http://forum.academ.org/index.php?showtopic=748403