хватит мракобесия, 21 век на дворе.
Цитата
С АБС ИЛИ БЕЗ?
Как известно, АБС приносит максимальный эффект зимой — когда под колесами накатанный снег или лед. Но мы не стали ожидать морозов и снегопада, а отправились на Дмитровский автополигон.
Полигон — одно из немногочисленных мест в нашей стране, где при любой температуре автомобиль может вылететь на «обледеневший участок» дороги.
Там есть специальная площадка, вымощенная базальтовыми плиточками: вся хитрость в том, что базальт, политый водой, становится таким же скользким, как лед! Здесь мы и решили проверить работу АБС нашей Газели, имитируя нештатные ситуации.
Вначале давайте посмотрим, как тормозит автобус на сухом асфальте — с АБС и без нее (мы решили отключать систему, отсоединяя колодку с проводами от блока).
АБС включена. Разгон до 60 км/ч, рычаг КПП — в «нейтраль», экстренное торможение... Автобус, как и положено, клюнул носом, педаль под ногой начала пульсировать (значит, АБС выполняет свою работу), и автобус уверенно остановился, пройдя 21 метр.
Здесь надо сказать несколько слов об особенностях процесса торможения с АБС. Главное — как можно сильнее давить на педаль тормоза, одновременно выжав сцепление либо переключив коробку в «нейтраль».
И еще. Стоит иметь в виду, что на рыхлом грунте, песке, гравии и даже на не укатанном снегу тормозной путь машины с АБС может оказаться несколько больше, чем у аналогичного автомобиля, не снабженного такой системой.
Повторяем эксперимент, но уже со скорости 80 км/ч. Тормозной путь увеличился ровно на 20 метров: от момента нажатия на педаль до полной остановки «маршрутка» проехала 41 метр. Уважаемые пешеходы, не пересекайте дорогу в неположенном месте!
Теперь — отключаем систему. Ну, миленькая, ну открой капотик! Не поддается. Ах, ты… Довелось проделать известную операцию: дернули ручку, отжали и — открыли.
Правда, пока капот поднимался вверх, жалобно хрустнула пластмассовая накладка, расположенная между ним и нижней кромкой ветрового стекла...
А вот и желанный разъем. Выдергиваем колодку с электрическими проводами из гнезда блока управления, поворачиваем ключ в замке зажигания. Все нормально: «контролька» загорелась и — не погасла.
Вновь — скорость 60 км/ч. Тормозная педаль в пол. Под ногой никаких вибраций. Зато на асфальте — жирная полоса, сохраненная заблокировавшимися колесами. Тормозной путь — 24,4 м. Это явно больше, чем с АБС, но повторять заезд не будем.
Если при следующих торможениях место, которым шина оставила след, снова «прочертит» по дороге — резину придется выкидывать. Она протрется до корда...
А с АБС такого не произойдет никогда. Один-ноль в ее пользу!
Теперь тормозим с той же скорости — но уже «вдумчиво», не доводя колеса до блокировки. Лучший результат из нескольких попыток — 21,3 м.
Здесь уже требуется некоторая тренировка — но, в принципе, можно тормозить так, что эффективность будет не хуже, чем с АБС (а может, и немного лучше). Но для этого надо очень внимательно следить за процессом торможения, чтобы не пропустить момент начала блокировки колес. А в реальных экстремальных ситуациях это практически невозможно.
Два-ноль в пользу АБС! При ее наличии даже неподготовленный водитель сможет затормозить с максимальной эффективностью. Но все же на сухом асфальте разница в тормозном пути не очень бросается в глаза.
А теперь самое занимательное — торможение на «льду». Последствия измерений многозначительнее любых слов (тормозной путь с 60 км/ч различается почти в два раза!), но некоторые комментарии все же потребуются.
Когда все колеса при торможении находятся на «льду», Газель с АБС идет прямо, как по рельсам. Можно даже руль не держать. Более того: при этом автомобилем можно даже управлять (конечно, в определенных пределах).
При торможении с переводом с одного коэффициента сцепления на другой (когда начинаешь тормозить на льду, а завершаешь на асфальте — и наоборот) АБС тоже не преподнесла никаких сюрпризов.
А вот на миксте (если, допустим, правые колеса тормозят по «льду», а левые — по асфальту) автобус, несмотря на АБС, совершенно не хочет идти по прямой, даже если стараться удерживать его рулем!
Машину «стаскивает» в сторону высокого коэффициента сцепления колес с дорогой — проще говоря, на асфальт.
Сохранить прямолинейную траекторию можно, только активно подруливая во время торможения — но здесь требуются определенные навыки.
Что касается торможения на льду без АБС, то картина знакома большинству водителей и без наших испытаний... В такой ситуации очень легко потерять контроль над автомобилем, а на «миксте» это практически неизбежно. И тормозной путь огромный (по этой причине мы даже не стали тормозить без АБС с 80 км/ч). Можно только добавить, что у «нашей» Газели была достаточно сильно «задемпфирована» педаль тормоза. Она не торопилась возвращаться в исходное положение — и это мешало нажимать на педаль в режиме имитации работы АБС.
Все проверки мы проводили на практически пустом автомобиле (в кабине находилось два человека). Понятно, что груженый автомобиль становится менее охотно.
http://trucks.autoreview.ru/new_site/truck...7/8_gazel/1.htm