Цитата(Barsa @ 15.03.2009, 1:02)
Цитата(gvv @ 12.03.2009, 16:04)
В этот период жизни ребенку практически ничего невозможно объяснить словами (разум не проявлен - слова не воспринимаются и не являются стимулом к правильному поведению), он может только воспринять личное поведение родителей и отреагировать соответственно на эмоциональном уровне. Мы ему даже почти ничего не запрещаем, поскольку он не воспринимает частицу "НЕ".
Не согласная. ИМХО, дите уже к году вполне понимает, что такое "низя" и способно манипулировать родителями, в целях достижения желаемого. А также не слушаться намеренно.
Имелось ввиду, что объяснить так, чтобы ребенок немедленно сделал правильное действие, т.е. то, что мы от него ожидаем. А ожидаем мы, как правило, чтобы ребенок был хорошим, добрым, спокойным, жизнерадостным, заботливым, честным, искренним и любящим и т.д. Т.е. всех тех качеств, что мы хотим в жизни от Бога.
Однако на практике мы видим совершенно иную картину (если рассматривать среднестатистических детей). Для них жизнь - это игра без правил, в которой все разрешено. В ней они все время стремятся что-то пощупать-потрогать-бросить-ударить (ощутить жизнь через осязание), посмотреть-увидеть (восхититься жизнью через зрение), послушать слова-сказки (понять жизнь через слух), вдохнуть-понюхать (ощутить запахи жизни через обоняние) и, наконец, погрызть-поплеваться (узнать вкус жизни через рот). Т.е. они видят себя в центре событий жизни и таким образом с помощью чувств запоминают окружающую реальность. У них накапливается "банк данных" различных типов реакций всех окружающих людей. В этом смысле (по действиям) они мало чем отличаются от животных. Такие категории разума как "полезно-бесполезно", "больно-не больно", "хорошо-плохо", "можно-нельзя" им просто не знакомы (точнее сказать не проявлены в них). Когда мы говорим им "нельзя", то мы говорим с уровня разума (взрослого), а они воспринимают и запоминают с уровня чувств. Т.е. мы желаем одной (определенной для нас) реакции, а в их "банке данных" таких реакций великое множество, в зависимости от того, какая связь с этим словом у них возникла в жизни. В этом как раз заключается суть воспитания - научить ребенка свои великое множество реакций свести к одной "правильной" полезной для всех окружающих.
Например, наш 1,5 летний ребенок, часто во время кормления грудью, кусается и пинается ногами в мамин живот. От этого маме становится больно и она ребенку дает сигнал в виде эмоциональных слов "мне больно, ай-ай-ай, прекрати кусаться и пинаться". Ожидаемая реакция малыша с точки зрения мамы - выполнение её просьбы. Однако вместо этого она видит недоумение на лице ребенка, часто обиженную реакция, а бывает и плач. Вопрос: что использовал ребенок для ответных действий? Для меня это загадка. Но знаю точно что это явно не разум.
Или, например, ваш ребенок схватил Вас за волосы, а Вы, почувствовав боль, его ударили как-либо. Какова будет реакция ребенка? Ведь для него ваши волосы - это просто притягательный объект с которым можно поиграть - пощупать-потрогать-рассмотреть-помять-понюхать и он вовсе не пытается причинить вам боль. Скорее всего Вы увидите негатив поскольку ребенок через органы чувств (зрение и осязание) получил не совсем приятный для себя ответ в виде удара (бывает что этот ответ просто незнакомый для него - отсюда может возникнуть страх) . Но почему это негатив, а, скажем, не радость? А именно потому, что у него не проявлен понятийный аппарат "хорошо-плохо", а существует лишь деятельность чувств, функция которых принимать приятное и отвергать неприятное. Вот когда ребенок узнает что такое хорошо и плохо, тогда он научится радоваться любой вашей реакции и жить всем станет гораздо легче.
Вот. Как-то так.
P.S. Для себя решил, что если ребенок меня понимает, то он учитывает мои слова, просьбы и желания и стремиться их выполнить. А если не понимает значит либо я их неправильно выразил, либо он еще не дорос. Т.е. это некий критерий взаимопонимания для дальнейшего совместного развития. Здесь конечно речь идет о простых и доступных любому вещах.
Счастье - это когда тебя понимают!
Всем счастья!