Цитата(gina @ 28.02.2009, 5:13)
Цитата(Puzzle @ 25.02.2009, 23:38)
Это фильм о чтении, отсюда и копайте.
Вот с этого места поподробнее. Желаю интерпретации фразы "это фильм о чтении". ;)
Далее возможны спойлеры.
Соглашусь, что фильм определенно не о трусости. Герой Ральфа Файнса вообще загадочным мне не показался, у него возникло противоречие между его внутренними представлениями о морали, и его представлениями об ответственности перед законом. Ну не смог он просто пойти поперек своих представлений о морали, не смог простить героиню Уинслет, однако, как и полагается хорошему юристу, чувствовал себя виноватым, что позволил осудить ее незаконно.
Думаю, Майкл не испытывал внутренних противоречий относительно своих личных представлений о морали и законе. Они были непоколебимы и прочны. Иначе он бы попросту не смог всю жизнь проработать юристом, не сделавшись окончательным неврастеником. Различие закона и морали касались его посредственно, через Ханну (вообще там не раз подчеркивалась склонность Майкла переживать за других, разделять чужую участь). Его конфликт заключался в том, что конфликта не возникает у Ханны, которая искренне не понимала, чем провинилась перед законом, если не нарушала законов Времени, однако несоменно должна была понести наказание за пособничество неоспоримому злу. Именно отсутствие противоречий у Ханны и вызывает у Майкла внутренний коллапс. Отсутствие моральных установок у женщины, которая когда-то пришла на помощь, и с которой он провел столько прекрасного времени, вполне правдоподобное объяснение того, почему в будущем у Майкла идут дела в суде, но не клеится с человеческими отношениями- закон куда более надежная твердь под ногами человека.
Цитата
Собственно именно этим все действия его героя и объясняются. Именно, поэтому он и задает свой вопрос в конце, ему нужно решить это свое внутреннее противоречие. Обрести уже душевный покой в конце концов. Собственно концовка меня тоже нисколько не удивила. А что еще должна была сделать героиня, чтобы в конце концов ее простили?
Она и в конце от всего сердца не понимала, за что ей 20 лет тюрьмы, но не потому, что эти годы из-за каких-то ее убеждений не принесли ей раскаяние, а потому, что для раскаяния нужно понимание ошибки, которой она так и не увидела в своих поступках. Ее гораздо больше заботил Майкл, холодный прием которого и решил ее судьбу. Вернее, она сама ее для себя решила.
Цитата
Чтение - это всего лишь метафора, способ обозначить различные способы понимания добра и зла, морали, правильности или неправильности поступков. Литература - это источник, который закладывает в человеке представления о гуманности, человечности. Талантливое проигрывание различных вариантов сюжетов заставляет человека делать внутренний моральный выбор, определить для себя свои личные оси добра и зла.
Я бы сказал, не "закладывает представления", а "ищет отклик". Объем прочитанной литературы задает многообразие решений этого самого морального выбора, но совсем не значит, что начитанный человек в жизни сделает выбор правильный (относительно морали "книжной"). Литература делает внутренний мир богаче, но человек при этом добрее не становится.
Ну это я говорю как человек малочитающий человеку многочитающему, поэтому тут можешь меня не слушать.
Цитата
То, как прочитывала великие произведения героиня отличалось от того, как прочитывал их герой Ральфа Файнса. Любовь к литературе главной героини идет вразрез с ее преступлениями, как можно проливать слезу над Гомером и быть участником массового убийства? Этот контраст придает изюминку этому фильму, создает красивый фон для этических проблем. Для меня этот фильм - это фильм не о чтении, а фильм о нравственности, морали, этике, человечности, прощении. Умение прощать в фильме обернуто в метафору чтения, это как умение прочитать книгу чужими глазами и чужим сердцем, представить мир в соответствии с чужой этической системой координат.
Думаю, подтекст сцены, когда Майкл находит Одиссею и читает первые строки, заключается в том, что в этот момент почувствовал Майкл, какие струнки души задели эти строчки, и что это вызвало в нем сожаление в неумении Ханны читать. Он конечно же из лучших побуждений решает научить ее читать, чтобы чудотворная сила литературы исцелила Ханну, разбудила осознание вины и долгожданное раскаяние, и она поймет, насколько странно и чудовищно звучали ее реплики на суде. Эта попытка терпит крах- Ханна просто "научилась читать", не более. А "мертвые по прежнему мертвы". Тут, конечно, силен мотив различия мыслей и дела, но побуждающий элемент тот же.
Что не учел Майкл, и есть смысл фильма.
Отматываем назад, Майкл читает "Муза, спой (скажи) мне о том многоопытном муже...". Муза- человеческое лицо текста, как и Чтец Майкл.
Смысл фильма в том, что чтение с человеческим лицом имеет большие возможности, нежели простое чтение. Ханна любит, когда ей читают, однако научившись читать, но осознав, что с Майклом все кончено, она теряет свою связь с жизнью. Ханна не моральный урод, просто она на всю жизнь осталась тем ребенком, которому перед сном родители- люди, сеящие разумное, доброе, вечное в сознании маленького человека- читают сказку.
Собственно поэтому фильм кончается рассказом Майкла своей дочери о своей юности. Роль Чтеца, которую должен исполнить каждый родитель.