Мы долго этого ждали, и вот свершилось – 10 декабря, после более чем трехлетнего (?) перерыва, в Новосибирск приехал Денис Мацуев с сольным концертом. В первом отделении были заявлены «Времена года» П.И.Чайковского, во втором – «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
Думаю, что прошедший концерт ещё долго будет сниться Денису в страшном сне. Я заранее прошу прощения, что эта заметка будет, куда в большей мере, касаться организационных моментов, чем обсуждения интерпретации музыкальных произведений, прозвучавших на концерте. Но комизм ситуации, в которой в этот вечер оказались ни в чем не повинный пианист и публика, пришедшая послушать любимого исполнителя, заслуживает отдельного внимания. Но обо всем по порядку...
Все сольные концерты музыкантов уровня Дениса Мацуева по обыкновению в Новосибирске проводились в здании Филармонии (на улице Спартака 11, кто бывал в Новосибирске). Можно долго и много говорить о «партийной акустике» этого зала, но, по крайней мере, это единственный зал, где имеется более или менее приличный рояль.
С этого года здание Филармонии закрыто на ремонт. И до настоящего времени пока нет никакой определенности, вернется ли Филармония после ремонта в это здание. Вдумайтесь, третий по величине город России с собственным симфоническим оркестром, созданным легендарным Арнольдом Кацем, не имеет нормального зала для репетиций и концертов!!! О чем думают городские власти, трубящие на каждом углу о Новосибирске, как о «столице Сибири» с кипящей культурной и научной жизнью, остается загадкой.
Поэтому, видимо, за неимением лучшего варианта, было решено провести концерт Дениса Мацуева в Доме культуры железнодорожников. Начнем с того, что о предстоящем концерте практически не было никаких объявлений. Если и были какие-то афиши, то, лично мне они не попались в городе ни разу. О концерте я узнала за месяц «по сарафанному радио», когда уже все билеты по доступным ценам были раскуплены «особами, приближенными к императору». Для многих любителей классической музыки цена билета в партере за 2500 рублей оказалась неподъемной. Вследствие чего партер на концерте оказался пустым, и людей, у кого били билеты на балкон, попросили пересесть. Совершенно нетипичная ситуация для концертов Дениса Мацуева, проходящих в Новосибирске с неизменными аншлагами.
Я понимаю, что такие «хитовые» произведения Чайковского и Мусоргского не нуждаются в представлении для меломанов, но, придя за 20 минут до начала концерта, я безуспешно пыталась купить программу концерта. Ее просто не было, как класса. И это ещё один вопрос к организаторам. Зато тут же в холле продавались женские украшения, какие-то пищевые добавки, всё, что угодно, только не программа.Но мы были готовы простить и это ради возможности послушать игру Дениса. После третьего звонка публика поспешно заняла места в предвкушении музыкальных удовольствий и приятного вечера. Объявили программу первого отделения (хоть на том спасибо), к всеобщей радости вышел Денис и, поприветствовав публику и бросив взгляд на пустой балкон, сел за рояль.
После первых нот «У камелька» публика ужаснулась, стало понятно, что лауреат Первой премии XI конкурса им. П.И. Чайковского вынужден играть на откровенных «дровах». К какому бренду принадлежало это «чудо», я назвать затрудняюсь, так и не смогла разглядеть в первом отделении фирменную надпись на рояле. У Дениса было, как показалось, совершенно мученическое выражение лица. Но он стойко выносил выпавшее на его долю испытание, умудряясь извлекать на этом инструменте с дребезжащим верхним регистром звуки на умопомрачительном pianissimo. Публика, хватаясь за сердце, с замиранием следила за этим артистическим подвигом.
Я понимаю, что сейчас многие могли бы мне вспомнить Святослава Рихтера, который, разъезжая по стране в военные годы, выковыривал клавиши рояля во время своих концертов. Но, то было военное время…
В антракте на сцене появились бравые молодцы и увезли злополучный инструмент за кулисы. Через мгновение появился второй рояль, стоявший до этого «в кустах». Вышел настройщик. Рояль был прилично обшарпан. Подруга ехидно заметила: «Наверное, подарок железнодорожникам». Я хотела ей сказать, что, скорее всего, его подарили в эпоху первых паровозов, а потом в тяжелые времена использовали, как ящик для хранения картошки, но сдержалась. Настройщик тщетно пытался за десятиминутный антракт как-то привести инструмент в порядок. Денис вышел и стал играть Мусоргского, и в этот момент возникло стойкое ощущение, что лучше бы он оставил первый рояль. Было впечатление, что организаторы поставили своей целью вдоволь поиздеваться над пианистом.
Я намеренно не пишу никаких впечатлений от исполнения, не делаю какого-то разбора полетов. Как говорится, «мухи отдельно, котлеты отдельно». Да, и не моя это задача. Полагаю, найдется немало профессиональных критиков, которые могут это сделать в сто раз лучше меня. У Дениса много как безоговорочный почитателей, так и любителей его пожурить. Но, конечно, настоящий талант и фантастическую технику не спрячешь, если они есть. Даже отвратительный инструмент не мог скрыть экстра-класс пианиста. Но насколько же вечер мог быть менее нервным как для самого музыканта, так и для публики, когда всякий раз после вываливающихся нот хотелось накапать себе «Карвалола» для успокоения, если бы он играл на хорошем Steinway-е.
С последними аккордом «Картинок» Денис просто убежал со сцены. Понимая весь драматизм вечера, публика устроила настоящую овацию. Денис продемонстрировал в этой ситуации необыкновенную щедрость и, извинившись перед людьми за свою двухчасовую битву с этими инструментами, великодушно сел играть бисы – милую «Музыкальную шкатулку» Лядова, Юмореску Р.Щедрина, шлягерный ре-диез минорный этюд А.Скрябина, транскрипцию Г.Гинзбург – Э.Григ «В пещере горного короля». Блестяще играл, к слову сказать. Зал стоял на ушах. Какой-то мужчина в первых рядах партера не выдержал: «Денис, прости нас за все технические проблемы. Мы тебя любили, любим и будем любить». Парадокс – друг перед другом извинялись пианист, игравший на совесть, и публика – стороны, совершенно невиноватые в этой ситуации.
И неужели после такого вечера организаторы могли спать спокойно?!! Оказалось, что несмотря не все наши претензии на статус музыкальной столицы, мы не в состоянии принять музыкантов мирового уровня достойно, организовать концерт без подобных сюрпризов. Каждому своё – музыканты должны хорошо играть, организаторы заботиться обо всем остальном. И если мы приглашаем классический музыкантов с мировым именем, у которых график концертов расписан на три-четыре года вперед в самых престижных концертных залах мира, и у них есть выбор, куда поехать – в Париж или в Новосибирск, а они все-таки едут в Сибирь, будьте любезны обеспечить должное техническое сопровождение мероприятия. Безграмотный менеджмент надо увольнять, если он плохо делает своё дело. Благодаря таким примерам, Новосибирск регулярно «садится в калошу». И скоро все приличные гастролеры будут шарахаться от Новосибирска, как от чумы, объезжая его десятой дорогой. И поверьте, от этого пострадает не Денис Мацуев, Максим Венгеров или, скажем, Вадим Репин. Они найдут, где и кому поиграть. От этого пострадают горожане, имидж города и его культурный уровень, оставляющий желать много лучшего. А мы будем жить в убожестве, недовольно фыркать, натыкаясь в очередной раз по ТВ на Петросяна, и ловить по «Культуре» редкие записи того же Мацуева, понимая, что нечто большее для нас совершенно недоступно.
P.S. Весь концерт меня мучил вопрос, почему же нельзя было сделать вот этот самый концерт в Большом зале ДУ СО РАН, отремонтированном в прошлом году, где стоит новый Steinway, в котором Денис уже не раз успешно выступал, и где гарантировано собрался бы полный зал?! Но мы не ищем легких путей….