Форум Академгородка, Новосибирск > Сумев защитить самолеты от новейшего вооружения, человек оказался бессильным против птиц
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Сумев защитить самолеты от новейшего вооружения, человек оказался бессильным против птиц
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём
Bars
Хичкоку и не снилось
Сумев защитить самолеты от новейшего вооружения, человек оказался бессильным против птиц

Очередной военный самолет был вынужден на днях совершить аварийную посадку из-за стаи птиц, которая не пожелала уступить ему дорогу. Инцидент произошел на авиабазе ВВС США в американском городке Дувр, штат Делавер. Экипаж стратегического военно-транспортного самолета повышенной грузоподъемности C-5 Galaxy на этот раз отделался "легким испугом" - влетевшая в стаю машина получила повреждения двигателя, а затем была вынуждена вернуться на аэродром. Ремонт обойдется американским военным в 1 миллион долларов, хотя из живых существ в инциденте пострадали разве что его виновники...

На самом деле может показаться парадоксальным, что столкновение самолета с птицей способно привести к фатальным последствиям. И все же волей-неволей как летчикам, так и конструкторам приходится относиться к этому всерьез. Ведь на деле оказывается, что птица, как и знаменитый бутерброд, падающий на землю маслом вниз, непременно попадет именно в то место, где машина наиболее уязвима. А "облететь" стаю летчик точно не успеет, если даже и заметит опасность.

Впервые факт столкновения птицы с самолетом, закончившийся не совсем приятно для обеих сторон, был зафиксирован в Калифорнии в 1912 году. Чайка, попавшая в рулевое управление, погубила и машину, и пилота. После этого появился специальный термин "Bird Strike" или BASH (Bird Aircraft Strike Hazard), а спустя некоторое время и целая наука - авиационная орнитология, занявшаяся изучением подобных случаев и мер по их предупреждению.

А изучать было что. Ведь со временем скорости летательных аппаратов возросли многократно, а параллельно и последствия участившихся летных инцидентов с участием пернатых становились все более фатальными. Лобовое стекло истребителя, которое пробивали далеко не все пули, почему-то с легкостью разрушала попавшаяся навстречу "пернатая ракета". Известны даже случаи, когда в результате таких столкновений в фюзеляже и крыльях машин возникали сквозные отверстия.

Каждое такое попадание могло стать причиной гибели машины и экипажа. К примеру, если птица "влетала" в воздухозаборники двигателя, то нередко деформировались лопатки турбин, изготовленные из прочнейших титановых сплавов, а повреждения могли быть настолько значительными, что двигатель выходил из строя. Пробоина в фюзеляже под действием воздушного потока начинала расширяться, из-за чего ухудшались аэродинамические свойства летящей машины. Разбитое стекло кабины приводило к разгерметизации внутренних помещений, создававшей смертельную опасность для экипажа и пассажиров.

Пернатые, понятное дело, особой субординацией никогда не отличались, и с завидной периодичностью "таранили" как машины простых смертных, так и высокопоставленных лиц. Одним из недавних героев статистики авиационной орнитологии стал вице-президент США Дик Чейни, в самолет которого птица попала при заходе на посадку в аэропорту Чикаго. Но люди и техника в этом происшествии практически не пострадали, поскольку пилотам удалось благополучно посадить машину.

В июле 2006 года вынужденную посадку совершил Ту-134, на борту которого находился главком ВМФ России. Из-за попадания птицы в двигатель в момент разгона самолет загорелся. Пожар удалось локализовать только через полтора часа после удачной посадки.


Сокол в носовой части C-130 Hercules. Фото acc.af.mil
Ну а в 2004 году, как писала газета "Комсомольская правда", одна-единственная птаха чуть было не загубила цвет российской "оборонки" заодно с журналистами кремлевского пула. Ил-62 вылетел из Дели в Бангалор, где должна была состояться встреча Владимира Путина с деловыми кругами России и Индии. Но через 20 минут в самолете что-то "грохнуло и затарахтело". Очевидцы утверждают, кто-то с ужасом прошептал: "баклан".

Неудивительно, что пассажиры этого самолета сразу поняли, какие последствия может иметь столкновение. Ведь на борту, помимо руководителя "Рособоронэкспорта", находились главы компаний "МиГ" и "Сухой". В итоге, когда пассажиры после удачного приземления вышли из салона, они с удивлением обнаружили, что попали вовсе не в Бангалор, а в Бомбей. По предварительной версии, во время взлета птица врезалась в обтекатель локатора и слегка вогнула его. Когда же самолет стал набирать высоту, обтекатель начал разрушаться. Именно поэтому направление полета пришлось изменить, а о подробностях встречи российского президента с бизнесменами страждущая общественность узнала только поверхностно.

Столкновения с птицами далеко не всегда заканчивались бескровно, а жертвами пернатых нередко становились и куда более защищенные военные самолеты. Так, например, в 1995 году в штате Арканзас после взлета потерпел крушение самолет дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry ВВС США. Два двигателя вышли из строя, поскольку в них попали несколько канадских гусей, оказавшихся на пути машины. 24 человека, находившихся на борту, погибли. В 2005 году неизвестная птица так и вовсе попыталась "протаранить" космический корабль многоразового использования "Дискавери", взлетавший с космодрома. Но столь серьезный объект оказался пернатой "не по зубам".

Для защиты самолетов от птиц на сегодняшний день человечество изобрело множество способов, хотя справедливости ради стоит сказать: ни один из них не может гарантировать стопроцентной защиты от напасти. Существует даже специальная организация International Bird Strike Committee, занимающаяся этой проблемой. Ее специалисты разработали 9 стандартов, соблюдение которых может максимально обезопасить аэродром от попадания птицы на взлете и при посадке, поскольку именно в эти периоды машина наиболее уязвима.


Вид из кабины UH-60 Black Hawk после столкновения с птицей. Фото acc.af.mil
Способы, с помощью которых пернатых обычно отваживают от аэродромов, хорошо известны. К примеру, техники устанавливают вдоль взлетных полос обычные пугала или стращают птиц звуковыми сигналами. Кроме этого, стараются уничтожать растения, семена которых привлекают стаи. И уж совсем интересен способ "вышибания клина клином". Некоторые авиационные орнитологи специально держат хищных птиц (например, соколов или ястребов), с помощью которых отгоняют перед полетами потенциально опасные стаи. Такую практику взяли на вооружение уже не только на Западе, но и в России.

Но, несмотря на все усилия, авиационная статистика по-прежнему изобилует происшествиями, косвенными виновниками которых становятся птицы. Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует более 5 тысяч таких случаев, а в ВВС США за последние 20 лет зафиксировали 62,5 тысячи инцидентов с участием пернатых. Как это ни парадоксально, современнейшие технологии, которые могут защитить машину от новейшего вооружения и средств ПВО, не в силах противостоять обычным птицам. Впрочем, нельзя не заметить интересную аналогию: пернатые чем-то напоминают смертников, пытающихся защитить от захватчиков с земли воздушное пространство, которое безраздельно принадлежало им на протяжении тысячелетий. И, наверное, живи маэстро Альфред Хичкок в наши дни, сюжет фильма "Птицы", который вышел на экраны почти полвека назад, мог бы
получиться еще более эффектным...

http://www.lenta.ru/articles/2008/11/08/birds/
Tanya
А в чём новость-то? Угроза такая же старая, как сама авиация. Не упомянуты более известные вещи, например, сформированный в какой-то момент отряд ловчих соколов в аэропорту Хитроу, призванный защищать взлётную полосу от ворон, или падение МиГ-29 в Ле Бурже, после которого видеоролик с птицей, попадающей в двигатель, и последующим падением/взрывом стал рекламным для компании, выпускающей катапультирующиеся кресла (пилот А. Квочур спасся).
ilgen
Что-то мне кажется, что это не птицы налетают на самолеты, а самолеты на птиц.
Уступить дорогу самолету порой невозможно при всем желании.
eg0ist
блин, сейчас начнётся вазня из ничего..
частично согласен с ilgen
_su_
Цитата(Tanya @ 08.11.2008, 18:55) *
падение МиГ-29 в Ле Бурже, после которого видеоролик с птицей, попадающей в двигатель, и последующим падением/взрывом стал рекламным для компании, выпускающей катапультирующиеся кресла (пилот А. Квочур спасся).


Небыло там птицы... было банальное разгильдяйство и неаккуратность летчика. И где кстати вы видели рекламу катапультируемых кресел? И кто у нее целевая аудитьория? Самолет не жигули девтой модели, заменить родную сидушку на хрень с надписью RECARO или MIG29 не получиться как не старайся.
XXL
Цитата(_su_ @ 12.11.2008, 8:01) *
Цитата(Tanya @ 08.11.2008, 18:55) *
падение МиГ-29 в Ле Бурже, после которого видеоролик с птицей, попадающей в двигатель, и последующим падением/взрывом стал рекламным для компании, выпускающей катапультирующиеся кресла (пилот А. Квочур спасся).


Небыло там птицы... было банальное разгильдяйство и неаккуратность летчика. И где кстати вы видели рекламу катапультируемых кресел? И кто у нее целевая аудитьория? Самолет не жигули девтой модели, заменить родную сидушку на хрень с надписью RECARO или MIG29 не получиться как не старайся.


Если Вы инсайдер, поделитесь источниками информации, а не нарушайте п. 9 правил форума.
Вы 1989 перепутали с 1999?

Хрень называется К 36, и целевая аудитория у нее пока автолюбителей не включает, ага. Но ничего, японцы уже над этим работают, так что может быть их внуки.... icon_smoke.gif bayan3.gif
_su_
12 июня 1999 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже потерпел катастрофу самолет Су30 МК. Выполняя фигуры высшего пилотажа, истребитель неожиданно резко пошел на снижение и врезался в землю. Командир экипажа Вячеслав Аверьянов и штурман Владимир Шендрук успели катапультироваться и остались живы.

Про Квочура ни слова. так что точно не 99-ый

Я про 8 июня 1989 года, когда во время демонстрационного полета в Ле Бурже разбился МиГ-29, пилотируемый Анатолием Квочуром.

Случай очень подробно описан летчиком испытателем Микояновского КБ - Меницким В.Е. в книге "Моя небесная жизнь". В ней ни разу не прозвучала фамилия "героя", но разбор ошибок пилота, с причинами аварии и возможными вариантами спасавими ситуацию там есть. Желающие могут найти и почитать. Считайте что это миой инсайдер и есть.

По поводу рекламы в такой отрасли как военная, это думаю отдельный разговор. Покупают не кресло отдельно - самолет отдельно, ракету отдельно. Покупают систему направленную на решение конкретных задач, например завоевание превосходства в воздухе, на конкретном куске земли. А если покупатель, при этом, делает ставку на связку из F16 с Авкасом + наземную станцию слежения, то рекламу наших кресел ему крутить бесполезно. А вменяемые люди за бугром уже давно не покупают российское высокотехнологичное вооружение, но это тоже тема отдельного разговора.
XXL
Цитата(_su_ @ 12.11.2008, 14:01) *
По поводу рекламы в такой отрасли как военная, это думаю отдельный разговор. Покупают не кресло отдельно - самолет отдельно, ракету отдельно. Покупают систему направленную на решение конкретных задач, например завоевание превосходства в воздухе, на конкретном куске земли. А если покупатель, при этом, делает ставку на связку из F16 с Авкасом + наземную станцию слежения, то рекламу наших кресел ему крутить бесполезно. А вменяемые люди за бугром уже давно не покупают российское высокотехнологичное вооружение, но это тоже тема отдельного разговора.


Боже, расскажите это тем, кто зарабатывает себе на хлеб и джип торговлей авиазапчастями.
"Мою небесную жизнь" из уважения к автору поставим в один ряд с творчеством А.В. Коржакова. Нормально, для мальчиков.

На каждом МАКСе в павильонах сидят и торгуют, платят бешеную арендную плату. И крутят рекламу, представляете?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.