Как организовалось домашнее обучение детей Стерлиговых
(в качестве примера для подражания)
Цитата
Но все же через три года Герман катего
-
рически сказал: «Все, хватит рисковать ребенком, школа к до-
бру не приведет». Так как дочка чувствовала дискомфорт, ведь
характером она в Германа, очень свободолюбивая, нахождение
в школе ей особого удовольствия не приносило, поэто му, когда
мы сказали, что решили ее оттуда забрать на домашнее образо
-
вание, она совершенно не расстроилась.
Мы объяснили Полине, что ее будут учить на дому, ей не
придется так рано вставать, кроме всего прочего ее научат и
шить, и вязать, и она очень спокойно согласилась перейти.
Герман умеет убеждать. При его категоричности, при том,
что я отлично знаю, что он все равно отстоит свою точку зре
-
ния, Герман предпочитает не давить, а заинтересовать, и у него
это получается. Вот и в тот раз он завернул свое предложение в
красивую обертку, а это как раз то, что нужно нам, женщинам.
Он сказал мне: «Ты будешь директором школы, ты будешь сама
выбирать учителей, сама составлять программу». Зато для на
-
ших родителей это было шоком, и они обрушились на Германа.
Но при всем своем уважении к ним, он проявил твердость, хотя
ему и тяжело было видеть, что родители расстраиваются. Зато
теперь наши бабушки с дедушкой говорят Герману спасибо за
внуков, наглядевшись, что творится в современной школе на
примере своих знакомых.
Так что уже в третьем классе Полина находилась на домаш
-
нем обучении. Герман нашел для нее очень хорошую учительни-
цу, Веру Ананьевну. Это была удивительная женщина, родом из
Белоруссии, которая закончила университет с красным дипло
-
мом. Она была преподавательница, как говорят, по призванию.
К нам она приезжала три раза в неделю на целый день. Первые
четыре-пять часов занятий были общеобразовательные предме
-
ты: русский язык, литература, история, география, математика,
потом был перерыв на обед, они отдыхали, а потом два часа еще
71
вязали, шили, занимались трудом. Они шили Полине платья,
юбки, вязали крючком. Сейчас это умение пригодилось: По
-
лина, став мамой, опять занялась рукоделием. Вера Ананьевна
была очень строгим учителем, благодаря ей дочь много читала,
пересказывала и получила прекрасное начальное образование.
Вера Ананьевна рассказала мне такую историю из своей жиз
-
ни. У нее была сильная простуда, с ней она попала в больницу,
и там врачи, сделав ей снимки, вынесли вердикт: «Да у вас рак,
через год вы умрете, а может быть, и раньше». Когда Вера Ана
-
ньевна выписалась домой, она ничего не сказала ни мужу, ни
дочери, чтобы никого не расстраивать — ведь все равно помочь
уже ничем нельзя. Решила подготовить все к своему уходу из
мира сего. Стала распродавать потихоньку свои вещи, носить
черное. Муж спрашивал, в чем дело, но учительница ничего
не говорила. Так и прожила год, прощаясь с жизнью. А через
год пошла к врачу, и ей сказали: «Вы знаете, извините, но мы
ошиб лись, на самом деле у вас ничего нет».
Полина отучилась с Верой Ананьевной года три, потом в
первый класс к ней пошел Арсений. С ней у нас до сих пор со
-
хранились теплые отношения.
Удивительно, но занятия трудом придумал Герман, а не я —
как мама, как женщина. Мужским умом он понимал, что это
надо девочке, и они с преподавательницей кроили, шили пла
-
тьица, юбки.
А я городской ребенок, поэтому ничего не умею. Моя ба-
бушка, мама не шили, и я не шью, и не вяжу, к сожалению.
Сейчас, когда я стала сама бабушкой, мне хочется что-то свя
-
зать, утешить себя тем, что я что-то сделала своими руками, но
я так пока и не научилась. Но все же надеюсь на то, что все-
таки смогу подарить когда-нибудь своим близким созданное
собственными руками изделие.
После Пелагеи на остальных детях мы больше не экспери
-
ментировали, и все дети уже сразу учились на дому. В связи с
72
переездами — сначала с Рублевки, затем из-за пожара из Сло-
боды — пришлось несколько раз менять учителей. Но всех пе-
дагогов, что у нас были, мы вспоминаем с теплотой. Сейчас
у нас уже четыре года не менялся преподавательский состав.
Очень важно, что уроки проходят в очень спокойной дружеской
атмосфере, без какого-то нервного напряжения, как зачастую
бывает в школе. На днях рождениях моих детей наши препода-
ватели — дорогие гос ти. И они балуют в этот день своего уче
-
ника-именинника, как правило, собственноручно приготовлен-
ным, вкусным и красивым пирогом. Учителя уже за это время
привыкли к детям, хорошо знают их слабые и сильные стороны,
и им легко выбирать для них методику преподавания, подхо
-
дящую конкретно данному ребенку, что делает обучение более
качественным, и легко преодолеваются всевозможные затруд-
нения, которые могут возникнуть во время учебного процесса.
Когда приближается школьная пора после каникул, дети уже
ждут занятий, так как соскучились по своим учителям.
http://www.sterligoff.ru/books/AlenaSterligova.pdf стр.70-72