Форум Академгородка, Новосибирск > Занятия музыкой влияют на физиологию мозга
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Занятия музыкой влияют на физиологию мозга
Форум Академгородка, Новосибирск > Хобби и увлечения > Музыка > Классика
moisha
Занятия музыкой влияют на физиологию мозга

22 апреля 2008

Игра на музыкальных инструментах всё-таки стимулирует развитие головного мозга, по крайней мере у детей – такой вывод можно сделать на основании результатов исследования, проведённого учёными из медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School).

Эксперимент показал, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpus callosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на 25%.

Споры о том, действительно ли музыка стимулирует умственные способности человека, ведутся давно. Мы уже рассказывали о так называемом "эффекте Моцарта" – гипотезе, предполагающей, что академическая музыка, в частности произведения великого австрийца, влияет на физиологию людей, в том числе на их интеллектуальные способности.

В научных кругах дискуссия на эту тему не утихает: сторонники гипотезы были уверены в том, что музыка влияет на развитие некоторых отделов головного мозга в качестве самостоятельного фактора, в то время как скептики утверждали, что музыкально одарённые люди, вероятно, изначально обладали уникальными биологическими характеристиками.

Однако ещё интереснее вопрос о воздействии на физиологию не просто прослушивания музыки, но занятий на музыкальных инструментах.

14 апреля нынешнего года на ежегодном симпозиуме американского Общества когнитивной нейронауки (Cognitive Neuroscience Society) профессор Готтфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) и его коллеги представили результаты (PDF-документ) исследования, в котором приняло участие более 30 детей в возрасте от 6 до 9 лет, занимавшихся музыкой.

Эксперимент включал в себя детальную резонансную томографию детей до и в течение опыта, а также в конце всего периода занятий. Оказалось, что относительный объём corpus callosum увеличился именно у тех детей, которые занимались музыкой не менее полутора часов в неделю, а у тех, кому посчастливилось заниматься более двух с половиной часов, относительный объём увеличился в среднем на четверть. В контрольной же группе, которая музыкой не занималась, никаких видимых перемен в этом отделе мозга не произошло.

Стивен Суиннен (Steven Swinnen) из лаборатории молекулярной биологии бельгийского университета Лёвена (Universiteit Leuven), занимающийся изучением двигательных функций организма, предполагает, что дальнейшие исследования и эксперименты должны подтвердить гипотезу о том, что занятия музыкой могут вызывать изменения в структуре аксонов, соединяющих удалённые участки головного мозга.

Впрочем, стоит отметить, что занятия музыкой у детей, вовлечённых в эксперимент, проводились исключительно на "двуручных" инструментах, то есть на тех, которые требуют участия двух рук: фортепиано и виолончель. Таким образом, не исключены комплексные механизмы влияния: как музыки, так и сферы двигательных функций организма в целом.

Источник: Science
gja822
Во-во. Может, остальные ничем просто не занимались вовсе. Может, буде они судомоделистами, напрмер, всё было бы ещё круче, чем у музыкантов. Я уже не говорю о "неручных" музыкантах (певцах, каких-нибудь).
Aton-Ra
Цитата(moisha @ 23.04.2008, 11:06) *
Оказалось, что относительный объём corpus callosum увеличился именно у тех детей, которые занимались музыкой не менее полутора часов в неделю, а у тех, кому посчастливилось заниматься более двух с половиной часов, относительный объём увеличился в среднем на четверть. В контрольной же группе, которая музыкой не занималась, никаких видимых перемен в этом отделе мозга не произошло.

Похоже на очередное исследование с целью освоить выделенные средства. Что делала та группа, которая не занималась музыкой? Ничего? Тогда что удивительного в результатах? Ведь может оказаться, что просмотр гламурного шоу или игра в карты полезнее для детского мозга, чем скрипка grin.gif

gja822, перестань читать мои мысли! laugh.gif
moisha
Полагаю, заинтересовавшимся следует читать оригинальное исследование. Обычно в разделе "Материалы и методы" описан и контроль.
demiurg
Интересно, что происходило с мозгом детей, которые занимались музыкой по шесть часов в день? Что ли пройти томографию...
Aton-Ra
Цитата(moisha @ 23.04.2008, 16:55) *
Полагаю, заинтересовавшимся следует читать оригинальное исследование. Обычно в разделе "Материалы и методы" описан и контроль.

Да понятно, что вопрос не к тебе. Просто у меня подобные публикации создают скорее негативное впечатление об исследовании. Понятно, что у многих читателей подобных источников вопросов не возникает... не все в детстве играли на скрипке rolleyes.gif
emcher
Цитата(moisha @ 23.04.2008, 11:06) *
Занятия музыкой влияют на физиологию мозга

22 апреля 2008

Игра на музыкальных инструментах всё-таки стимулирует развитие головного мозга, по крайней мере у детей – такой вывод можно сделать на основании результатов исследования, проведённого учёными из медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School).

Эксперимент показал, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpus callosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на 25%.

...............
Источник: Science


Это было бы интересно, если бы занятия музыкой влияли на развитие умственных способностей. Ну, "обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на 25%" - что из этого следует? Хорошо это или плохо? У человека занятого ручным трудом растут мозоли на руках, т.е это обусловлено СПЕЦИФИКОЙ деятельности. То же можно сказать и об обсуждаемом феномене (если это действительно так). А у художников, писателей, поэтов (не говоря уж об ученых) как? Сравнения есть?

Из того, что "игра на музыкальных инструментах всё-таки стимулирует развитие головного мозга" ничего не следует. Глупых людей в этой области ровно столько же как и среди слесарей.
Шпулька
И чего только не влияет на физиологию мозга...
Можете сколь угодно скептически относиться к подобным работам, а мне вот приятно ощущать себя человеком с развитыми межнейрональными связями! _p_.gif
Helgerd
Вот чего вчера вычитала:
Любите музыку? Оказывается, это свойство роднит вас со всей эволюционной лестницей позвоночных, вплоть до древних рыб. К этому выводу пришли профессор Эндрю Басс из Корнельского университета и его коллеги из Нью-Йоркского университета.

Как следует из публикации в последнем номере журнала Science, Басс сравнил системы нейронных цепей, отвечающие за вокализацию, у земноводных, птиц и далее по эволюционной цепочке. Реакция на звук сохранялась везде и только усложнялась в процессе эволюции. Это означает, что звуковая коммуникация такая же полноправная часть эволюции, как и деторождение.
icon_smoke.gif
http://www.rusrep.ru/2008/28/news_vidy/" target="_blank">
http://www.rusrep.ru/2008/28/news_vidy/</a>
Блин, ссылка коряво получилась, но исправляться упорно не хочет. sad.gif Я к тому, что эти ссылки (обе) на одно и тоже.
AlexBush
Цитата(demiurg @ 23.04.2008, 18:07) *
Интересно, что происходило с мозгом детей, которые занимались музыкой по шесть часов в день? Что ли пройти томографию...


Даже идти страшно... что же там такое внутри нас? super.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.