Форум Академгородка, Новосибирск > О современном образовании
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: О современном образовании
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём
ros
Нашел статью на Лента.Ru http://lenta.ru/articles/2008/03/21/ingenuous/

В стране невыученных уроков


Как представляют окружающий мир жители Земли

Уинстон Черчилль был первым человеком, высадившимся на Луне. Если он, конечно, вообще существовал, а не является вымышленным персонажем, как, например, Ричард Львиное Сердце или Махатма Ганди. Но Черчилль точно не был премьер-министром Великобритании во время Второй мировой войны, так как этот пост занимал Адольф Гитлер. Как, неужели вы этого не знали?

Написанное выше – не выдержка из книги Анатолия Фоменко. Это история человечества в представлении британских школьников. Она не очень похожа на ту историю, которая представлена в учебниках. Нестандартное видение исторических событий характерно не только для юных жителей Великобритании. Как показывают многочисленные опросы, большинство людей живут в очень странном мире. Что же это за место?

Астрономия

Место это неофициально называется Земля. В том, что наша планета имеет более солидное научное название, уверены около трети учащихся британских школ. Земля, скорее всего, вращается вокруг Солнца. По крайней мере, так считают четыре из пяти американцев. В России 30 процентов жителей сомневаются в том, что наша родная планета может нестись куда-то сквозь космос с огромной скоростью. По их мнению, это Солнце вращается вокруг Земли. Собственно, именно это и положено делать спутнику. Солнце и Луну уравняли в статусе чуть меньше трети жителей РФ.

Те, кто твердо уверен, что Земля все-таки вращается вокруг Солнца, считают, что один оборот она совершает за месяц. На этом настаивают 60 процентов жителей Евразии.

Помимо Земли в Солнечной системе существуют другие планеты. Сколько их точно, могут сказать около десяти процентов американцев. Самые большие сомнения вызывает реальность планеты Марс. Два из пяти британских школьников считают Марс шоколадным батончиком.

Биология

Однажды на странной планете Земля появилась жизнь. Когда именно возникли живые существа – не так уж и важно, потому что появились они сразу. По мнению 53 процентов жителей США, все виды появились в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. 31 процент американцев считают, что эволюция имела место, но ее движущей силой была божья воля. И лишь 12 процентов разделяют точку зрения Чарльза Дарвина. В России только половина граждан слышали это имя и имеют представление о теории эволюции.

Вместе с другими живыми существами на Земле появился человек. Примерно четверть европейцев и треть россиян считают, что люди возникли одновременно с динозаврами. Они активно размножались. Пол будущего ребенка определялся и определяется только генами матери. В этом уверены чуть меньше половины жителей России и свыше 60 процентов европейцев.

География

Итак, победив динозавров и законы наследственности, люди заселили всю Землю и основали государства. Однако многие из них являются государствами-призраками: о них говорят по телевизору и пишут в газетах, однако их местонахождение остается тайной. 95 процентов молодых американцев не представляют, где бы мог находиться Афганистан. В произвольном месте на карте мира ищут Израиль, Ирак и Иран три четверти жителей Штатов. Десять процентов американцев уверены, что Чечня соседствует с Сербией и недавно объявила о своей независимости.

Загадочным для американцев оказался не только Восток, но и собственная страна. Половина из них не знает, где расположен Нью-Йорк. Почти 60 процентов теряются, услышав вопрос "Где находится штат Огайо?". Где находится сама Северная Америка, не очень ясно представляет себе каждый третий американец, который не может отыскать на карте мира Тихий Океан, и каждый десятый, который не может отыскать США.

Еще одной загадочной страной является Португалия. Большинство россиян при упоминании этой страны думают о Латинской Америке, джунглях Амазонки и даже о жаркой Африке. Три четверти российских граждан оказались бессильны назвать столицу этого загадочного государства. Еще два неясных для россиян государства – это Голландия и Нидерланды. Половина наших соотечественников никак не могут разобраться, одна это страна или две. И только у одного человека из шести в России город Амстердам ассоциируется с Голландией. Или с Нидерландами.

Еще две страны-близнеца – это Швеция и Швейцария. И там и там находятся Альпы, делают прекрасный шоколад и хранят деньги в самых надежных банках. В Альпах же оказалась и самая высокая гора на Земле. По крайней мере, так считают жители Соединенного Королевства. Каждый третий из них уверен, что Эверест находится где-то в горах Европы или даже в горах Великобритании.

История

Разобраться в истории человечества в ближайшее время не представляется возможным. Для большинства людей осмысленная история началась в XX веке. Среди наиболее значимых событий следует отметить Вторую мировую войну, год начала которой могут с уверенностью назвать 50 процентов россиян. Мнения о том, кто в этой войне победил, расходятся. Большинство юных американцев и англичан, например, уверены, что именно их страны победоносно вошли в Берлин в неизвестно каком году.

Еще одно значимое событие XX века – полет человека в космос. Как уже упоминалось выше, англичане считают, что этим человеком был Уинстон Черчилль. Сорок процентов россиян не знают, кто первый посетил спутник Земли, а шесть процентов уверены, что это был советский космонавт. Когда это случилось, не знают 8 процентов жителей России.

Около 60 процентов россиян не смогли сказать, что такое Февральская революция. 30 процентов не знают, в честь чего 23 февраля и 8 марта стали праздничными днями. Половина американцев не уверены, почему они не работают четвертого июля. Пятая часть из тех, кто смог вспомнить, что этот день называется Днем Независимости, не знают независимость чего от чего они празднуют.

В общем, если не считать знания таких умных слов, как антибиотики (убивают вирусы и бактерии), лазер (луч, который появляется в результате фиксации звуковых волн), радиоактивность (ее придумали люди), современный человек в своих представлениях о мире недалеко ушел от человека пещерного. Кстати, кто это?

Ирина Якутенко
aspopov
И каждый норовит стать автором темы, даже если точно такая же есть рядом. Весна?
apostol_666
Пойдем на весенние улицы,
Пойдем в золотую метель.
Там солнце со снегом целуется
И льет огнерадостный хмель.

По ветру, под белыми пчелами,
Взлетает пылающий стяг.
Цвети меж домами веселыми
Наш гордый, наш мартовский мак!

Еще не изжито проклятие,
Позор небывалой войны.
Дерзайте! Поможет нам снять его
Свобода великой страны.

Пойдем в испытания встречные
Пока не опущен наш меч.
Но свяжемся клятвой навечною
Весеннюю волю беречь!

8 марта 17г.
З. Гиппиус
президент
в забыли в названии своей темы использовать слова "что твориться с нашим..." smile.gif
Смородина
Цитата
30 процентов не знают, в честь чего 23 февраля и 8 марта стали праздничными днями.

Удивительно. Должно быть гораздо больше. А честь чего, кстати? ayayay.gif
ranet
А слабо ответить на пару вопросов ЕГЭ?
История:
-Александр 1 был в Англии и увидел замечательное здание. "Хочу такое построить в Москве"- сказал царь. "А у вас в Москве есть такое здание, с него английское и копировали"- было ему ответом.
Вопрос: о каком здании идёт речь?
Литература. Здесь проще:
-Как звали лошадь Вронского?
dgelu
Цитата(aspopov @ 25.03.2008, 12:25) *
И каждый норовит стать автором темы, даже если точно такая же есть рядом. Весна?

А вот зря вы. Это меня впечатлило куда сильнее, чем предыдущее. Это уже действительно конец...
bumbum
Цитата(dgelu @ 26.03.2008, 20:32) *
А вот зря вы. Это меня впечатлило куда сильнее, чем предыдущее. Это уже действительно конец...


Это вполне нормально, кому хуже или лучше от подобного знания? Вообще, личное дело каждого, где Эверест располагать. Почему уровень пещерного человека плох? Снобизм всё это -- на всякого знатока найдётся ещё шибче. Для жизни в обществе необходимы знания, как-то: не разговаривать громко в публичных местах (автобусах, например), не сморкаться без помощи носового платка, уступать место пожилым, совсем уж круто -- не сидеть в присутствии женщин, есть в местах, для этого отведённых, мжчинам снимать головные уборы в помещении и много чего ещё.
Staruha
Люююди всего мииира в опааасностиии... По-моему, очередная провокация.
aspopov
Лошадь Вронского звали Фру-Фру. А вот насчёт здания не знаю.
Rat_trap
Цитата(aspopov @ 26.03.2008, 22:33) *
Лошадь Вронского звали Фру-Фру. А вот насчёт здания не знаю.

Она самая, нашла в инете.
Тест по истории вообще впечатляющий. Имею возможность регулярно с дитем шерстить по нему (историчка детишек приучает). Там вопросов по архитектуре и авторству зданий завались.При этом в самом учебнике ответы есть, буквально по одному предложению. Очень трудно запомнить, если специально не ставить такую цель.
McUrgd
Всё же не следует забывать, что объём информации, предлагаемой к изучению, постоянно растёт. Поэтому сокращение знаний среднего человека в некоторых областях (история, география и т.п. не практической важности области) - попросту неизбежно. Ну нельзя за энное количество лет впихивать в человека всё больше и больше. Никого же не удивляет незнание человеком с университетским образованием латыни? Или древнегреческого? Хотя полезность их вряд ли меньше, чем расположение Пакистана или дата высадки на Луну.

Вообще же, имхо, вот это энциклопедиоподобное впихивание информации (лошадь Вронского, хотя бы) - как раз убивает образование. Учить нужно полезным вещам. Физике там, математике. Правописанию - вот уж чего не хватает. А Черчилль и Гитлер - надо будет, узнают.
bumbum
Цитата(McUrgd @ 26.03.2008, 22:51) *
Вообще же, имхо, вот это энциклопедиоподобное впихивание информации (лошадь Вронского, хотя бы) - как раз убивает образование. Учить нужно полезным вещам.


Что есть полезная вещь? И кому? Фру-Фру -- это название нижних юбок дамских платьев. Когда на скачках лошадь, Фру-Фру, упала, Вронский стал её пинать.Жизнь Анны Карениной тоже распинал. Метафора. Как сказал Борхес: метафора -- это всё. А как без всего жить?
apostol_666
Цитата(McUrgd @ 26.03.2008, 22:51) *
Всё же не следует забывать, что объём информации, предлагаемой к изучению, постоянно растёт. Поэтому сокращение знаний среднего человека в некоторых областях (история, география и т.п. не практической важности области) - попросту неизбежно. Ну нельзя за энное количество лет впихивать в человека всё больше и больше. Никого же не удивляет незнание человеком с университетским образованием латыни? Или древнегреческого? Хотя полезность их вряд ли меньше, чем расположение Пакистана или дата высадки на Луну.

Вообще же, имхо, вот это энциклопедиоподобное впихивание информации (лошадь Вронского, хотя бы) - как раз убивает образование. Учить нужно полезным вещам. Физике там, математике. Правописанию - вот уж чего не хватает. А Черчилль и Гитлер - надо будет, узнают.

Не соглашусь. На мой взгляд, как раз физике и математике можно и не учить (ну акромя основ, конечно). А вот истории, родному (и не только) языку учить нужно. А лучше всего если выбор будет, что учить - в каком направлении двигаться.
Смородина
Цитата(bumbum @ 26.03.2008, 22:58) *
Фру-Фру -- это название нижних юбок дамских платьев.
Это не название юбок. Это свистяще-шелестящий звук, который шелковые юбки и платье производят при движении. Этот звук, frou-frou, неизменно сопровождал хорошо одетую даму.
То есть Фру-Фру - это изящество, элегантность, красота. Нечаянно погубленная Вронским. Метафора, она самая.
bumbum
Цитата(Смородина @ 26.03.2008, 23:12) *
Цитата(bumbum @ 26.03.2008, 22:58) *
Фру-Фру -- это название нижних юбок дамских платьев.
Это не название юбок. Это свистяще-шелестящий звук, который шелковые юбки и платье производят при движении. Этот звук, frou-frou, неизменно сопровождал хорошо одетую даму.
То есть Фру-Фру - это изящество, элегантность, красота. Нечаянно погубленная Вронским. Метафора, она самая.


Не так узко: и звук, и название всяких рюшей у нижних юбок,и одежда для канкана. Всё то, что должно быть скрыто от посторонних глаз, Вронский выставляет на всеобщее обозрение, на позор то есть.
aspopov
Цитата(Rat_trap @ 26.03.2008, 22:43) *
Она самая, нашла в инете.
Тест по истории вообще впечатляющий. Имею возможность регулярно с дитем шерстить по нему (историчка детишек приучает). Там вопросов по архитектуре и авторству зданий завались.При этом в самом учебнике ответы есть, буквально по одному предложению. Очень трудно запомнить, если специально не ставить такую цель.

Я который год дочери помогаю с "Золотым руном". Это примерно как раз такие вопросы, вроде английского здания Александра I. Весьма существенная часть ответов -- из инета.

Самостоятельный (пусть поначалу и с помощью родителей) поиск ответов в источниках -- вполне хороший способ обучения. Причём, в отличие от классической зубрёжки, он приучает именно к поиску ответов.

Про английское здание, наверное, тоже в инете можно отыскать (пока не пробовал).
aspopov
Цитата(McUrgd @ 26.03.2008, 22:51) *
Учить нужно полезным вещам.

Вот именно, например, отыскивать ответы на вопросы. Сперва внутри учебника, а потом и шире.
aspopov
В постиндустриале образование, во всяком случае, общее, просто вынуждено становиться интерактивным. В том смысле, что существенная часть знаний, которые раньше просто закладывались, теперь употребляется из внешних источников по требованию. А иначе не хватит места, способности к усвоению, для знаний первой необходимости -- их плотность становится неподъёмной. Век узких специалистов, умеющих быстро найти любые знания за рамками критично необходимых в профессии, которые понадобится использовать.

Вот был такой Шерлок Холмс, который не знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Прообраз члена информационного общества smile.gif
McUrgd
Цитата(bumbum @ 26.03.2008, 22:58) *
Что есть полезная вещь? И кому? Фру-Фру -- это название нижних юбок дамских платьев. Когда на скачках лошадь, Фру-Фру, упала, Вронский стал её пинать.Жизнь Анны Карениной тоже распинал. Метафора. Как сказал Борхес: метафора -- это всё. А как без всего жить?
Я спокойно без этого живу.
"Анна Каренина" всё-таки не единственный образчик литературы. Мервин Пиковский "Горменгаст" намного более образен. Кафкианский "Процесс", например. Если более каноническое - тот же Брэдбери, о котором в курсе литературы почти ничего нет. Или хотя бы Библия - по-хорошему её влияние в чисто культурном смысле настолько велико, что должен быть отдельный курс её систематического изучения. Не говорю уже о сочинениях Лао Цзы и тому подобном. Нельзя объять необъятное. А подборка, представляемая к обязательному изучению, увы, весьма условна.

Полезная вещь - это вещь полезная почти всем. Например, что такое полярность тока и почему в розетке нет "+" и "-". Языки - английский, русский. Анатомия - как правильно повязку сделать, почему нельзя пережимать сосуды. Почему головой нельзя об стену биться. Основы химии, биохимии - например, как самые распространёные лекарства действуют на человека, на каком уровне. Хотя бы что такое аллергический шок.

Много чего есть гораздо более важного, чем метафоричность жизни Карениной, стихи поэтов Серебрянного Века и "Преступление и наказание" Достоевского - вещи, которые можно понять, только приобретя соответствующий жизненный опыт.
apostol_666
McUrgd, в школе дают начальное образование. Все перечисленное Вами может быть изучено самостоятельно, если на то есть интерес.
McUrgd
Цитата(apostol_666 @ 27.03.2008, 9:42) *
McUrgd, в школе дают начальное образование. Все перечисленное Вами может быть изучено самостоятельно, если на то есть интерес.
Ну, в общем-то и всё остальное может быть изучено самостоятельно. Школа в таком случае на что нужна?

Я полностью согласен с тем, что школа должна давать начальное, базовое образование. Каким образом правда, к примеру, синтаксический разбор предложений или заучивание отрывков из "Песни о вещем Олеге" относятся к базисам образования, мне лично непонятно. Традиция, не более.
ranet
ПоддерживаюСмородину:) Мои подруги, одна из них педагог-математик, не знали ответа на этот вопрос.
А сейчас дети как литературу изучают? Должны, должны знать , узнавать отрывки из русской классики. Придётся натаскивать ребёнка на ответы, русский и литературу ещё смогу, но вот с историей (в учебнике какого автора нужно искать ответ? Его безуспешно искала вторая моя подруга, сын которой выпускник:)
aspopov
Цитата(ranet @ 27.03.2008, 10:06) *
А сейчас дети как литературу изучают? Должны, должны знать, узнавать отрывки из русской классики.

А что, собственно, в сфере литературы общеобразованный персонаж должен уметь? Если он не литературовед и не писатель?
ranet
Aspopov, в каком контексте Вы употребили термин "персонаж"?
Образованный человек должен знать историю своей страны и классические литературные произведения.
aspopov
Цитата(ranet @ 27.03.2008, 11:46) *
Aspopov, в каком контексте Вы употребили термин "персонаж"?
Образованный человек должен знать историю своей страны и классические литературные произведения.

В контексте "субъект, получающий/использующий образование". Не литературный персонаж, а, так сказать, жизненный smile.gif
Цитата
Образованный человек должен знать историю своей страны и классические литературные произведения.

Я это и написал idontnow.gif Вопрос в том, что есть "образованный" и "знать".
Paganel'
Дочь выступала в олимпиаде по литературе для последних классов, так вопрос о лошадях немножко был.
В число классических произведений с какими-то там опциями попали "Саша" и "Людмила". ХБЗ... idontnow.gif
apostol_666
Цитата(McUrgd @ 27.03.2008, 10:06) *
Цитата(apostol_666 @ 27.03.2008, 9:42) *
McUrgd, в школе дают начальное образование. Все перечисленное Вами может быть изучено самостоятельно, если на то есть интерес.
Ну, в общем-то и всё остальное может быть изучено самостоятельно. Школа в таком случае на что нужна?

Я полностью согласен с тем, что школа должна давать начальное, базовое образование. Каким образом правда, к примеру, синтаксический разбор предложений или заучивание отрывков из "Песни о вещем Олеге" относятся к базисам образования, мне лично непонятно. Традиция, не более.

А относится оно в том смысле, что учит умению. Умению получать образование. Школа должна не столько научить отрывкам из произведений, сколько умению понимать произведения (если это касается литературы), читать их не просто как историю с сюжетом, а находить смысл и думать над прочитанным.
Школа - базис, а не панацея.
Paganel'
Цитата(McUrgd @ 27.03.2008, 7:47) *
Полезная вещь - это вещь полезная почти всем. Например, что такое полярность тока и почему в розетке нет "+" и "-". Языки - английский, русский. Анатомия - как правильно повязку сделать, почему нельзя пережимать сосуды. Почему головой нельзя об стену биться. Основы химии, биохимии - например, как самые распространёные лекарства действуют на человека, на каком уровне. Хотя бы что такое аллергический шок.

Много чего есть гораздо более важного, чем метафоричность жизни Карениной, стихи поэтов Серебрянного Века и "Преступление и наказание" Достоевского - вещи, которые можно понять, только приобретя соответствующий жизненный опыт.
Все еще шибче. Мне, например, полярность тока вовсе без разницы. smile.gif Да и насчет головой ап стену я бы тоже поспорил.
dgelu
Цитата(McUrgd @ 26.03.2008, 22:51) *
Всё же не следует забывать, что объём информации, предлагаемой к изучению, постоянно растёт. Поэтому сокращение знаний среднего человека в некоторых областях (история, география и т.п. не практической важности области) - попросту неизбежно. Ну нельзя за энное количество лет впихивать в человека всё больше и больше. Никого же не удивляет незнание человеком с университетским образованием латыни? Или древнегреческого? Хотя полезность их вряд ли меньше, чем расположение Пакистана или дата высадки на Луну.

Вообще же, имхо, вот это энциклопедиоподобное впихивание информации (лошадь Вронского, хотя бы) - как раз убивает образование. Учить нужно полезным вещам. Физике там, математике. Правописанию - вот уж чего не хватает. А Черчилль и Гитлер - надо будет, узнают.

И зачем людям физика и математика, если она используется только в работе учёных и инженеров (ну и некоторых других профессий). А вот история и тп расширяют кругозор. Я не думаю, что вам на форуме интересно общаться с хоббетом, который ничего не знает и пишет с ошибками, не так ли? А представьте себе, что все такие.
Rat_trap
Цитата(dgelu @ 27.03.2008, 12:54) *
И зачем людям физика и математика, если она используется только в работе учёных и инженеров (ну и некоторых других профессий). А вот история и тп расширяют кругозор. Я не думаю, что вам на форуме интересно общаться с хоббетом, который ничего не знает и пишет с ошибками, не так ли? А представьте себе, что все такие.

Смотря что вы понимаете под физикой и математикой. Оно может решать дифуры вам и не зачем, но проценты по кредитам вы считать как будете?
президент
Цитата(dgelu @ 27.03.2008, 13:54) *
И зачем людям физика и математика, если она используется только в работе учёных и инженеров (ну и некоторых других профессий). А вот история и тп расширяют кругозор. Я не думаю, что вам на форуме интересно общаться с хоббетом, который ничего не знает и пишет с ошибками, не так ли? А представьте себе, что все такие.


И физика, и математика тоже расширяют кругозор, причём не меньше (а может быть и много больше) чем истроия и тп.
Физика и математика нужны всем, потому что они позволяют правильно понимать окружающий нас мир.
imiss
Цитата(Rat_trap @ 27.03.2008, 13:23) *
Цитата(dgelu @ 27.03.2008, 12:54) *
И зачем людям физика и математика, если она используется только в работе учёных и инженеров (ну и некоторых других профессий). А вот история и тп расширяют кругозор. Я не думаю, что вам на форуме интересно общаться с хоббетом, который ничего не знает и пишет с ошибками, не так ли? А представьте себе, что все такие.

Смотря что вы понимаете под физикой и математикой. Оно может решать дифуры вам и не зачем, но проценты по кредитам вы считать как будете?


Для %,пожалуй, хватит арифметики.

Математика,скорее, ставит голову.. supdup.gif
Zingiber
Цитата(президент @ 29.03.2008, 19:28) *
И физика, и математика тоже расширяют кругозор, причём не меньше (а может быть и много больше) чем истроия и тп.

Научитесь сначала писать слово "история ", а потом и до подобных тому дойдет.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.