Концерт двадцать пятого ноября, КЗФ.
Исполнители: Сибирский брасс-квинтет (Сергей Архипов, труба, Владимир Кищенко, бас-тромбон, туба, заслуженный артист России Василий Соколов, валторна, Андрей Салтанов, тромбон, Андрей Басов, труба), народная артистка России Татьяна Зорина, лауреат Всероссийского конкурса Ольга Колобова, Николай Сизиков, альт-тромбон, Алексей Лисовицкий, валторна, Владимир Гришин, туба, Сергей Яковлев, труба, Артур Ермаков, труба.
Исполнялось: различные классические популярные произведения.
Я — человек маленький… О чём это я? Да ладно, пойдём дальше. На Брасс-квинтет я пошёл впервые. До этого я слышал весьма нелестные отзывы об этом коллективе. Но тут увидев на афише такие имена как Татьяна Зорина и, уже успевшее привлечь моё внимание, Ольга Колобова и, сделав наценку на casual'ность концерта (повод — пятилетие коллектива, так сказать, «юбилей»), я пошёл и за несколько дней до концерта купил билет на него. С самого начала, я в зале увидел некоторых очень уважаемых мною лиц, я стал ожидать чего-то. Чего я ещё сам не мог сказать. То ли я ждал, что будет плохо, но с натянутой улыбкой, то ли что будет нудно, то ли всё-таки, что будет хорошо — не знаю. Знаю только, что эти ожидания были в основном бессознательны. Сознательно я ожидал как минимум пары хороших выступлений (солисток, появление которых в афише и стало для меня поводом узнать коллектив). А появление уважаемых лиц меня уже радовало. (Интересно, как им концерт? Боюсь спрашивать, но в антракте они всё же не ушли.)
Сначала спектакля (как назван концерт на рекламном листике) из-за сцены раздавались с глубокого детства знакомые мне звуки. Те, что в начале телепередачи «Что, Где, Когда». Затем вышла приятная ведущая и стала что-то говорить (не забыв упомянуть как раз эту передачу). Сейчас вспомнил, что она наигранно задала вопрос в зал: кто, мол, отмечает пятилетний юбилей. Обстановка становилась непринуждённой. Манера ведения концерта — немного шутливая и простая — и тёплая красота Камерного зала делали своё дело. Очень важную роль в «тёплой красоте» играл, конечно, светорежиссёр концерта-спектакля: он всё время очень точно подсвечивал задник различными цветами: красным, розовым, фиолетовым, оранжевым, голубым, синим…— и авансцену. Выход квинтета был для меня неожиданным. Музыканты вошли через левую дверь зала и, пройдя играя по залу, вышли в конце произведения на сцену. Уже это (не наигранное по действию, хоть, конечно, и срежиссированное) выступление вызвало, уверен, не только у меня дружелюбную улыбку. Пару слов сказал Владимир Калужский, как оказалось, приложивший руку к созданию коллектива в рамках Филармонии. Сильно подкупали открытые улыбки музыкантов, немного смущавшихся иногда, когда их сильно хвалили.
Меня поразила и игра Брасс-квинтета. Очень хороши были, например, дружные крещендо. Конечно, я заметил одну или две небольшие огрехи, но это ничуть меня не выбило из седла.
Программа концерта была очень пестра и популярна. Даже я знал очень большую долю мелодий
. Последнее обстоятельство лишь помогало мне получать удовольствие от исполнения. Из первого отделения очень запомнилось проникновенное исполнение Аве Марии Каччини Ольгой Колобовой. Непривычно для меня грудным голосом запела она эту интимно проникновенную музыку на фоне мягко аккомпанирующего хора-Брасс-квинтета. Эмоциональное настроение заметно подчеркнул светорежиссёр, убравший ненужный свет со сцены и оставивший в окружении полумрака в луче света солистку. Только в исполнении Колобовой я почувствовал, что нет в этой гениальной музыке ни одной лишней ноты, ни одного украшения. Только чувства, и чувства глубокие, и сильные, и вместе с тем тонкие и невесомые. Звучали в концерте весьма и весьма различные по настроению произведения, но, в основном, всё же веселоватые. Чуть меня удивил темп некоторых частей попурри на темы из Порги и Бесс: для меня привычнее «Bess, You Is My Woman Now» слышать несколько быстрее, а «It Aint Necesserily So», кажется, помедленнее. Мне показалось, что музыканты сделали всё, чтобы не испортить ни одного аккорда.
Во втором отделении Брасс-квинтет продолжал, как говорят, «зажигать». Немалую роль в этом действе сыграла Татьяна Зорина, хоть и исполнившая с коллективом один лишь номер, но так, что пришлось его исполнять на бис
. Это была шутка около противостояния классики и джазовых импровизаций. Такого рода шуток было несколько в концерте. Некоторые, знаю, не одобрят подобное весьма вольное обращение с классикой, как переложение «медленной части фортепианного концерта Моцарта» для брасс-ансамбля (без фортепиано, в частности). Но мне чувствуется, что музыка получилась. Хотя и не та, что у автора, но тоже музыка. Очень хорошо влились в Брасс-квинтет ещё пятеро «медников» из Симфонического. Да, были в концерте спорные моменты — но куда без них? Неужели плохи были Токката и Фуга ре-минор Баха в «медном» исполнении? Главным достоинством коллектива, которое он продемонстрировал на концерте своего пятилетия, мне кажется искренность музыкантов, доверие друг другу и любовь к музыке. Вот даже вспомнился гимн одного клуба…