Форум Академгородка, Новосибирск > "Гид по Основам и Специям"
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: "Гид по Основам и Специям"
Форум Академгородка, Новосибирск > Хобби и увлечения > Музыка > Хип-хоп
El Mariachi
QUOTE
2) Говорите только о том, о чем имеете представление. Например, многие говорят, что их соперник квадратный бла бла бла. На самом деле авторы таких строк в большинстве своем сами квадратные и даже кубические. Вообще мало кто представляет, что такое даблтайм, правильная постановка панчлайнов итп. По тексту вообще ад, начните в интернете поиск информации о таких видах рифмовки как ассонанс и аллитерация и все у вас будет хорошо.


supdup.gif
О насущном! Дест хорошую темку накинул, поэтому решил взять на себя некоторую инициативу создать отдельно тему про построение стихов (или текстов, кому как), различные виды рифмовки, да и сюда же можно думаю задавать вопросы о непонятных кому-либо терминах, постить и обсуждать тут различные фишки написания, исполнения, нововведения.

Итак, начнем и начнем пожалуй с аллитерции!

Аллитерация — литературный приём, состоящий в повторении одного или нескольких звуков.

Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднеречевой частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем или слов. Как правило, под аллитерацией понимается нерегулярный повтор, в отличие от рифмы и других видов регулярного повтора, однако в некоторых случаях эта грань достаточно условна, а в аллитерационном стихе аллитерация, по сути, выступает структурным аналогом рифмы. Чаще аллитерация используется в поэзии, хотя распространена и в прозе (например, у Владимира Набокова).

Основными функциями аллитерации являются звукоподражание («Шипенье пенистых бокалов // и пунша пламень голубой» — Пушкин) и суггестия *, подчинение словесной семантики более произвольным звуковым ассоциациям («Чуждый чарам чёрный чёлн» — Бальмонт). Особым видом аллитерации является анаграмма. Анаграмма — литературный приём, состоящий в рекомбинации букв или звуков определённого слова (или нескольких). В некоторых случаях это слово (ключевое) само в тексте не присутствует и представлено только в распределённом, зашифрованном виде («Dividing my delight and my desire» — Суинберн; закодировано англ. die «умирать»), в других явно даны пары слов, представляющих собой анаграмму друг друга:
Но и в РЕАЛИЗМЕ, при желании,
обнаружат сговор с ИЗРАИЛЕМ.


* - Внушение (сугге́стия) — психологическое воздействие на сознание человека при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением.


Аллитерационный стих — акцентный стих древней германской и кельтской поэзии. Основан на аллитерации: в каждой строке по меньшей два слова должны начинаться с одного и того же звука. Аллитерации могут связывать полустишия 4-словного стиха, в кельтской поэзии — целые стихи друг с другом.

Пример:

Вот кубок браги, // вождь бранного веча,
В нём смешана сила // с мощной славой,
Полон он песен, // письмён на пользу,
Разных заклятий // и радостных рун…


(Сага о Вольсунгах, перевод Б. И. Ярхо).

Среди произведений, написанных аллитерационным стихом — древнеанглийский «Беовульф», скандинавская «Старшая Эдда».

В германской поэзии начала второго тысячелетия аллитерационный стих начал вытесняться рифмованным, хотя выдающиеся образцы старой техники появлялись и в XIV в. (в Англии поэма «Пётр Пахарь» — Piers Plowman — Уильяма Лэнгленда, старшего современника Чосера; аллитерация уже в названии). Непрерывно сохраняется традиция аллитерационного стиха в исландской поэзии. В кельтской поэзии Высокого Средневековья приёмы аллитерации кодифицированы и получили дополнительное развитие (например, валлийский кинханед); они живы в кельтской поэтической традиции и сейчас.

Ряд поэтов XIX-XX вв. (начиная с романтиков) создавали стилизации аллитерационного стиха.

Ассонанс — повторение в стихе однородных гласных звуков, напр. «ночами без улыбки вырос сын»; II — рифма, где совпадают только ударные гласные, а согласные совпадают частично или совсем не совпадают, напр. «море» и «много».

Консонанс — особый вид рифмы, характеризующийся тем, что в нем не совпадают ударные гласные при более или менее полном совпадении окружающих согласных; напр. «пулеметчики — мячики» (Маяковский) или «Пятицвет» И. Северянина:

«Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело бодр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр».


El Mariachi
Тут конечно все с литературно-консервативной точки зрения, но я думаю что-то полезное можно подчерпнуть.


РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе.

Основные способы рифмовки:

1.Смежная рифмовка «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
(А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
(А. Ахматова)

3. Кольцевая рифмовка
(охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
(А. Бунин)

4. Холостая рифмовка «АВСВ».
Первый и третий стих не рифмуются.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)

СМЕШАННАЯ РИФМОВКА (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.

Пример смешанной рифмовки:

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)

ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)

ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир)

ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)

МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...

Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)

РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.

В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

Рифмовка 4+4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б.Л. Пастернак)

Рифмовка 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,

И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины...
(В. Невский)
Kip-
QUOTE
Рифмовка 4+4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD


Вот фигня оказывается не кто из нас не рифмует квадратно)
Dim_on
А че - реально...спс автору!Немного грамотности в написании рифмачей нам не повредит. ;)
D-SurrounD
Спасибо чувак.Респект!
Кстати слуханул твой трэк,рифмочки прикалоли,а пение почему то нет(
Specific
с тебя $$$, за сам знаешь что)))) всем просвещения.
Sk@ter
Спасибо! smile.gif
Вика
Я, конечно, не фанат местного хип-хопа
но такую литературную справку - большое спасибо supdup.gif
+FeaR+
ага, эминем перед тем как зачитать текст садится и сморит, литературно ли он накатал текст? )))
Copper
QUOTE (+FeaR+ @ Nov 23 2007, 13:29)
ага, эминем перед тем как зачитать текст садится и сморит, литературно ли он накатал текст? )))

ты - не эминем... так что тебе - полезно...
4everlasting
QUOTE (+FeaR @ +Nov 23 2007, 13:29)
ага, эминем перед тем как зачитать текст садится и сморит, литературно ли он накатал текст? )))

может и не смотрит, но интуитивно пишет именно так

Have you ever been hated or discriminated against? I have!
I've been protested and demonstrated against...

Итак, аллитерация: сочетания звуков [s,t,d,r, n,m] - beeN, haTeD, DiScRiMiNaTeD, agaiNST, pRoTeSTeD, aND, DeMoNSTRaTeD, agaiNST

схожие окончания, ассонанс: hAtEd, discriminAtEd, protEstEd, dEmonstrAtEd, AgAinst

И это - только первые две строчки его трека 'Cleaning out my closet'
+FeaR+
QUOTE (Copper @ Nov 23 2007, 13:34)
QUOTE (+FeaR @ +Nov 23 2007, 13:29)
ага, эминем перед тем как зачитать текст садится и сморит, литературно ли он накатал текст? )))

ты - не эминем... так что тебе - полезно...

сам решу что мне полезно а что нет bayan3.gif
L^mer
QUOTE (+FeaR+ @ Nov 23 2007, 17:46)
QUOTE (Copper @ Nov 23 2007, 13:34)
QUOTE (+FeaR @ +Nov 23 2007, 13:29)
ага, эминем перед тем как зачитать текст садится и сморит, литературно ли он накатал текст? )))

ты - не эминем... так что тебе - полезно...

сам решу что мне полезно а что нет bayan3.gif

тебе совет дают,чтоб ты гавном не был,а ты огрызаешься _duma_.gif
El Mariachi
Продолжаем просвещаться! Кто-то что-то знает, кто-то нет! Черпайте!


"Панчлайн"- то есть по-нашему ударная строчка – краткая как выстрел и такая же смертоносная. Это можно сравнить с последним предложением анекдота, когда неожиданно все встает на свои места, и все детали головоломки складываются воедино. Это то, что запоминается и передается потом из уст в уста (не путать с хуком, который навязчиво воспроизводится раз за разом в вашей голове и редко отвязывается по доброй воле). Этакий якорь, который не дает музыкальному морю унести трек в свои дали и там поглотить его. Сделать хороший панчлайн так же непросто как смешно пошутить. И еще труднее это делать на заказ, когда тебе говорят: "…а сейчас ты будешь шутить вот об этом. У тебя минута – время пошло". Тем ценнее, когда в треке оказывается панчлайн привязанный к контексту, а не подогнанная к нему заготовка.

(с) Rap.ru


Cкиллз - можно сказать общий навык, умения, опыт, мастерство, которое развивали весь свой творческий путь.

Флоу - это некий необьяснимый фактор который заставляет слушателя качать головой! Как его развивать начинающим ЭмСи незнаю сам, возможно все приходит с опытом, со временем, наверно надо обладать даром свыше чтоб научиться этому сразу, первое это кач.....будем понимать так, в прямом переводе "Поток" от - flow т.е. зарифмованый поток речетатива, естественно это и мастерство, и индивидуалность МЦ
http://www.kzrap.kz

El Mariachi
Далее...! (Материал с http://www.kzrap.kz)

Развитие четкости дикции! Упражнения развития для мышц языка - рэперкам полезно факт!


Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
1. па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же

2. ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется причтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнеснием согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.
El Mariachi
Из той же оперы: СКОРОГОВОРКИ!


Муссулманкулова ГульнурА Кадырмаевна

Может быть, что быть не может, только то не может быть, что быть может быть не может, остальное может быть.

Трансфукционер континиума раз, трансфукционер континиума два и т.д.

Шустиков шушукался с шушей, дошушукался до сушеных сушек.

Недоперевыколорированная колористика.

Шиншила шебуршила шелестящий шелк сорочки, её швея Наташа сшила на день рожденье своей дочь!

Король орел, Король олень
Король орел, Король олень
Король орел, Король олень

Дыбра - это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и выдры,
Враг кобры и пудры,
Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!

Дыдра - друг бобра и выдры, враг пудры и кобры, бодро тырит ядра и дробит добро в недрах.

продаю либретто \"Риголетто\"

Брит Клим брат,
брит Глеб брат,
брат Игнат бородат.

На дворе трава, на траве дрова .
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора.
Не вместит двор дров, надо дрова выдворить со двора на дровенной двор, а на дровенной двор вскарапкался вор, а как вскарапкался вор на дровяноя двор, так и грохнулся вор с дров на двор!

Колпак в колпаке, в колпаке колпак.

Ювелир Валерий Калерии в Карелии оправлял кораллы, полировал опалы.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей к Габсбургам из Страсбурга.

Бабы на бабки падки.

Футляр для дрели
Футляр для дрели
Футляр для дрели

Мы ели, ели ершей у ели.
Их еле-еле у ели доели.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскароговаривал,
что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом.



Продолжение следует...!

El Mariachi
Продолжение скороговорок


Карл Клару склонял к аморалу, аналу, оралу и кончил в кларнет.

Портной Пато игал в лото,
А портниха Пато не знала про то,
Что портной Пато ирал в лото.
А портной Пато не знал про то,
Что портниха Пато не знает про то,
Что портной Пато играет в лото.


Развеселившиеся миссис и мистер Уксусы развеселили неразвеселившегося суслика.

Спирт спер спорт.


Вбили кол в частокол, подприколошматили.

Ехал Грека через реку
Видит Грека - в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап!

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.


Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.


На мели мы налима лениво ловили,
Для меня вы ловили линя!
А любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня


Повар Павел повар Пётр
El Mariachi
To be continued...
_GT_
Спасибо за матерьял
хотя часть я уже где то читал, а другую часть и так знал
но кое что интерсеное вычитал,
а скараговорки это лютая тема, особенно в час ночи smile.gif
завтро нужно будет насвежую голову перчитать об алитерационных стихах, а то чёта мозги неврубаю смысл
D-SurrounD
QUOTE (+FeaR+ @ Nov 23 2007, 13:29)
ага, эминем перед тем как зачитать текст садится и сморит, литературно ли он накатал текст? )))

У Эминема хорошая ритмика и грамотная постановка текста+он может зарифмовать весь текст на одно созвучие.Сам подумай,думает он над этим или нет....
Specific
*Тема хорошая, стоит её развивать.

статья на вечнозлободневнуютему smile.gif
рекомендую всем.*




РЭП ПО ПАРАМЕТРАМ



Этот материал писался не с целью научить всех жить или читать рэп. Просто частенько при обсуждении того или иного рэппера, собеседники приводят доводы несопоставимые друг с другом. Одному нравится лирика (то есть сам исполняемый текст), другому "подача", третьему неожиданные рифмы, четвертый упивается филигранностью исполнения, а пятого просто "качает". Всем не угодишь и все на свете не узнаешь. Вряд ли можно найти совершенного, идеального исполнителя, который владел бы в совершенстве всеми аспектами мастерства МС (если у вас есть такой на примете, сообщите немедленно). Поэтому я решил попробовать собрать в один текст все моменты, которые могут обращать на себя внимание и являться отдельным пунктом в арсенале рэппера. В ходе такой вольной каталогизации образовалось три группы параметров, которые могут не сильно друг с другом пересекаться и проявляться в творчестве того или иного исполнителя достаточно независимо. Точнее, первые две не подразумевают одновременного наличия в списке достоинств рэппера, а третья это скорее то, что относится к слову "химия", так часто употребляемому иностранцами применительно к тамошним повелителям слова. Я сознательно постарался не употреблять тут западных слов "флоу" и "деливери", поскольку на отечественной сцене попадались различные и достаточно непримиримые варианты их трактовки. С удовольствием бы почитал ваши мысли по этому поводу, и что из нижеперечисленного к какому из них относите лично вы.



Итак, ГРУППА ПЕРВАЯ (не по важности и предпочтению, а просто надо же с чего-то начать) Текст:

Сюда попало все, что так или иначе относится к текстовой составляющей мастерства исполнителя. Если текст у него получился интересным и доходчивым, если при этом виден оригинальный подход, а не шаблонное мышление, если использованы нестандартные образы, сюжеты, которые выделяются на общем фоне – это идет в плюс содержательной составляющей. Тут есть скрытые грабли – если вы перемудрите с оригинальностью до полной её неудобоваримости и потери нити повествования при прослушивании, вы рискуете лишиться части аудитории. И потом вы можете сколь угодно долго разъяснять толпам "тупых" слушателей, что вы на самом деле имели ввиду. Если только это не специализированные смакователи абстракта.

Как вы будете строить текст? Будет ли это игра ассоциаций, пародия, вживание в образ, безбашенная юморина или захватывающая история с сюжетом? Что вы вообще имеете сказать слушателю, что пытаетесь до него донести и в какой форме? Ответ на эти вопросы дает ту основу, вокруг которой выстраивается впоследствии все остальное. Однако не стоит забывать, что и у сильно загруженных и продуманных произведений есть своя, достаточно широкая аудитория, которую подкупает нечто иное.
Рифмовка: несмотря на то, что оценка рифмы сродни спору о вкусах, есть некоторые устоявшиеся ценности относящиеся к тому, как она используется в рэпе. Всячески поощряется отсутствие банальных, например глагольных, уменьшительно-ласкательных и первых приходящих каждому в голову рифм. Также могут быть высоко оценены "неявные" рифмы", так называемая рифмовка на созвучия. Это отдельное поле для самореализации, которое поглотило достаточное количество отечественных любителей родной речи.
Люди, которые давно слушают рэп, уже слышали достаточное количество рифм, и если у вас получится срифмовать что-то, что еще не успело набить оскомину, это непременно обратит на себя внимание, организм скорее всего сам отреагирует, заставив вас встрепенуться. Вам может показаться смешным, но количество рифм тоже немаловажный фактор, особенно в крайних своих появлениях. Иногда люди создают текст, который хорошо воспринимается почти при полном отсутствии рифм. Это ситуация спорная и неоднозначная и тут все зависит от эстетических пристрастий оценивающего. С другой стороны может получиться левый бок, когда вы слишком плотно нашпиговали свой текст рифмами, что с весьма высокой вероятностью ведет к его обессмысливанию. В таких случаях это больше похоже на чистый спорт, где рифма ради рифмы, и смысл текста просто рушится под их напором.
Плотность рифмы не является самоцелью. Но весьма высоко цениться, когда вы при этом умудряетесь не терять нить повествования. Реализуя свои навыки в этой области, вы оказываетесь в ситуации схожей с выбором персонажа в ролевой игре. Трудно предугадать заранее, как это скажется на конкретном результате, если вы ставите на описанные выше экстремальные проявления своего мастерства владения словом. Как издревле известно, истина лежит посередине. Так что сбалансированный по всем параметрам текст имеет больше шансов приглянуться слушателю.

Однако рифма сама по себе это еще не все. Не менее важен так называемый рисунок рифмы. Не имея ничего против известных со школы ямба и хорея, хочется отметить, что более сложные и красивые рисунки рифмовки обычно более симпатичны рэпперскому уху. Они не проходят незамеченными и могут вызвать массу положительных эмоций у ценителя. Соответственно упомянутые названия стихотворных размеров являются квадратными, то есть по одной рифме в конце строки, каждая из которых состоит из одинакового количества слогов (не будем вдаваться в нюансы, главное, чтобы основная мысль была понятна). Квадрат издревле не приветствуется среди рэпперов, и тут открывается обширное поле для фантазии. Рифмы могут быть рассыпаны причудливыми узорами и возникать в совершенно неожиданных местах, или образовывать целые каскады.

И, наконец, в эту же группу добавляется такое понятие как "панчлайн", то есть по-нашему ударная строчка – краткая как выстрел и такая же смертоносная. Это можно сравнить с последним предложением анекдота, когда неожиданно все встает на свои места, и все детали головоломки складываются воедино. Это то, что запоминается и передается потом из уст в уста (не путать с хуком, который навязчиво воспроизводится раз за разом в вашей голове и редко отвязывается по доброй воле). Этакий якорь, который не дает музыкальному морю унести трек в свои дали и там поглотить его. Сделать хороший панчлайн так же непросто как смешно пошутить. И еще труднее это делать на заказ, когда тебе говорят: "…а сейчас ты будешь шутить вот об этом. У тебя минута – время пошло". Тем ценнее, когда в треке оказывается панчлайн привязанный к контексту, а не подогнанная к нему заготовка.



ГРУППА ВТОРАЯ – Техника:

Сюда попадают речитативные навыки эмси и его работа с ритмом. Естественно ценится разборчивость текста – когда, как говорится, слова от зубов отскакивают. Также важно как расставлены по тексту акценты и насколько гармоничны интонации исполнителя. Читка должна выглядеть естественной, а не натужной, когда, допустим, школьник пытается изобразить настоящего гангстера, ломая тембр голоса. Другая крайность, это когда рэппер читает свое произведение убитым, невзрачным голосом, словно плавающая в бочке соленая селедка. Слушателю нужна энергия, вся наша жизнь и взаимоотношения это не только сухой обмен информацией, но и обмен энергиями. Другое дело, когда от неумелого изображения энергичной читки мы получаем сонм грозных гангстеров с пятнадцатилетним голосом.
При этом в зависимости от конструкции текста и подложенного под него инструментала разные участки текста, или даже крошечные фрагменты размером в одно слово, могут зачитываться на разных скоростях. Вот тут-то и становится видно, насколько хорошо исполнитель чувствует ритм в себе и себя в нем. Среди умелых эмси часто встречается скоростная читка на протяжении практически всего трека и, если он пользуется единственной короткой ритмической фигурой на всем его протяжении, то это больше напоминает заводную обезьянку и заставлят восторженно охать только первые несколько секунд. Играть же с ритмами речитатива на скорости считается верхом мастерства, равно как и моментально переключатся между скоростями. При этом не стоит, конечно, забывать и о разборчивости текста, если вы не ставите себе целью покорить аудиторию просто пулеметной очередью отточенных слогов, смысл в которых иногда может отсутствовать даже при медленном воспроизведении.

Другим немаловажным фактором является "аквалангизм" рэппера – на сколько времени ему хватит дыхания и насколько незаметно он может набирать воздух в легкие в процессе исполнения. Если вы находитесь в студии, то велик соблазн записи своего речитатива кусочками (тейками) когда зараз произносится небольшой фрагмент текста, зато качественно. В дальнейшем все эти тейки склеиваются при помощи студийной аппаратуры, и у слушателя впоследствии может возникнуть впечатление, что исполнитель прочитал все на одном дыхании. В итоге живое исполнение таких треков в одиночку становится весьма проблематичным. Поэтому среди рэпперов весьма ценится, если текст прочитан при минимальном количестве этих самых тейков. Назовите их подходом к микрофону или присестом, если угодно. И никогда не стоит забывать, что как бы быстро вы ни научились выдавать слова на-гора, они должны в первую очередь гармонировать с музыкальным ритмом, подчеркивать его, перекликаться и дополнять (нужное подчеркнуть). Очень располагает к исполнителю, если его речь льется, как будто непрерывным потоком. Если же вы запинаетесь, плаваете по ритму, через предложение шумно набираете воздух в легкие, то может быть вам еще рано демонстрировать свои умения (скиллз) на таком уровне. Есть много рэперов, которые и с неторопливой читкой воспринимаются на ура. И тут мы подходим к третьей, трудно формализуемой, но не менее важной, группе параметров.



ГРУППА ТРЕТЬЯ - Общее впечатление:

Тут все просто и сложно одновременно. Как нет двух похожих людей, точно так же один и тот же трек может оказывать на них различное впечатление. В треке есть драйв или его нет? Он качает, или ни один мускул на вашей шее так и не дрогнул? Получаете ли в принципе эстетическое удовольствие от созданного текста и его исполнения? Это все индивидуально и тут мастерство, наверное, заключается в том, чтобы прокачать наибольшее количество голов. И самое последнее по счету, но самое трудное и важное – это наличие собственной индивидуальности. Это важно для любого артиста, и рэпперы – не исключение. Если вы выработали свой стиль или чем-то еще можете заставить узнать именно ВАШ трек из сотни других, то при наличии даже не самого впечатляющего набора из вышеописанных навыков, вы можете добиться весьма заметного успеха у публики. Ведь каждому слушателю понравится, когда он, услышав премьерное исполнение вашего трека, сможет безошибочно опознать его исполнителя.

Возможно, я упустил какую-то важную деталь и с удовольствием прочитаю об этом в обсуждении. Также надеюсь увидеть предложенных вами претендентов на звание идеального эмси и что лично для вас означают упомянутые в начале статьи два широко известных, но зачастую смутно представляемых иностранных слова.



Сергей КОВАЛЁВ

(этот материал подготовлен в процессе организационной работы по проведению седьмого официального хип-хоп баттла на сайте hip-hop.ru, здесь представлена его расширенная версия)



rap.ru
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.