Светлая память этому замечательному композитору.
Malcolm
14.08.2007, 21:46
QUOTE (ШкОдА @ Aug 14 2007, 23:05) |
Светлая память этому замечательному композитору. |
Oh my god. Сколько ж ему было? Под сто?
Очень своеобразный человек. В чём-то хороший, в чём-то плохой. Насчёт его роли в истории советской музыки историки ещё долго будут спорить. Насчёт его собственных достижений - тоже, кто-то будет утверждать, что это всё попса, кто-то - что народ любит, а значит, оно останется.
Как минимум некоторые его мелодии мне дороги.
QUOTE (Malcolm @ Aug 14 2007, 22:46) |
QUOTE (ШкОдА @ Aug 14 2007, 23:05) | Светлая память этому замечательному композитору. |
Oh my god. Сколько ж ему было? Под сто?
|
94 года.
Oedipus_Rex
31.08.2007, 16:49
а опусов в академическом направлении тов. Хренникова ни у кого нет? Например, очень было бы интересно послушать оперу "Мать"
QUOTE (Oedipus_Rex @ Aug 31 2007, 17:49) |
а опусов в академическом направлении тов. Хренникова ни у кого нет? |
Выложил:
Cello Concerto No. 1 in C major opus 16 (1964) /*Ростропович / Рождественский*/
Piano Concerto No. 1 in F major opus 1 (1932-1933) /*исполняет Автор*/
Piano Concerto No. 2 in C major opus 21 (1972) /*исполняет Автор*/
Symphony No. 1 in B flat minor opus 4 (1933-1935)
Symphony No. 2 in C minor opus 9 (1940-1942/1944)
Violin Concerto No. 1 in C major opus 14 (1958-1959)
ftp://mihas/upload/users/Khrennikov/P.S. там правда bitrate низкий, местами.
Oedipus_Rex
01.09.2007, 9:55
ух ты! большое спасибо
Хренников - в большей степени общественный деятель, чем композитор. И деятельность его неоднозначна.
Troglodit
24.11.2007, 3:45
Да действительно, в союзе композиторов он был самым ярым гонителем (гнобителем) Альфреда Гурривеча Шнитке...
demiurg
24.11.2007, 14:54
QUOTE (Troglodit @ Nov 23 2007, 21:43) |
Да действительно, в союзе композиторов он был самым ярым гонителем (гнобителем) Альфреда Гурривеча Шнитке... |
Гарриевича.
А в сорок восьмом - гонителем Шостаковича за формализм.
Что интересно, потом, с середины пятидесятых, Шостакович был вынужден стать секретарём Союза Композиторов, которым руководил Хренников. Кстати, и после смерти Сталина, когда, казалось бы, можно было уже расслабиться, Хренников продолжал выступать против Шостаковича, в частности, критиковал написанную им в 1953-м году Десятую Симфонию. Не очень понимаю, делал он это по инерции или действительно не мог эстетически принять новое произведение? Как человеку явно подневольному, ему в период оттепели было бы естественно смягчить своё отношение к опальному композитору.
Иван Давыдоff
24.11.2007, 16:24
QUOTE (demiurg @ Nov 24 2007, 03:02) |
Хренников - в большей степени общественный деятель, чем композитор. И деятельность его неоднозначна. |
"Идеологические" приоритеты Тихона Николаевича довольно интересным образом претворяются в его же собственной музыке. Например, в одном из скрипичных концертов, появившаяся в начале "ни к селу, ни к городу" додекафонная тема через некоторое время изящно трансформируется в чистейшее мажорное созвучие. Дескать, писать красивую музыку можно и без всяких композиционных нововведений.
Иван Давыдоff
24.11.2007, 16:35
QUOTE (Troglodit @ Nov 24 2007, 03:43) |
Да действительно, в союзе композиторов он был самым ярым гонителем (гнобителем) Альфреда Гарриевича Шнитке... |
Вот, кстати, список знаменитой "хренниковской семёрки". Все нижеперечисленные по словам Тихона Николаевича сочиняли музыку "только ради необычных тембровых комбинаций и эксцентричных эффектов", в которых "музыкальная мысь если и присутствует, то безнадёжно тонет в потоке неистовых шумов, резких выкриков и невразумительного бормотания".
Вячеслав Артёмов
Елена Фирсова
Дмитрий Смирнов
Александр Кнайфель
Виктор Суслин
София Губайдулина
Эдисон Денисов
Oedipus_Rex
24.11.2007, 16:54
слышал/читал, что несмотря на все "гонения" на Шостаковичей да Шнитке, никто из оных бед каких бы то ни было не претерпел: в том и заслуга Хренникова, что он мог для виду перед начальством побушевать и замять все дело..
demiurg
24.11.2007, 17:17
QUOTE (Oedipus_Rex @ Nov 24 2007, 10:52) |
слышал/читал, что несмотря на все "гонения" на Шостаковичей да Шнитке, никто из оных бед каких бы то ни было не претерпел: в том и заслуга Хренникова, что он мог для виду перед начальством побушевать и замять все дело.. |
Это сложно (впрочем, трудно судить по книге, которую я в настоящий момент читаю - она местами очень тенденциозна). И вообще относительно. Хренников в 1948 году спокойно провёл в жизнь спущенную сверху директиву. В то самое время как директор Московской консерватории Шебалин отказался от выступления на заседании, посвящённом избиению формалистов, а когда его всё-таки заставили выступить, он встал и сказал: "Я считаю Шостаковича самым гениальным композитором современности". И всё.
demiurg
25.11.2007, 15:22
У меня сложилось впечатление, что Хренников и Шостакович стояли на разных эстетических позициях, и каждый защищал своё, кровное. Но в таком случае для Хренникова тем более непростительным было привлекать в этой внутрикорпоративной борьбе на свою сторону партию и правительство. Выступление против формалистов в 1948 году ещё можно было бы расценить как акт самосохранения. А как расценить, например, то, что Хренников направил в ЦК КПСС специальное письмо, в котором просил не поручать Шостаковичу писать музыку к очередному фильму? За язык-то его никто не тянул.
Troglodit
29.11.2007, 1:13
Этот композитор (Хренников) мне очень напоминает Сальери (Пушкина и Шеффера)...
В пору писать маленькую (или большую?) трагедию Шостакович (Шнитке) и Хренников...
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений -- не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан --
А озаряет голову безумца, ...
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить -- не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой...
Oedipus_Rex
29.11.2007, 1:19
QUOTE (Troglodit @ Nov 29 2007, 01:11) |
Этот композитор (Хренников) мне очень напоминает Сальери (Пушкина и Шеффера)... |
чем же, пардон муа? музЫку он не разъял, Моцарта никакого не отравил..
Troglodit
29.11.2007, 1:38
Он бы с удовольствием бы это сделал.
Товарищ или господин, как вам угодно, Oedipus_Rex, вчитайтесь в Пушкина, вслушайтесь в Римского- Корсакова. Я заметил за вами крайне не положительно характеризующую вас черту: вы снимаете только поверхностный слой...
Как и в случае с Сальери, так и в данном, время все расставило на свои места.
Если Сальери откапывают и исполняют, то лишь как раритет той эпохи, так же и с Хренниковым- его исполняют как раритет советской эпохи... Самоценность их музыки в общекультурном масштабе крайне невелика...
А музыка Моцарта, Шостаковича, Шнитке останется на веки...
Oedipus_Rex
29.11.2007, 1:50
Ну что ж, спасибо на добром слове..
Конечно, чем снимать поверхностный слой, гораздо мудрее сознательно мутить воду и потом в ней чертей искать.
О Хренникове: как ни вслушиваюсь я в Р-К, как ни читаю Пушкина, но, видимо, до того самого таинственного глубинного слоя не доберусь. Вы со мной, глупым, поделитесь пожалуйста плодами своей мудрости, и конкретно скажите -- что в Хренникове такого злодейского? Я уже привел ожно поверхностное замечание, на которое Вы (видимо, в силу его смехотворности) не отреагировали. В Академии Наук головы летели. А в Союзе композиторов почему-то нет! Несмотря на свирепствующего тирана Хренникова. Что, по-Вашему, этому театральному Сальери помешало бы раздуть огонь борьбы с формализмом до нужной температуры, пожелай он и впрямь разделаться с Шостаковичем и прочими?
QUOTE (Oedipus_Rex @ Nov 28 2007, 19:48) |
Ну что ж, спасибо на добром слове..
Конечно, чем снимать поверхностный слой, гораздо мудрее сознательно мутить воду и потом в ней чертей искать.
О Хренникове: как ни вслушиваюсь я в Р-К, как ни читаю Пушкина, но, видимо, до того самого таинственного глубинного слоя не доберусь. Вы со мной, глупым, поделитесь пожалуйста плодами своей мудрости, и конкретно скажите -- что в Хренникове такого злодейского? Я уже привел ожно поверхностное замечание, на которое Вы (видимо, в силу его смехотворности) не отреагировали. В Академии Наук головы летели. А в Союзе композиторов почему-то нет! Несмотря на свирепствующего тирана Хренникова. Что, по-Вашему, этому театральному Сальери помешало бы раздуть огонь борьбы с формализмом до нужной температуры, пожелай он и впрямь разделаться с Шостаковичем и прочими? |
Вероятно, "нужная температура" не входила в планы Сталина. Ему было достаточно показать, что и на этом рубеже он настороже. А собственно музыка его мало интересовала.
Troglodit
29.11.2007, 2:11
Ну и хорошо, что не пострадал никто... в физическом плане, а вот в моральном... а какже "Сумбур вместо музыки"?! Да и часто ли исполняли Шнитке в СС? Гораздо чаще на западе...
Да и какая разница, налить яду в стакан или натравить ЦК?
Oedipus_Rex
29.11.2007, 2:35
Ну вышел "Сумбур" -- что, Шостакович лес валить поехал? Нет, хотя Солженицын прекрасно описывал, ЗА ЧТО людей сажали в те времена. Или, может, он писать перестал? Нет, пишет как и раньше. Может господдержки лишился? Опять нет -- в том же 36ом году он озвучивает спектакли и фильмы! Уж к этому далеко не первого встречного тогда подпускали, как мне кажется. Причем, прошу обратить внимание: 28 января 1936 выходит "Сумбур", а 19 февраля с его музыкой идет фильм "Подруги". Это, по-Вашему, печальнейшая опала?
Часто ли исполняли Шнитке.. Тот же Солженицын описывает, что у попавших в немилость ученых-генетиков безжалостно уничтожались бережно и длительно выводимые популяции животных и растений. У Шнитке хотя бы одна нота пропала безвозвратно?
Вы совершенно правы -- налить яду и "натравить ЦК" это вещи эквивалентные (второе даже и похуже). Но "Сумбур" -- это щелчок по носу, а не стакан яду. И в том, что обошлось всего лишь "Сумбуром" -- вполне вероятно есть немалая личная заслуга Хренникова
Troglodit
29.11.2007, 2:55
Вас бы так щелкнули
... А вы знали, что Шостакович пил?.. Мне кажется он это делал не от хорошей жизни... В том, что обошлось "сумбуром"- может и его заслуга... его опять же заслуга в том, что он вообще появился... А сколько у Шнитке было инсультов?.. Тоже от хорошей жизни?..
Да собственно повторюсь: время уже всё расставило на свои места...
Oedipus_Rex
29.11.2007, 3:06
Ну инсульты Шнитке вряд ли Хренников накликал. Не он Отцу Народов про формализм в ухо нашептал, думаю..
Да и про время, все расставившее по местам, говорить погодите: Вивальди вот только недавно откопали относительно. Что же, его забвение (при триумфе Гассе -- тем сам Бах восхищался -- или Порпора) -- это правильная расстановка временем композиторов?
demiurg
29.11.2007, 17:20
QUOTE (Oedipus_Rex @ Nov 28 2007, 20:33) |
Ну вышел "Сумбур" -- что, Шостакович лес валить поехал? Нет, хотя Солженицын прекрасно описывал, ЗА ЧТО людей сажали в те времена. Или, может, он писать перестал? Нет, пишет как и раньше. Может господдержки лишился? Опять нет -- в том же 36ом году он озвучивает спектакли и фильмы! Уж к этому далеко не первого встречного тогда подпускали, как мне кажется. Причем, прошу обратить внимание: 28 января 1936 выходит "Сумбур", а 19 февраля с его музыкой идет фильм "Подруги". Это, по-Вашему, печальнейшая опала? |
Музыка к фильмам - это крайняя мера, к которой прибегал Шостакович, когда больше нечем было зарабатывать. Так что не всё было гладко.
Oedipus_Rex
29.11.2007, 20:49
ну я и не говорю, что все было безоблачно
но мне кажется, положение Шостаковича было не таким черным, как его здесь пытаются изображать: ему оставили стабильный источник заработка -- фильмы да спектакли, которых он в 36-38ом годах наозвучивал пропасть.
demiurg
29.11.2007, 21:29
Жизнь у него была очень нервная.
Troglodit
29.11.2007, 22:06
Cоздается такое впечатление, что тов. Oedipus_Rex считает Шостаковича эдаким писакой для фильмов и спектаклей, ни на что более не годным...
Ну.. спасибо тов. Хренникову, что хоть стабильный заработок Шостаковичу оставил... ведь композитору более ничего и не надо...
ПалСемёныч
29.11.2007, 22:13
QUOTE (demiurg @ Nov 29 2007, 17:18) |
Музыка к фильмам - это крайняя мера, к которой прибегал Шостакович, когда больше нечем было зарабатывать. |
Не думаю, что Вы это всерьёз.
demiurg
29.11.2007, 22:58
QUOTE (ПалСемёныч @ Nov 29 2007, 16:11) |
QUOTE (demiurg @ Nov 29 2007, 17:18) | Музыка к фильмам - это крайняя мера, к которой прибегал Шостакович, когда больше нечем было зарабатывать. |
Не думаю, что Вы это всерьёз. |
Может, и не так категорично, но к кино Шостакович обращался без особой охоты и всегда во вторую очередь после его основной, "симфонической" деятельности.
demiurg
29.11.2007, 23:00
Вот ещё страница из какого-то форума, где обсуждают эту тему:
file:///D:/%D0%91%D0%98%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%9A%D0%90/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B0/t-1082.html
Oedipus_Rex
29.11.2007, 23:14
QUOTE (Troglodit @ Nov 29 2007, 22:04) |
Cоздается такое впечатление, что тов. Oedipus_Rex считает Шостаковича эдаким писакой для фильмов и спектаклей, ни на что более не годным... Ну.. спасибо тов. Хренникову, что хоть стабильный заработок Шостаковичу оставил... ведь композитору более ничего и не надо... |
Нет, тов. Oedipus_Rex так не считает. А Хренникову определенно нужно сказать за "фильмы" спасибо. Особенно если учесть, что Сталин уделял кинематографу достаточно большое внимание (и даже сам Хренников в числе причин своего возвышения указывает понравившуюся Сталину музыку к кинофильмам), и написание "саундтреков" в те времена, мне кажется, не было таким уж позорным делом. Кроме того, призываю еще раз обратить внимание на грозовые раскаты "Сумбура": "Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке". Что стало с "левацким уклоном" в, скажем, поэзии или науке, мы все хорошо знаем. Не кажется ли странным, что судьба представителей "однокоренного" уклона в музыке была намного менее суровой?
Писать не к фильмам Шотсаковичу тоже никто не мешал: например, в 38ом выходит его первый квартет, Джазовая сюита. Чуть позже -- шестая симфония и фортепианный квинтет.
Еще хочется сказать, что Хренников вместе с Шостаковичем стоял у истоков Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина (где, например, какое-то время прекрасно себя чувствовала Губайдуллина), так что говорить о какой-то его врожденной ненависти к авангарду мне кажется странным. Хотя, конечно, факта Хренниковского выступления на 6ом съезде композиторов это не отменяет..
Troglodit
30.11.2007, 1:29
Да и "Хренниковскую семёрку" мы тоже не забудем...
Guru Permanga Nat
20.12.2007, 0:23
Из воспоминаний композитора Николая Каретникова
Цитата
Визит знатного модерниста
Позвонила Мария Вениаминовна Юдина: «Коля! Луиджи Ноно в Москве! Сейчас он в Союзе композиторов. Поезжайте туда немедленно. Он знает о вас и о Денисове и ждёт, что вы появитесь. Договоритесь о встрече у меня».
Как выяснилось впоследствии, в Союзе композиторов особо готовились к этому визиту; Хренников собрал своё воинство и якобы произнёс такую речь:
— Вот теперь бойтесь! Это вам не какой-нибудь «свой» иностранец, мы их здесь достаточно напринимались… Едет истинный враг: он член ЦК Итальянской компартии, зять Шёнберга и настоящий модернист! Нам всем надо быть бдительными!
К моменту моего входа в приёмный зал иностранной комиссии, где Луиджи слушал записи музыки наших корифеев, из этого зала уже были насильственно удалены Денисов и Шнитке. Меня, однако, никто не остановил, и я спокойно уселся напротив Луиджи Ноно между Р. Щедриным и Антонио Спадавеккиа, который был приглашён в собрание, по-видимому, только за свои итальянские имя и фамилию. Язык он давно забыл, кроме «порка мадонна» ни одной итальянской фразы не произнёс, да и по своей музыкальной ориентации был в этой компании белой вороной.
Уже слушали какое-то сочинение. Дослушав 1-ю часть до середины, Луиджи попросил остановить музыку и, невзирая на настоятельные увещевания Щедрина дослушать сочинение до конца, потому что «главное ещё впереди», наотрез отказался это сделать. Запустили музыку Свиридова. На неё реакция была точно такой же. Вот тут-то Антонио и выказал знание итальянского:
— Порка мадонна! Как может не нравиться Свиридов! — продолжал он уже по-русски.— Сам Свиридов! Это невозможно!!
Щедрин вторил ему, как только мог.
— Мы что же, будем демонстрировать мускулы и доказывать правоту силой? — ответил Ноно через переводчика и показал сначала на свои бицепсы, а потом даже задрал брючину и продемонстрировал мощную мышцу на голени.
<…>
В зале продолжалась та же мизансцена: Щедрин и Спадавеккиа уговаривали Ноно дослушать ещё какое-то сочинение. Тот был непреклонен.
После прослушивания я представился, и мы с Луиджи договорились, что встретимся у Марии Вениаминовны послезавтра.
На следующий день меня срочно потребовал к себе Хренников, чего раньше никогда не бывало. Он встретил меня на середине ковра:
— Вы втираетесь к иностранцам!! Вы всучаете им свои партитуры!!. Существует дисциплина!!. Вы занимаетесь партизанщиной!!. Мы этого не допустим!!. Мы это прекратим!!. Вы предаёте родину!!. Вы поплатитесь за это!!.
Он был в состоянии какого-то первобытного страха. В перерывах между фразами, когда он набирал дыхание для следующего выкрика, я успевал попеременно повторять: «Это неправда! И это неправда! Союз композиторов не военная организация…»
Скандал кончился безрезультатно.
На другой день у Марии Вениаминовны ещё один участник драмы, сняв пиджак, в белой нейлоновой рубашке быстро носился по комнате и кричал по-французски, хватаясь за голову:
— Зачем я сюда приехал?! Что здесь происходит?! Это какой-то кошмар, сумасшедший дом!! Я ничего не понимаю!! Сидел бы в Венеции и не знал бы горя!! Какие потери времени!! Зачем мне всё это?!!
Я попросил жену, говорившую с Луиджи на французском, передать ему, что он здесь всего третий день и уже сорвался в отчаяние, а мы здесь живём всю жизнь…
— Но я же ничего не понимаю! Я прошу Хренникова о встрече с Шостаковичем — тот говорит, что Шостакович уехал в Ленинград. Потом в Союзе композиторов я случайно открываю какую-то дверь и наталкиваюсь на сидящего Шостаковича… Я прошу о свидании с Рождественским — Хренников говорит, что Рождественский сломал ногу и лежит в больнице. На всякий случай я позвонил, и Рождественский оказался дома… Зачем всё это?! Почему?!
Voldemar_d
26.05.2008, 12:34
Про Шостаковича и про то, что якобы ему неплохо жилось во время гонений: ему запретили преподавать, просто не дав ключи от аудиторий, когда он пришел на работу после заседания политбюро (где ему пришлось зачитать по бумажке "оправдательное слово", в котором он "во всем раскаивается"). После чего 10 лет ему практически не давали никак проявить себя в музыке.
А когда в газете опубликовали статью, где его и других композиротов реабилитировали, он написал произведение под названием "Антиформалистический раек", изображающее заседение политбюро во главе с "товарищем Единициным, Двойкиным и Тройкиным" (думаю, по крайней мере про первого легко догадаться, кто имеется ввиду). Не знаю, существует ли запись, но если найдете, послушайте обязательно - это просто неописуемо.
Когда на концерте в год Шостаковича оно было исполнено в БЗФ Николаем Лоскуткиным в сопровождении Русского Академического оркестра, зал просто на ушах стоял и устроил овацию минут на 5, настолько это было сильно. Очень жалел, что не было с собой видеокамеры.
Как же, как же. Лоскуткина прекрасно помню. Гениально. Кстати, я туда специально пошёл на произведение и на исполнителя. Да и записи есть (хоть и не местные) — сообщения были.