И ещё материал отсюда:
http://www.hippy.ru/rainbow.htm (разбиваю его на две условные части). Первая часть имеет пометку "Пчела #26-27 (май-август 2000)", вот она.
Мы на радуге сиделиУже несколько лет подряд на территории нашей поистине необъятной Родины каждый год проводится фестиваль Радуги - Rainbow. Иногда в России за одно лето успевает пройти два фестиваля - в европейской части страны и за Уралом. Чаше всего представители власти - за исключением местной милиции - Радугу игнорировали.
Однажды, два года назад, участники фестиваля, видимо, нарушили чьи-то планы или заняли территорию, слишком близкую к городу, - тогда Rainbow разогнали при помощи ОМОНа и вертолета. Но, судя по последующим публикациям, представители властей не очень хорошо разобрались, что же они такое разогнали. Местное население, наверное, можно понять: их могла испугать толпа ярко одетых людей с рюкзаками, палатками и маленькими детьми, но опыт Rainbow показывает, что конфликты возникают чаще как раз с дачниками, приехавшими из большого города, нежели с деревенскими жителями.
Что же такое Rainbow? Когда-то, много лет назад, в Америке это был фестиваль хиппи. Теперь у нас, в России это фестиваль Rainbow People, народа Радуги. Это не музыкальный фестиваль, не экологический конгресс и тем более не туристический слет, хотя там постоянно звучит живая (только живая!) музыка, там заботятся о состоянии окружающего леса и живут палаточным лагерем.
Иногда, в середине жаркого дня, фестиваль напоминает небольшое тюленье лежбище - ведь не существует никакой программы фестиваля. Если ничего не хочется делать - не делай. К вечеру лагерь оживает, музыка становится громче. Начинают происходить разные вещи - кто-то танцует, кто-то поет, кто-то проводит семинары, иногда на очень серьезные темы.
Например, доброй традицией фестиваля стал семинар по культуре древней Ирландии, сопровождающийся соответствующей музыкой и танцами. Главная идея - отсутствие какого-то четкого плана действий, как правило, все происходит стихийно. Пожалуй, на Радуге есть только три категорических запрета: на алкоголь, тяжелые наркотики и коммерческую деятельность. Это написано в приглашении на Rainbow. Итак, что же такое Rainbow?
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА, ИЛИ КТО ЭТО ВСЕ ПРИДУМАЛПридумали это все американцы, причем, скорее всего очень давно. Дело в том, что традиция, как и название, и многие идеи движения взяты у североамериканских индейцев. Взяты они (идеи), американцами же, возможно - хиппи, которые в 1972 году провели первый фестиваль в штате Колорадо, у горы Table Mountan. В свободной стране США, видимо, тоже не поощрялась самостоятельная организация отдыха молодежи, поэтому новорожденному фестивалю чинилось множество препятствий. Но Народ Радуги с успехом преодолел их и горными тропами (на дорогах стояли заслоны) все-таки пришел в лагерь.
С тех пор ежегодно проходит североамериканский Rainbow. Вскоре народ Радуги обосновался и в Европе. Теперь общеевропейский Rainbow - кульминация сезона (для европейских Rainbow Рeople, разумеется), и, как правило, его закрытие.
В 1991 году на европейскую Радугу, которая проходила в Польше, занесло несколько человек из России. Они привезли идею, а на следующий год ее реализовали. Российская Радуга теперь тоже проходит каждый год, а иногда даже два раза за год, точнее - за лето. Самой крупной акцией нашего Rainbow People был европейский Rainbow на Мшинской, который, собственно, и разогнали, невзирая на присутствие иностранных граждан. Это - основные моменты истории Радуги, а теперь поговорим о практике.
ДОЛГАЯ ДОРОГА НА РАДУГУ Известия о месте проведения Rainbow появляются примерно в апреле-мае. По рукам начинают ходить карты - приглашения на Rainbow, и тут можно начинать строить маршрут. Мне кажется, что трудности дороги - это неотъемлемая часть фестиваля, возможно - в честь трудностей первого американского Rainbow. Возможно, в этом есть некая философская истина, возможно - просто романтика. Существуют несколько условий, обязательных для места Rainbow: чтобы нам никто не мешал, чтобы мы никому не мешали и чтобы туда в принципе можно было доехать. Ну и конечно - лес и вода.
Как правило, по пути на Радугу человек делает множество пересадок с одного вида транспорта на другой (поезда, электрички, автобусы, дизели, попутные машины и собственные ноги), и встречает по пути множество других людей, движущихся в том же направлении. Пример этому могу привести из личного опыта: мы выехали из Питера вдвоем. Примерно за 1200 километров пути нас стало в десять раз больше, так что на Радугу мы пришли уже вдвадцатером. Этот момент - момент пути на Радугу - очень важен.
Завязываются контакты с местным населением, которые помогают вновь приехавшим найти дорогу ("Ваши туда в лес ушли. А вы оттуда потом выйдете?"). На ходу корректируются карты, и затем отправляются гонцы в ближайшую цивилизованную зону - позвонить в большие города и сообщить об изменениях. По дороге на Радугу выясняются такие важные вещи, как расписание работы магазинов, автобусов, имена некоторых местных жителей.
Я думаю, главное назначение нелегкой дороги на Радугу - своего рода естественный отбор. Кому не очень надо, тот не поедет. Возможно, именно поэтому, на Rainbow в основном царит мир и дружелюбие.
ЗВУКОВОЙ ФОН Для меня Радуга - это непрерывное звучание барабанов, бубнов, маракасов и других ударных инструментов, например, мисок и ложек, на которые ориентируешься, когда ищешь дорогу к лагерю. Звук можно расслышать примерно за километр от Rainbow. Этот звук встречает приходящих, провожает уезжающих, будит и укладывает спать Народ Радуги. К этому звуку привыкаешь, а потом, когда возвращаешься в город, возникает ощущение, что чего-то не хватает.
Утро на Радуге наступает поздно, примерно в полдень. (Был, правда, один Rainbow, на котором вставали не позже восьми-девяти утра: к этому часу палатки нагревались до такой температуры, что лежать в них было просто опасно). Народ бродит по лагерю, желает друг другу доброго утра. Иногда люди придумывают какое-нибудь дело: на мшинском Rainbow часов в одиннадцать утра людей пробило учиться танцевать "Хава-Нагилу". Народ готовит завтрак - некоторые у своего костра, а группа вызвавшихся с вечера добровольцев - на общей кухне.
Общая еда - важный момент в жизни Радуги. Деньги на продукты собираются в Magic Hat (волшебную шляпу), это добровольные пожертвования. Некоторые привозят продукты. Кто-то - топоры, пилы, полиэтилен, котлы на общую кухню. Когда завтрак готов, весь Rainbow узнает об этом, так как у одного человека есть большая раковина, и он в нее дудит.
Народ со всякими музыкальными и не очень (ложками, мисками, баночками с солью и приправами) инструментами вылезает из палаток (типи, шалашей, просто спальных мешков под открытым небом), подтягивается к общей поляне Радуги, где стоит высокий шест с флагом.
Перед завтраком проходит общая медитация и утренний Пау-Вау. Пау-Вау - это слово североамериканских индейцев, оно означает "совет", "собрание". Пау-Вау на Радуге - это новости (рыбаки здесь поставили сети, купайтесь осторожно), обсуждение жизни в лагере (пожалуйста, не мойте голову шампунем в реке), сообщения о грядущих музыкальных тусовках, семинарах (вот под той сосной сегодня вечером собираются любители ирландской культуры) и просто восклицания (как круто, что мы все сюда приехали!).
Насколько долго длятся медитация и Пау-Вау, зависит от настроения, погоды и количества и злости комаров. На моей памяти это время варьировалось от десяти минут до двух часов. Потом - завтрак. Еда делится на два типа: сладкая и несладкая, по этому принципу сортируются продукты (обычно овощи и крупы). Хотя многие готовят еду у своего костра, по своему вкусу - можно и невегетарианскую, в отличие от общей еды, но на общий круг приходят почти все.
После завтрака наступает период блаженного безделья. Ведутся неторопливые разговоры, кто-то музицирует. Некоторые, оказавшись не в силах подавить природную активность, уходят в лес или в деревню. Оттуда приносят ягоды, молоко, картошку и байки о местных жителях. Например, меня и моих друзей во время такой экскурсии в деревню накормила ухой жена бывшего начальника угрозыска Твери.
Чем ближе к вечеру, тем более активны обитатели Радуги. Музыка становится громче. Кстати, одно из важных понятий на Rainbow - "радио". Кому-то может повезти с радио - например, его палатка будет стоять рядом с лагерем какой-нибудь хорошей группы, а кто-то неудачно встанет рядом с панками, целый день исполняющими "Гражданскую Оборону" на расстроенных гитарах.
Придумываются и другие занятия, как правило, требующие творческой энергии - как-то в течение трех часов четверо Rainbow People занимались сочинением буриме. Между всеми интересными и нестандартными радужными делами приходится заниматься лесной рутиной: рубить дрова, приносить воду для лагеря и т.д. Где-то в промежутке от шести до десяти часов вечера - вторая общая еда.
После нее и начинается настоящий Rainbow. На общую поляну выходят музыканты, собираются почти все. Если есть что праздновать - полнолуние, Ивана Купалу - празднуют, если нет - веселятся просто так. Можно что-нибудь, делать, результат не очень важен. Однажды полночи весь лагерь пытался добыть огонь трением при помощи огромного сооружения из двухметровых бревен. Добыли только кучу дыма, но было весело.
Перечислить все виды активности на Rainbow невозможно по той простой причине, что народ Радуги все равно придумает что-нибудь новое. Поэтому надо попробовать рассказать о самих Rainbow People.
НАРОД РАДУГИ Приехать туда может любой, но ездят почему-то не все. Почти все Rainbow People относятся к каким-нибудь субкультурам (хиппи, индеанисты, растаманы, панки, неформальные музыканты), но на Rainbow все становятся "единым народом". Поскольку многие ездят на Радугу из года в год, начинает казаться, что Народ Rainbow и вправду существует.
Некоторые приезжают на Радугу как на дачу, всей семьей, даже с детьми, еще не умеющими ходить. Вообще иногда начинает казаться, что все дети на Rainbow, кроме разве что грудных младенцев, - общие. Так что если вас раздражает малышня, лучше вам туда не ездить. Там есть даже что-то вроде детского сада - типи, куда родители могут "сдать" детей на целый день под присмотр "воспитательницы".
Правда, не все дети соглашаются тихо сидеть возле родного типи. Я очень хорошо помню одного смышленого юношу лет четырех, который сначала сам угостился в нашем лагере печеньем, а потом привел к нам свою трехлетнюю подругу и потребовал нашу гитару (видимо, для исполнения серенады). По обычаям, царящим на Rainbow, мы не могли ему отказать.
В основном на Rainbow приезжают люди в возрасте от 20 до 27 лет, но можно встретить и людей постарше, особенно иностранцев. Седобородые обитатели лагеря приезжают к нам, в основном, из Америки, хотя есть и местные старожилы.
О том, кого зовут на Rainbow, лучше всего было сказано в приглашении на самый первый фестиваль: ":все расы, народы, племена, общины, мужчин, женщин, детей, личностей - из Любви; все нации и национальных лидеров - из Уважения; все религии - из Веры; всех политиков - из Милосердия".