[QUOTE=Hommer,Aug 10 2004, 07:57 AM]Дамы, попрошу полегче со своим непонятным пафосом.
Война - это такая штука, человеку мирному совершенно непонятная, покуда его туда не макнёт. Надо иметь хоть какое-то уважение к чужой крови-то...
[QUOTE][/QUOTE]
Тарасидзе! Пафос-то не у дамов - у нашего марциального Стасика, который очень храбр убивать виртуальных тигров и воевать с женщинами на форумах (в реале-то какое-нибудь чудовище может попасться, вроде Яны из "Последнего героя-3", глядишь, и по ушам наваляет!).
По существу: никто не говорит о неуважении к чужой крови. Да, конечно, военный опыт для мирного человека - сугубо умозрителен. Но здесь есть некий очень опасный момент. Я это называю "гордыней страдания". Наверное, видел не раз, а если не замечал, то понаблюдай и обрати внимание: человек, который много и серьёзно страдал, случается, начинает несколько свысока относиться к тем, кто подобного опыта не имеет. А иногда и не несколько. Понимаешь, те, кто не были на войне, вовсе не являются неполноценными по определению. Думать так - очень опасно. Этот мне говорил один ветеран ВОВ, участник Сталинградской битвы (мы с ним как раз рассуждали на тему "война всё спишет". То есть рассуждал он, а я слушала и задавала вопросы).
Да, психические травмы войны многое объясняют. Но не оправдывают. Кстати, известнейший в нашем городе психолог О.П.Бочарникова считает, что адаптировать к мирной жизни участников современных военных конфликтов до конца АБСОЛЮТНО невозможно, этот травма на всю оставшуюся жизнь. Опыт такой работы у неё есть, ей можно верить. А государственной программы психологической реабилитации таких людей у нас, сколько я знаю, до сих пор нет.
Однако если тебя, меня, твоих-моих близких убьёт или искалечит такой вот герой без кавычек, вряд ли тебе или мне будет легче от того, что на войне он совершал чудеса героизма и самоотверженности. Мне так лично будет попросту на...ть на его славное боевое прошлое в подобном случае. Суду, кстати, тоже. То есть во внимание, конечно примут, но СМЯГЧАЮЩИМ обстоятельством это НЕ будет являться (полистай УК, УПК и подзаконные акты).
Да, никто слова бы не сказал афганскому ветерану, если бы он в какой-то праздник матюгался в людном месте. Если бы демонстративно мочился на берёзку возле магазина. Если бы разлёгся на клумбе с цветами. Всё это мелкое хулиганство - пусть уж похулиганит, облегчит душу. А если бы выбил стёкла в чьей-нибудь квартире? Хорошо, утёрлись бы мирные обыватели. А если бы с ножом кидался на прохожих? Что именно дражайший Стасик подразумевает под "недостойным" поведением, за которое окружающие, натурально, простили бы афганского ветерана? Мелкое хулиганство (см. выше)? Хулиганство (разбивание стекла, нанесение побоев, не повлекших тяжких телесных повреждений)? Или то, что уже квалифицируется как "уголовно наказуемые деяния"? До какого предела и какого уровня беззаконие оправдывается героическим прошлым, по мнению спорящих? Вот что меня интересовало.
И ещё, немного в сторону. Один мой знакомый, сам афганский ветеран, после возвращения "оттуда" сделалася очень набожным. Более скромного человека, который при том держится с большим достоинством, я, кажется, и не встречала. Он считает, что потрясать военным прошлым недостойно и даже теми льготами, которые ему полагаются, пользуется неохотно. При этом ему, похоже, пришлось там пережить немало: даже в самом тяжком хмелю он о многом просто отказывается говорить - слишком это, наверное, страшно.
Однажды, ещё в разгаре катастройки, он написал в одну из газет заметку... Не помню толком о чём - кажется, полемизировал с ветеранами ВОВ, которые поддерживали позицию Червонописского. Мне казалось, что написанное моим знакомым выглядело бы солиднее, если бы он после своей фамилии дописал: "участник военных действий в Афганистане". Я ему об этом сказала, на что он очень спокойно ответил: "Видишь ли, я писал это не как участник - это здесь ни при чём. Я писал как обычный гражданин, который вправе выражать свою точку зрения на что угодно."