Цитата
Удаленные медицинские услуги оказываются и сейчас, но называются «информационными». То есть по сути это рекомендация, которой можно следовать или нет, и никакой ответственности, например за проведенные консультации, врач не несет.
Первая попытка регламентировать эту деятельность была предпринята весной 2016 года, когда несколько ведущих медицинских институтов при участии «Яндекса», Института развития интернета и сенатора Людмилы Боковой направили соответствующий законопроект в Госдуму – однако тогда он остался без движения. Нынешний документ был внесен правительством в апреле 2017 года. Новый правительственный вариант был принят в достаточно сжатые сроки – уже к концу июля законопроект был принят во всех чтениях, одобрен Совфедом и подписан президентом.
Принятый документ предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения – в ней должны будут зарегистрироваться все врачи и клиники, намеревающиеся оказывать телемедицинские услуги. Эта система свяжет больницы, клиники и органы Минздрава – предполагается, что в ближайшем будущем любое медицинское учреждение сможет при необходимости получить доступ к медицинской карте пациента. Для идентификации можно будет использовать электронную подпись или аккаунт на портале госуслуг.
Новый закон предусматривает три вида дистанционной помощи – консультацию, консилиум и медицинское наблюдение. Наиболее важным ограничением является обязательный очный первичный прием – только после личного посещения клиники и постановки диагноза будет возможно удаленное лечение: врач сможет вносить изменения в его ход и контролировать изменение состояния здоровья пациента. В будущем врач также получит возможность удаленно выписывать рецепты – в том числе препаратов, содержащих психотропные вещества, однако эта норма заработает только в январе 2019 года.
Тарифы на оказание телемедицинских услуг в государственных клиниках должен разработать Минздрав, однако пока эта работа не начиналась. Телемедицина не включена в пакет ОМС, появятся ли эти услуги в рамках бесплатной медицины в дальнейшем, пока неясно.
Сами жители России в целом не против платного формата телемедицинских услуг. По оценкам исследовательской компании IPT Group, приемлемая стоимость такой услуги находится в диапазоне 500–700 рублей. Только десятая часть россиян (из числа тех, кто в целом заинтересован в телемедицине) категорически исключает ее использование в случае необходимости дополнительной оплаты вне зависимости от стоимости.
В целом к возможности удаленного консультирования большинство россиян относится положительно. Две трети населения допускают возможность использования для себя или членов семьи телемедицинских услуг уже в течение ближайших трех лет, и более половины полагают, что их внедрение значительно повысит качество медицинского обслуживания. В то же время информированность населения остается достаточно слабой – почти 40% вообще ничего не знают о существовании телемедицины.
Участники рынка, впрочем, опасаются, что с началом нового года мало что изменится – принятый закон вряд ли сможет нормально работать сразу после вступления в силу. В первую очередь из-за того, что Минздрав до сих пор не принял необходимые подзаконные акты. «Мы до сих пор находимся в ожидании разъяснений от министерства, и теоретически все еще существует возможность их появления до нового года», – говорит руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье» Григорий Бакунов.
По его словам, тот факт, что подзаконных актов Минздрава до сих пор нет, «очень сильно ударил по рынку, который сейчас, по сути, просто застыл в ожидании и не может толком двигаться вперед». «Не существует понятных правил игры», – заключает Бакунов. Закон сам по себе лишь намечает контуры работы телемедицинских услуг в целом, но никакой конкретизации в нем нет – например, он не уточняет, кем, как и при каких обстоятельствах может быть оказана медицинская помощь.
При этом глава «Яндекс.Здоровья» подчеркивает, что даже в нынешнем виде закон, безусловно, полезен для рынка, потому что «расширяет само понятие телемедицины и дает куда больше свободы в ее применении».
Первая попытка регламентировать эту деятельность была предпринята весной 2016 года, когда несколько ведущих медицинских институтов при участии «Яндекса», Института развития интернета и сенатора Людмилы Боковой направили соответствующий законопроект в Госдуму – однако тогда он остался без движения. Нынешний документ был внесен правительством в апреле 2017 года. Новый правительственный вариант был принят в достаточно сжатые сроки – уже к концу июля законопроект был принят во всех чтениях, одобрен Совфедом и подписан президентом.
Принятый документ предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения – в ней должны будут зарегистрироваться все врачи и клиники, намеревающиеся оказывать телемедицинские услуги. Эта система свяжет больницы, клиники и органы Минздрава – предполагается, что в ближайшем будущем любое медицинское учреждение сможет при необходимости получить доступ к медицинской карте пациента. Для идентификации можно будет использовать электронную подпись или аккаунт на портале госуслуг.
Новый закон предусматривает три вида дистанционной помощи – консультацию, консилиум и медицинское наблюдение. Наиболее важным ограничением является обязательный очный первичный прием – только после личного посещения клиники и постановки диагноза будет возможно удаленное лечение: врач сможет вносить изменения в его ход и контролировать изменение состояния здоровья пациента. В будущем врач также получит возможность удаленно выписывать рецепты – в том числе препаратов, содержащих психотропные вещества, однако эта норма заработает только в январе 2019 года.
Тарифы на оказание телемедицинских услуг в государственных клиниках должен разработать Минздрав, однако пока эта работа не начиналась. Телемедицина не включена в пакет ОМС, появятся ли эти услуги в рамках бесплатной медицины в дальнейшем, пока неясно.
Сами жители России в целом не против платного формата телемедицинских услуг. По оценкам исследовательской компании IPT Group, приемлемая стоимость такой услуги находится в диапазоне 500–700 рублей. Только десятая часть россиян (из числа тех, кто в целом заинтересован в телемедицине) категорически исключает ее использование в случае необходимости дополнительной оплаты вне зависимости от стоимости.
В целом к возможности удаленного консультирования большинство россиян относится положительно. Две трети населения допускают возможность использования для себя или членов семьи телемедицинских услуг уже в течение ближайших трех лет, и более половины полагают, что их внедрение значительно повысит качество медицинского обслуживания. В то же время информированность населения остается достаточно слабой – почти 40% вообще ничего не знают о существовании телемедицины.
Участники рынка, впрочем, опасаются, что с началом нового года мало что изменится – принятый закон вряд ли сможет нормально работать сразу после вступления в силу. В первую очередь из-за того, что Минздрав до сих пор не принял необходимые подзаконные акты. «Мы до сих пор находимся в ожидании разъяснений от министерства, и теоретически все еще существует возможность их появления до нового года», – говорит руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье» Григорий Бакунов.
По его словам, тот факт, что подзаконных актов Минздрава до сих пор нет, «очень сильно ударил по рынку, который сейчас, по сути, просто застыл в ожидании и не может толком двигаться вперед». «Не существует понятных правил игры», – заключает Бакунов. Закон сам по себе лишь намечает контуры работы телемедицинских услуг в целом, но никакой конкретизации в нем нет – например, он не уточняет, кем, как и при каких обстоятельствах может быть оказана медицинская помощь.
При этом глава «Яндекс.Здоровья» подчеркивает, что даже в нынешнем виде закон, безусловно, полезен для рынка, потому что «расширяет само понятие телемедицины и дает куда больше свободы в ее применении».