Форум Академгородка, Новосибирск > Праздник летнего Солнцеворота
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Праздник летнего Солнцеворота
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём
ilgen
Хожу в клуб Фэн-шуй, и мы там решили отметить праздник Солнцеворота.
С обрядами и т. п.
Кто что знает по этому поводу - пишите.

Летний солнцеворот - это середина лета, когда день начинает убывать.
Но когда ищу в Интернете, нахожу, что это то же самое, что праздник Купалы.
Но Купала празднуется 7 июля почему-то.
Разница 15 дней - видимо, между новым и старым стилем?
Какой смысл праздновать праздник 7 июля, он не соответствует никакому астрономическому событию?

Сейчас занимаюсь поиском подробностей про празднование.
Нашел пока вот что (опять путаница с датами?):

www.indorussia.ru

Во время славянского язычества Купало причислялся к знатнейшим богам. Он почитался третьим после Перуна и вторым после Велеса .Это веселый и прекрасный бог. Одетый в легкую одежду и держащий в руках цветы и полевые плоды, на голове имеющий венок из цветов купальниц, он - бог лета, полевых цветов и летних плодов. Праздновали ему 24 и 29 июля, в день жатвы, и приносили жертвы из некоторых трав, костер из которых зажигали и плясали вокруг него все, без различия пола и возраста, припевая песни.

В празднике принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды и действа, как правило связанные с водой, огнем и растительным миром (обливание водой каждого встречного, купание, очищающие костры, вокруг которых плясали, водили хороводы, через них прыгали, около них играли и обязательно в горелки).

Замечательно, что богу Купалу приносили жертву купаньем, о чем довольно пространно описано в Киевском летописце, что было и в Риме в праздник Мая (Maiuma), когда тоже обливали друг друга водою. В некоторых местах на Иванов день топят бани и, воткнув в веники собранную траву иван-да-марья, парятся на этот праздник с целью получить здоровье.

В Малороссии накануне сего праздника молодые люди обоего пола купаются в реках до захождения солнца; потом в сумерки раскладывают огонь на выгонах, на полянах, в садах и попарно, держась рука об руку, перепрыгивают через огонь. Если во время перепрыгивания руки не разойдутся, это означает, что пара эта, то есть парень и девушка совокупятся браком.

Центральным актом купальского обряда является символическое уничтожение ведьмы. Символизирующий ведьму ритуальный предмет (чучело, зелень, конский череп, старая обувь и т. п.) сжигали, сплавляли по воде, выбрасывали в канавы, ямы, болото, разрывали на части, били, забивали камнями, забрасывали на крышу дома, на дерево, удаляли за пределы жилого пространства, за границы села, отпугивали при помощи ритуальною шума, выстрелов и т. п. Наиболее типичный способ уничтожения ведьмы — сожжение на костре, причем само возжигание костра часто обозначается выражением “ведьму палить”. В костре сжигались специально изготовляемые ритуальные предметы — символы купальского обряда: чучело, срубленное и украшенное деревце, пучки веток, цветов, зелени, укрепленные на шесте, и др. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы и игры, после чего их уничтожали. Сжигались также предметы, служившие основой костра: воткнутые в землю шесты, палки с укрепленными на них колесами, корзинами и т. п., рогатины, увешанные венками, лаптями и т. п.

Особое место в купальском реквизите занимают венки, которые использовались преимущественно для ряжения девушек и гадания, а затем служили объектом уничтожения: их бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже — относили на кладбище, бросали в колодец. Но нередко купальские венки сохранялись и использовались для лечения или магических действий.

Купальная ночь самая короткая, этой ночью никто не должен спать - все собирали цветы и травы. В Ивановскую ночь, по мнению народному, цветет для счастливцев папорот, папоротник . Он в эту ночь сияет огненным пламенем и освещает местность. Если только его сорвать и бежать домой, не оглядываясь, что бы ни кричала сзади адская сволочь (бесы), то этот цвет даст возможность его обладателю открывать клады и получить богатство.
sosnovka
QUOTE
Какой смысл праздновать праздник 7 июля, он не соответствует никакому астрономическому событию?

совершенно верно, никакого. да и разве можно назвать празднованием обливание из ведер несчастных прохожих? angry.gif

я обычно хожу на этот праздник в Солнечный музей. но и ночью тоже в этом году собираюсь. праздновать надо в ночь на солнцестояние, это примерно с 22 по 24 июня, точно до сих пор не знаю.

вот здесь кое-что сказано:
http://slavyans.narod.ru/holidays/kupalo.html

и здесь:
http://omens.nm.ru/Uicca/
это обряды Викки, у них это называется Лита.

ilgen
Спасибо...
Ага, вот еще. Тут вообще про самые важные славянские праздники:
http://plamyasvargi.narod.ru/html/spravki/Kologod.htm.

КОЛОГОД

Эта статья посвящена наиболее важным славянским праздникам – святодням Годового Коло, а тако же – важнейшим мифам, с ними связанным, и обрядовым действам, кои творятся на праздниках. Ни в коей мере эта работа не претендует на «абсолютную полноту» и «абсолютную истинность», и предназначена, в первую очередь, для людей, лишь недавно начавших интересоваться Традицией пращуров. За основу при написании статьи взяты календари и обрядность содружества родноверческих общин «Велесов Круг» и Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры.

СВЯТОДНИ:

1) КОЛЯДА (25 стужня/декабря).

Коляда – день зимнего солнцестояния (солнцеворота). По слову мифа, в этот день умирает Солнце-старик (Световид) и рождается Солнце-младенец – Хорс – так в поэтической форме отображено начало нового солнечного цикла. По традиции, Коляда отмечается не в самый день солнцеворота (21\22 стужня), а на несколько дней позже – когда ночь станет немного короче, а день «на воробьиный скок» прибудет. (Подобным же образом отмечают и остальные три основных солнечных праздника – Комоедицы, Купалу и Радогощ). В праздник Коляды родноверы чествуют «родившееся» Солнце, разжигая священные костры да принося требы, а также – поют колядки, рядятся в личины и т.п. Многие из древних обрядов, творившихся на Коляду, совершаются сейчас «православными» христианами в день «рождества Христова», заменивший собой празднование зимнего солнцеворота. Впрочем, подавляющее большинство христианских праздников есть ни что иное, как искажённые христианством родноверческие святодни…

2) СВЯТКИ (25 стужня/декабря – 6 сеченя/января).

Дни перехода от старого года к новому. Во время святок люди рядятся в личины и колядуют, играют в различные народные игры. Тако же это время считается благоприятным для гаданий…

3) ГРОМНИЦА (2 лютня/февраля).

Лютует Зима, но с каждым днём всё ярче разгорается Солнце и не за горами уже весеннее время. Согласно сказу, на Громницу сходятся в первой битве силы Весны и силы Зимы – но ни одна сторона не может пока одержать верх. День сей – день битвы, а потому посвящён Перуну-Громовержцу, Богу битв и борьбы. По одному из вариантов сказа, предводитель ратей Весны – сам Перун, ибо грозы начинаются лишь после того, как придёт Весна, а стало быть – они тоже являются Её силами. (Я же считаю, что это представление неверно, так как во время Громницы эти силы ещё не проявлены во Яви, а значит – не участвуют в борьбе с Зимой). Кстати говоря, согласно старинным народным поверьям, на Громницу можно услышать гром и увидеть молнии…

4) ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ (11 лютня/февраля).

День Бога Велеса – волхвов мудрых учителя, люда простого и знатного покровителя… Наши предки в этот святодень творили особый обряд оберега скота – дабы оградить от болезней своё главное богатство – домашний скот, ибо Велес – тако же и скотий Бог. День Велеса приходится на время, когда во Яви продолжается борьба Весны и Зимы, причём Весна уже начинает постепенно побеждать. Поэтому в народе говорят, что «Велес сшибает рог с Зимы», и в честь этого события на празднике нередко устраивают скоморошину – шуточный бой «Велеса» с «Марой», который заканчивается сшибанием рога…

5) СОРОКИ (9 берёзозола/марта).

Уже совсем рядом весеннее время, и потому в начале месяца берёзозола люди начинают закликать Весну – Богиню Лелю, Богиню Весны и девичьей Любви – дабы пришла Она да стала править на Земле Русской во срок свой – како самим Родом во Прави положено… Закликают Весну обычно девицы – читают славицы Леле-Деве да поют особые обрядовые песни. На Сороки принято печь из теста обрядовое печенье в форме птиц, кое бросают в небо и при этом зовут жаворонков вернуться из чужих краёв. Как известно, жаворонки прилетают весной – сей обряд также, по сути своей, – призывание Весны…

6) КОМОЕДИЦЫ (25 берёзозола/марта).

Комоедицы – день весеннего равноденствия, когда, по слову мифа, Солнце-младенец Хорс становится Солнцем-юношей Ярилой. Тако же этот праздник – день полной победы Весны над Зимой, когда на смену Марене, изгнанной лучами Солнца – стрелами Ярилы, приходит Богиня Леля. На зачине святодня славят Ярилу и Лелю; после – устраивают обрядовую игру во «взятие крепости», а потом – «похороны Марены». Во «взятие крепости» играют так: из снега строится крепость, в центр которой кладётся чучело Марены. Участники игры делятся на две половины – мужскую и женскую. Задача мужчин – разбившись по парам и сидя верхом друг на друге, как при игре в «коняшки», прорваться в крепость и захватить чучело. Женщины же стараются не допустить этого, отбиваясь мешками с соломой, снежками и т.п. Мужская половина участников «взятия крепости» символизирует ярые силы Весны, а женская – силы Зимы: обрядовая игра эта отображает борьбу Весны и Зимы. После того, как мужчины захватят чучело, творится следующий обряд – «похороны Марены» (сжигание Её чучела на погребальном костре) символизирующие окончание Зимы. «Похороны» творятся в соответствии со славянским погребальным обрядом. Тако же на Комоедицы обычно разводят большой костёр, через который прыгают дабы очиститься…

7) ЛЕЛЬНИК (22 цветня/апреля).

Святодень, посвящённый Леле – славянской Богине Весны и девичьей любви. Лельник – девичий праздник; в этот день, после обряда славления Лели, девушки выбирают самую красивую из них, усаживают на дёрновую скамью, водят вокруг неё хороводы да поют величальные песни.

8) ЯРИЛО ВЕШНИЙ (23 цветня/апреля).

Ярое Солнце ласкает лучами своими Землю, согревает Её – и оттого прорастают семена в Ней лежавшие, зеленеют деревья, пробуждаясь от подобного смерти долгого зимнего сна… В сказе вещем говорится об этом так: о сию пору Бог Ярило оплодотворяет Землю своим златым семенем, и потому начинает Она рожать. Свадьбе Солнца и Земли посвящён праздник Ярилы Вешнего. В святодень сей родноверы собираются на капище и славят Ярого Бога, после же – пируют да играют в буйные игрища, показывая удаль свою. Нередко в сей праздник играется скоморошина «приход Ярилы», воспроизводящая миф о свадьбе Ярилы и Земли-Матери.

9) РОДОНИЦА (30 цветня/апреля).

Родоница – праздник поминовения Предков. В этот день на закате Солнца возжигают священный костёр, сложенный в форме колодца (подобно погребальной краде), славят Предков своих да приносят Им требы.


10) ЖИВИН ДЕНЬ (1 травня/мая).

Этот праздник посвящён Живе – Богине Жизни. Обрядовое действо начинается ночью (в ночь с 30 цветня на 1 травня) – с обрядовой пляски с метлами вокруг костра. Пляс сей исполняется женщинами; с его помощью они очищают место, прогоняя прочь Силы Мары. Всю ночь напролёт, а тако же – наступившим утром, жгут костры, прыгают через них, очищаясь, славят богиню Живу и торжество Жизни над Смертью.

11) ДЕНЬ ЗЕМЛИ (10 травня/мая).

Десятого числа месяца травня родноверы отмечают праздник, посвящённый Земле. В этот день, в знак уважения к Ней, не принято втыкать в Землю колья, копать Её, проводить борозды и т.п. На зачине – славят Мать Сыру Землю да приносят Ей требу (чаще всего – льют наземь пиво или молоко).

12) ЯРИЛО В СИЛЕ (3 кресеня/июня).

Название сего святодня говорит само за себя – это праздник, посвящённый Богу Вешнего Солнца, в месяце кресене достигающему предела своей силы. Недалёк уже тот день, когда окончится Время Ярилино и «умрёт» Он – дабы стать Трисветлым Даждьбогом.

13) КУПАЛО (24 кресеня/июня).

Праздник летнего солнцеворота, один из величайших славянских святодней в году. Время торжества Света над Тьмой, время самых долгих дней и самых коротких ночей… В миг летнего солнцестояния, согласно вещему сказу, умирает Вешнее Солнце, любострастный Ярило и рождается Солнце Летнее – могучий Даждьбог. В это же время на смену Леле, Богине Весны, приходит Матерь Лада, управительница Лета. Сказы вещие, как водится, находят своё отображение в скоморошинах да обрядовых игрищах. В праздник Купалы творятся «похороны Ярилы» - скоморошина, коя, как явствует из названия, в потешной форме изображает «смерть» Весеннего Солнца. Устраивают сии «похороны» тако:

Делается (обычно – из травы да веток) чучело Ярилы с ярко выраженными мужскими причиндалами (иногда чучело заменяет один лишь большой деревянный гой). Вокруг этой куклы участники праздника водят хоровод да поют песни. Во время пляски кто-нибудь «случайно» задевает «Ярилу», отчего тот падает. Все с криками бросаются к «Яриле» и пытаются оживить его; когда же становится ясно, что ничего из этого не выйдет – оплакивают «умершего» (особенно горько рыдают женщины). После же – чучело Ярилы сжигают на краде со всеми почестями и устраивают тризну. Тако же на Купалу обычно творится такая обрядовая игра: вокруг берёзки (как правило, - заранее срубленной и неглубоко врытой в землю) женщины водят хоровод. Мужская половина участников праздника должна прорвать хоровод, вырвать из земли берёзку и бросить её в воду. Обрядовая игра сия знаменует собой окончание Времени Лели: ведь берёзка – Её дерево.

Обряд славления Богов на празднике творится дважды. На первом обряде славят Ярилу, после – играют скоморошину, «хоронят» Ярилу, а вечером (но не после заката) рекут славу Даждьбогу. Ночью же – жгут огромный костёр (Купалец), скатывают с горы горящее колесо (сей обряд символизирует начало убывания светового дня), ходят по углям, выбирают себе суженых, прыгают через костры, ищут в лесу цветок папоротника…Поистине, много чего ещё творится во время купальских празднеств.

14) СТРИБОГ (14 липня/июля).

Праздник Стрибога – Бога ветров отмечается родноверами в середине липня-месяца. В святодень сей славят Владыку воздушного пространства да приносят Ему требу (иногда – особым способом – развеивая муку по ветру).

15) ПЕРУНОВ ДЕНЬ (20 липня/июля).

Святодень, посвящённый Перуну Сварожичу – Богу грозы и войны. В сей день речётся слава Богу Перуну да творится тризна по всем павшим в боях за Землю Русскую. Поскольку праздник Перуна – праздник воинский, на нём особенно уместны различные воинские игрища да состязания – кулачные бои, стеношный бой, борьба многоразличная, «коняшки», «Перуново Коло» и т.п. В День Перуна обычно творятся воинские посвящения, после прохождения коих достойные получают право именоваться воинами и принимаются в дружину. Тако же в сей праздник скоморохи веселят люд честной – разыгрывают в лицах сказы вещие – о битве Перуна со Змеем либо с Велесом – о борьбе Сил Верхнего и Нижнего Мира…

16) СПОЖИНКИ (15 серпня/августа).

Праздник начала жатвы. В святодень сей родноверы славят Богов-подателей урожая: Макошь, Даждьбога, Перуна, Велеса и других…

17) РОД И РОЖАНИЦЫ (8 вересня/сентября).

Ещё один праздник урожая, святодень, посвящённый Роду Всебогу и Рожаницам (Ладе и Леле). После славления Богов проводится обрядовая игра – «охота на лосих». Две девушки, ряженые лосихами, стараются убежать и спрятаться в лесу; парни же – ловят их.

После – одну из лосих отпускают, а другую – ведут к капищу, где тоже отпускают… Лосихи, как известно, священные животные Рожаниц.

18) РАДОГОЩ (24 вересня/сентября).

Праздник осеннего равноденствия, когда, по слову вещего сказа, Солнце-муж Даждьбог становится солнцем-стариком Световидом. В святодень сей творится слава Богу Световиду; после обряда славления жрецы (а тако же все желающие) занимаются хождением по горящим углям – древней практикой, помогающей укрепить дух, очиститься и вобрать в себя Силу огня.

19) ДЕДЫ (24 листопада/октября).

День поминовения предков. В святодень сей палят краду-«колодец» да возлагают на неё требы своим родным, покинувшим мир Яви. После обряда устраивают поминальный пир, на который приглашают умерших родичей. Согласно обычаю, каждый участник праздника должен принести ещё одну ложку (или больше – в зависимости от того, сколько своих предков он хочет позвать на пир).

20) МАКОШЬ (31 листопада/октября).

Последний в Годовом Коло праздник урожая, святодень, посвящённый Макоши – Богине судьбы и земного плодородия, покровительнице волшбы, гаданий и женского рукоделия. На обряде славления родноверы рекут славицы Макоши, благодаря Её за урожай, собранный в этом году.

21) СВАРОГОВ ДЕНЬ (14 грудня/ноября).

В середине месяца грудня отмечается День Сварога, древнего Бога неба (как неба физического, так и Неба Духовного, то есть Верхнего Мира). У горящей крады творится великая слава Сварогу – Деду Богов.

22) МАРЕНА (21 грудня/ноября).

День Марены, Богини зимы и смерти. Праздник сей знаменует собой наступление Ночи Года, холодной зимы и проводится не раньше, чем выпадет первый снег. Дабы почтить Чёрную Мать, собравшиеся величат Её особым образом – встав спиной к огню да прижав к сердцу правую руку, сжатую в кулак – в обережном жесте. После величания Мары-Марены в трясине или в снегу тушат горящие факелы – в знак того, что наступило зимнее время…

Писано Мирославом, верховодой курганской славянской общины «Пламя Сварги», во славу Богов Родных!
Мария Горынцева
QUOTE
Писано Мирославом, верховодой курганской славянской общины «Пламя Сварги», во славу Богов Родных!

Угу.
Высосано из пальца. На девять десятых.

Большей частью все эти писания - фантазии Фарятьева. Но поскольку достоверной инофрмации нет, отчего бы не придумать что-то самим? Всё равно древнего ритуала у вас не будет, а новый - отчего бы не установить? Всё равно возможно уже только НЕОязычество.


ilgen
QUOTE (Мария Горынцева @ Jun 18 2006, 14:10)
QUOTE
Писано Мирославом, верховодой курганской славянской общины «Пламя Сварги», во славу Богов Родных!

Угу.
Высосано из пальца. На девять десятых.

Большей частью все эти писания - фантазии Фарятьева. Но поскольку достоверной инофрмации нет, отчего бы не придумать что-то самим? Всё равно древнего ритуала у вас не будет, а новый - отчего бы не установить? Всё равно возможно уже только НЕОязычество.

А откуда такой вывод, что это фантазии?
Если он на чем-то основан, значит есть и признанные другие источники, хоть немного? Я их как раз и ищу...

Но пока не нашел, питаюсь тем, что попадется. По крайней мере, если меня спросят "ты это сам придумал", я смогу ссылку дать... wink.gif

kyrier.km.ru

Что такое народный славянский праздник - день Ивана Купала ? Об этом рассказывают экстрасенсы из Череповца Игорь и Елена Манушины.

Игорь: Изначально это был древний славянский языческий праздник, связанный с солнцеворотом, то есть знаменовал собой, что один этап сельских работ закончен и начинается следующий. Купала – один из славянских богов, который считается третьим после Велеса и Перуна по значимости. Обычно он покровительствует плодородию, урожаю и беременности. И позднее после принятия Русью христианства его трансформировали в Иоанна Предтеча, то есть он стал Ивановым днем. Отмечается праздник на природе, обязательны вода и огонь, можно, загадав желание, сплести венок из цветов и трав, над ним укрепить горячую свечку, спустить в воду. Если венок уплыл, а свеча не погасла, значит – мечта исполнится. А если утонул, тогда с мечтой пока можно и попрощаться.
В эту ночь практикуются как обычные, так и специальные гадания на предсказание будущего. В принципе, это такая же ночь, как крещенская и рождественская, когда можно произвольно гадать и даже церковь разрешает. Специфические гадания именно для дня Ивана - Купалы – прыжки через костер. Считается, что чем выше человек прыгнул – тем удачнее будет для него год, если нет искр и пламени не коснулся, значит – ожидается успех в делах, а для девушки - удачное замужество. Перепрыгнул костер рука об руку с близким человеком, значит – проживешь с ним долго. Именно в этот день собирают 12 разных трав, потом берут по одной каждого растения, складывают их вместе с принадлежащим тебе кольцом, концы ткани узлом связывают и кладут под подушку со словами: “Суженый, ряженый, приди ко мне во сне…” И ждут, кто придет во сне.
Растения в Иванов день набирают максимальную силу. Обычно утром принято собирать травы с целебными свойствами.

Девушки за неделю до Ивана – купала и неделю после, желающие выйти замуж за богатого человека, совершали ритуально половой акт и по тому, как он прошел, гадали будет муж богатый или нет.

Елена: праздник Ивана - Купала связан солнцеворотом, и отмечался ранее в конце июня, но когда, после революции, стиль изменили, то соответственно и Иван-Купала стал отмечаться в начале июля, то есть с 6 на 7 июля. Праздник этот,конечно, связан с солнцем, как символом силы, и потому среди его символов обязательно есть костер. В костер, перед тем, как в него прыгать, очень часто бросали крапиву, шиповник, часто бросали в костер и одежду с больного человека - так должны были уходить болезни.

А праздник называется так, потому что считается, что это именины водяных. Так что купаться надо осторожно. Иначе водяные могут защекотать и утянуть под воду. А чтобы этого не случилось, на берегу стояла женщина в цветной юбке и держала над головой цветы, а от нее шла в воду нетронутая, совсем юная девушка, вся в белом, с венком в руках и произносит: “ Обережен круг…”. Она защищается и могла окунуться, как и все другие.
sosnovka
QUOTE (Мария Горынцева @ Jun 18 2006, 13:10)
Угу.
Высосано из пальца. На девять десятых.

Большей частью все эти писания - фантазии Фарятьева. Но поскольку достоверной инофрмации нет, отчего бы не придумать что-то самим? Всё равно древнего ритуала у вас не будет, а новый - отчего бы не установить? Всё равно возможно уже только НЕОязычество.

И не надо древние обычаи в чистом виде возрождать. А то придется и стариков в чисто поле отвозить, как описано в книге Велецкой. smile.gif
И ведь наверняка у славян в древности были жертвоприношения животных, например. А то и людей… (?)
Alexis
QUOTE (ilgen @ Jun 18 2006, 13:24)
Хожу в клуб Фэн-шуй, и мы там решили отметить праздник Солнцеворота.
С обрядами и т. п.
Кто что знает по этому поводу - пишите.


А почему в клубе-то? blink.gif Надо идти праздновать на берег, жечь Купальские костры и т.п. Летнее Солнцестояние, кстати, не только один из главных общеславянских, но и общеиндоевропейских праздников, который до сих пор отмечают в общенациональном масштабе под разными названиями, как самый главный и весёлый народный праздник в Прибалтике, Скандинавских странах, Канаде и других странах. Жалко конечно, что у нас в России эта традиция потеряна.
Мария Горынцева
QUOTE (sosnovka @ Jun 18 2006, 17:09)
QUOTE (Мария Горынцева @ Jun 18 2006, 13:10)
Угу.
Высосано из пальца. На девять десятых.

Большей частью все эти писания - фантазии Фарятьева. Но поскольку достоверной инофрмации нет, отчего бы не придумать что-то самим? Всё равно древнего ритуала у вас не будет, а новый - отчего бы не установить? Всё равно возможно уже только НЕОязычество.

И не надо древние обычаи в чистом виде возрождать. А то придется и стариков в чисто поле отвозить, как описано в книге Велецкой. smile.gif
И ведь наверняка у славян в древности были жертвоприношения животных, например. А то и людей… (?)

Были, были!
Об этом даже в Повести временных лет упоминается.

А мне, собсно, по возрасту уже пора на сани - и в овраг, согласно воззрениям предков.

Вообще автору полезно для начала понять, материал какого периода они в клубе хотели бы "оживить". Нам наиболее доступны какие-то народно-христианские обряды (а не чисто языческие, о коих сведений до нас дошло чрезвычайно мало) XIX - нач. XXв. Народное христианство как мировоззрение сохранило некоторые элементы язычества, но отделять их от христианских - это всё равно, что выковыривать изюм из кекса. Или добывать творог из вареников. Но можно по-честному сказать себе: мы делаем реконструкцию на основе известных нам сведений, за точность не ручаемся. Всё равно нечто архетипическое сохранится.

Перво-наперво, товарищ автор, выбросьте в мусорное ведро своих экстрасенсов и неоволхвов. Это всё редкостные... В общем, с кисточкой на хвосте и с копытцами. Это я Вам как учёный-славист говорю - я религиозным фольклором уже двадцать лет (больше!) занимаюсь. Потом найдите в разделе "Наука" тему "Сохранение фольклора" или как-то так - там я отвечала на вопросы трудящихся и давала ссылки на литературу, даже с адресами (труды Рыбакова - это первое, что нужно прочесть интересующимся славянским язычеством).
Kiddo
QUOTE (Мария Горынцева @ Jun 19 2006, 01:50)
(труды Рыбакова - это первое, что нужно прочесть интересующимся славянским язычеством).

и то верно
Да как же ш хорошо, что наткнулась я на ваш пост. Три года назад кому-то дала погонять и запамятовала! Пойду забирать книжки-то...
sosnovka
QUOTE
А мне, собсно, по возрасту уже пора на сани - и в овраг, согласно воззрениям предков.

ну уж нет!! оставайтесь с нами! smile.gif

QUOTE
Потом найдите в разделе "Наука" тему "Сохранение фольклора" или как-то так - там я отвечала на вопросы трудящихся и давала ссылки на литературу, даже с адресами (труды Рыбакова - это первое, что нужно прочесть интересующимся славянским язычеством).

здорово! интересная тема! и Рыбакова теперь можно перечитать, а то подзабылось уже.
ilgen
QUOTE (Alexis @ Jun 19 2006, 02:35)
А почему в клубе-то? blink.gif Надо идти праздновать на берег, жечь Купальские костры и т.п.

Так в клубе мы заранее обсуждать будем, что это такое будет и на что похоже, а потом разработаем сюжет на основе всего прочитанного.
Может, он и не полностью будет похож на что-то изначальное...
Но, я думаю, тогда тоже было место творчеству. Кто-то же придумал все эти обычаи, вот и мы придумаем.
ilgen
QUOTE (Мария Горынцева @ Jun 19 2006, 02:50)
Перво-наперво, товарищ автор, выбросьте в мусорное ведро своих экстрасенсов и неоволхвов. Это всё редкостные...

Нет, я их, конечно, выбрасывать не буду.
Потому что это все мне интересно.
У каждого свое видение мира.
Ну и пусть один говорит одно, а другой - совершенно другое.
Как существуют разные культуры (и чем больше их, тем интереснее),
так же существуют и разные люди.
Может быть, они считают истиной в последней инстанции то, что пишут... не знаю, зато они дают возможность отойти от "истины материальных объектов", и посмотреть на все с другой стороны.
Alexis
24 июня. Ивановъ день. - Купало. - Обряды.


QUOTE
Народное празднество, отправляемое на Руси въ Ивановскую ночь, извѣстно во всемъ славянскомъ мiрѣ.

Отличительные обряды этого празднества составляютъ: зажженные костры, пѣсни, игры, перепрыгиванiе чрезъ огонь и крапивныекусты, купанье ночью въ росѣ, а днемъ въ рѣкахъ, пляски вокругъ дерева марины и погруженiе его въ воду, зарыванiе травъ, повѣрье о полетѣ вѣдьмъ на Лысую гору. Купало и Купальскiе огни извѣстны болѣе въ Великой Россiи, Малоруссiии Бѣлоруссiи. Новѣйшiе мифографы включили Купало въ число славянскихъ божествъ; но его не было ни въ Кiевѣ, ни въ другихъ славянскихъ земляхъ. Объ немъ не говорятъ ни Несторъ, ни другiе писатели; это слово извѣстно въ нашихъ письменныхъ памятникахъ съ XVII столѣтiя.

Русское Ивановское празднество извѣстно у чеховъ, сербовъ, моравовъ, карпато-россовъ, болгаръ и поляковъ. Тамъ Ивановская ночь извѣстна подъ именемъ Соботокъ. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами въ Силезiи и чехами. Тамъ ивановскiе огни горятъ на Карпатскихъ горахъ, Судетахъ и Корнопошахъ на пространствѣ нѣсколькихъ сотъ верстъ. Гулевой народъ опоясывается перевязями изъ цвѣтовъ, на головы надѣваютъ вѣнки изъ травъ, составляютъ хороводы, поютъ пѣсни, старики добываютъ изъ деревъ живой огонь. Послѣ перепрыгиванiя чрезъ костры огней, купаются въ росѣ. Поляки, по описанiю Кохановскаго, отправляли этотъ день въ черномъ лѣсу въ Сендомирскомъ воеводствѣ. Въ пѣснѣ купальской они поютъ тамъ, что это празднество передали имъ матери:

Таkto matki nam роdalу,
Sаmе tаkzе z drugich miаlу
Zе nа dziеn Swiеtеgо Iаnа
Zаwzdу Sоbоtkа раlаnа.

Голембовскiй говоритъ, что польскiе поселяне, опоясанные чернобыльникомъ, цѣлую ночь прыгаютъ около огней. Ивановскiя празднества въ Краковѣ отправлялись на Кремiонкахъ, въ Варшавѣ на берегу Вислы и на островѣ Саксонскомъ. Огiеръ, путешествовавшiй по Польшѣ въ 1635 г., говоритъ, что огни изжигались на площадяхъ, около лѣсовъ и въ разныхъ окрестностяхь, въ дома сносились цвѣты, травы. Ивановскiй огонь назывался тогда у нихъ: kresz. Польскiй писатель Мартинъ свидѣтельствуетъ объ участiи поляковъ XVI вѣка въ этомъ торжествѣ: "съ вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругомъ ихъ, пѣли пѣсни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческаго обычая доселѣ не оставляютъ въ Польшѣ, приносятъ жертвы изъ травы чернобыльника, зажигаютъ костры огнемъ, полученнымъ чрезъ тренiе дерева объ дерево".

Сербы думаютъ, что Иванъ денъ столь великъ, что для него солнце на небѣ трижды останавливается. У Вука Стефановича находимъ сербскiя Ивановскiя пѣсни: "Иваньско цвѣдье, Петровско" и проч. Литовцо-руссы называютъ Ивановское празднество-праздникомъ росы. Съ вечера, подъ Ивановскую ночь они собираются на избранномъ мѣстѣ, на полянѣ ставятъ шалаши, разводять огни, поютъ пѣсни, пляшутъ съ факелами и перескакиваютъ чрезъ огонь. Рано утромъ отправляются въ лѣсъ-на росу.

Утреннiе сборы называются у нихь стадомъ, а пляска коркодономъ. Утромъ сбирались травы для врачеванiя и чарованiя.Литовцо-руссы вѣрятъ и въ папортниковъ цвѣтъ. Въ письменныхъ памятникахъ великорусскiе ивановскiе обряды извѣстны не ранѣе XVI вѣка. 0 псковскихъ обрядахъ говоритъ игуменъ Памфилъ въ своемъ посланiикъ псковскому намѣстнику: "егда приходитъ великiй праздникъ день Рождества Предтечева, исходятъ огньницы, мужiе и жены чаровицы по лугамъ, и по болотамъ, и въ пустыни, и въ дубровы, ищущи смертныя отравы и привѣтрочрева, отъ травнаго зелiя на пагубу человѣкомъ и скотомъ; тутже и дикiи коренiя копають на потворенiе мужехъ своихъ. Сiя вся творятъ дѣйствомь дiаволихь въ день Предтечевъ съ приговоры сатанинскими. Егда бо прiидетъ самый праздникъ Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь градъ возмятется, и въ селѣхъ возбѣсятся въ бубны, и въ сонели, и гуденiемъ струннымъ и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканiемъ и плясанiемъ, женамъ же и дѣвкамъ и главами киванiемъ и устнами ихъ непрiязненъ кличь, вся скверныя бѣсовскiя пѣсни, и хребтомъ ихъ вихлянiя и ногамъ ихъ скаканiе и топтанiе; что же бысть во градѣхъ и въ селѣхъ". На Стоглавомъ соборѣ говорили: "противъ праздника Рождества великаго Iоанна Предтечи, и въ ночи на самый праздникъ, и въ весь день и до нощи, мужи и жены и дѣти въ домѣхъ и по улицамъ ходя и по водамъ глумы творятъ всякими играми, и всякими скомрашествы, и пѣсни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образованiи. И егда нощь мимо ходитъ, тогда отходятъ къ рощѣ съ великимъ кричанiемъ, аки бѣсы омываются росою". Въ указѣ 1721 года, 17 апрѣля сказано: " къ тому-жъ будто бы воспоминаютъ мерзкихъ идоловъ, въ нихъ же былъ нѣкiй идолъ Купало, ему же на Великъ день приносили жертву онымъ купанiемъ; о чемъ пространно зрится въ Лѣтописцѣ Кiевскомъ". 0 малорусскихъ обрядахь Ивановской ночи, Гизель, въ своемъ Синопсисѣ писалъ по-своему: "пятый идолъ Купало, его же бога плодовъ земныхъ быти вняху, и ему прелестiю бѣсовскою омраченнiи благодаренiя и жертвы въ началѣ жнивъ приношаху. Того же Купало бога, истинны бѣса, и доселѣ по нѣкiимъ странамъ россiйскимъ еще память держится; наипаче же въ навечерiи Рождества св. Iоанна Крестителя, собравшеся ввечеру юноши мужеска, дѣвическа и женска пола соплетаютъ себѣ вѣнцы отъ зелiя нѣкоего, и возлагаютъ на главу и опоясуются ими. Еще на томъ бѣсовскомъ игралищѣ кладутъ и огнь, и окрестъ его емшеся за руцѣ нечестиво ходятъ и скачутъ, и пѣсни поютъ, сквернаго Купала часто повторяюще и чрезъ огнь прескачуще, самихъ себя тому же бѣсу Купалѣ въ жертву приносятъ". Въ Потребникѣ 1639 года находимъ: "нѣцыи пожаръ запаливъ предскакаху по древнему нѣкоему обычаю". Таковы извѣстiя, сохранившiяся въ нашихъ письменныхъ памятникахъ. Перейдемъ теперь къ описанiю народнаго празднества, отправляемаго въ разныхъ мѣстахъ. Слѣды обрядовъ ивановскаго празднества, сохранившагося въ новгородскихъ окрестностяхъ, суть слѣдующiе: Въ старой Ладогѣ ивановскiе огни совершаются на горѣ Побѣдищѣ, при впаденiи рѣчки въ Волховъ. Тамъ сей огонь, добытый при тренiи изъ дерева, извѣстенъ подъ именемъ: живого, лѣсного, царя огня, лекарственнаго. Тихвинцы купаются въ озерѣ, находящемся близъ Антонiева Дымскаго монастыря. Послѣ купаютъ тамъ и лошадей хворыхъ. Въ окрестностяхъ Петербурга, по рижской дорогѣ бывали въ XVIII вѣкѣ ивановскiе огни, гдѣ участвовали вмѣстѣ съ русскими и ижорцы. Послѣднiе это игрище называли: кокуемъ. Въ Лужскомъ уѣздѣ, по рѣкѣ Лугѣ, ивановское празднество извѣстно болѣе подъ именемъ Соботокъ. Вѣроятно, что это названiе занесено изъ Литвы.

Въ Парголовѣ ростовскiе переселенцы справляютъ ивановскiе огни со всѣми обрядами. Зажженные костры, игры, пѣсни и купанье тамъ одинаковы со всѣми другими обычаями, встрѣчаемыми въ московскихъ окрестностяхъ.

Въ московскихъ окрестностяхъ ивановскiе огни зажигались на горахъ, поляхъ и по берегамъ рѣкъ. Чрезъ эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скотъ. Игры и пѣсни продолжаются до утренней зари. Замѣтимъ важное обстоятельство: великоруссы не поютъ пѣсенъ съ именемъ Купало, какъ это находимъ у малоруссовъ. Москвитяне Ивановъ день празднуютъ на трехъ горахъ. Въ Тулѣ это празднество отправлялось близь Щегловской засѣки. Вечеромъ 23 iюня крестьяне выходятъ въ поле въ чистыхъ бѣлыхъ рубашкахъ, составляютъ костры изъ хворосту; другiе приносятъ съ собою дегтярныя баклаги. Старики садятся въ кружокъ и начинаютъ чрезъ тренiе добывать огонь изъ двухъ старыхь, сухихъ деревъ. Кругомъ ихъ всѣ стоятъ въ глубокомъ молчанiи. Едва показался огонь, все ожило, запѣло и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поютъ и пляшутъ, старики сидятъ въ кружкахъ, бесѣдуютъ о старинѣ и отъ радости попиваютъ винцо. Часто случалось видѣть, какъ надъ этимъ костромъ старушки-матери сжигали сорочки, взятыя съ больныхъ дѣтей, съ полною увѣренностью, что отъ сего обряда прекратятся болѣзни. Нашъ народъ думаетъ, что перескакиванiе чрезъ огонь избавляетъ отъ очарованiя. Въ купаньи утренней росою они полагаютъ очищенiе тѣла и избавленiе отъ болѣзней. Другихъ повѣрiй мнѣ не случилось слышать. Напрасно я доискивался повѣрить на мѣстѣ остроумныя замѣчанiя нашихъ изыскательныхъ археологовъ, которые въ празднествахъ Купалы и Купальницы отыскиваютъ мифы физическiе и астрологическiе, видятъ въ нихъ почитанiе солнца и луны, находятъ благоговѣнiе къ стихiямъ природы - огню и водѣ. Нашъ народъ этого не знаетъ и не понимаетъ. Можетъ быть, или самое время истребило эти понятiя въ народѣ, или гг. археологи слишкомъ умствуютъ въ идеяхъ водопоклоненiя и травоволхвованiя. По крайней мѣрѣ остается одно вѣрнымъ, что въ этихъ идеяхъ не участвуетъ великорусскiй народъ.

Въ малорусскихъ селенiяхъ ивановскiе огни соединяются съ особенными обрядами, которыхъ нѣтъ у великорусскаго народа. Здѣсь видимъ: крапивный куст, куклу, пированiе около дерева марины; здѣсь слышимъ пѣсни съ именемъ Купало. Въ Xарьковской губернiи поселяне сбираются въ назначенное мѣсто и перепрыгиваютъ чрезъ крапивный кустъ. Въ старину перепрыгиванiе бывало чрезъ зажженную солому съ пѣснями купальскими. Другiе срубаютъ дерево марину, украшаютъ его вѣнкомъ изъ цвѣтовъ и относятъ его въ отдаленное мѣсто. Здѣсь подъ деревомъ сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подлѣ дерева ставили столъ съ горѣлкою и закусками.

Молодые, схватясь руками, ходили вокругъ дерева и пѣли пѣсни. По окончанiи игръ, снимали дерево съ пѣснями и относили къ рѣкѣ. Во время сего поѣзда пьютъ горѣлку и ѣдятъ закуски. Съ приходомъ къ рѣкѣ начинали всѣ купаться. Дерево марину потопляли въ рѣкѣ. Въ другихъ мѣстахъ куклу дѣлали не болѣе трехъ четвертей аршина, украшали цвѣточнымъ вѣнкомъ и съ ней перепрыгивали чрезъ огонь. Иные дѣлали куклу изъ соломы въ ростъ человѣка, одѣвали въ женскую рубашку, голову убирали лентами и намистами. Кукла съ именемъ Купала ставилась подлѣ дерева марины, черноклена. Женщины одѣвались въ праздничное платье, вѣнки для головы сплетались изъ цвѣтовъ и перевивались кануферомъ и другими душистыми травами. Вѣнками закрывали лица до половины. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, когда приносили дерево и куклу къ рѣкѣ, то прежде снимали съ себя вѣнки, которые или прямо бросали въ воду, или надѣвали на куклу. Другiе тайно уносили съ собой вѣнки и вѣшали ихъ въ сняхъ, для предохраненiя отъ бѣдъ и напастей. Въ селенiяхъ Подольской и Волынской губернiй, поселяне, приходя въ назначенное мѣсто, приносили съ собой вѣтвь вербы, убранной цвѣтами. Эта верба, называемая у нихъ Купайло, утверждалась въ землю, вокругъ ея ходили и пѣли купальскiя пѣсни. Послѣ пѣсенъ, дѣвицы становились подлѣ вербы, а мужчины отходили въ сторону. Потомъ вдругъ мужчины нападали на дѣвицъ, похищали вербу и обрывали ее въ клочки.

Зарыванiе травъ на Ивановъ день производится великоруссами и малоруссами. Повѣрье о цвѣтѣ папоротника или кочедыжника, цвѣтущаго огненнымъ цвѣтомъ въ Ивановскую ночь - есть общее въ народѣ. 3нахарки отыскиваютъ разрывъ-траву, терличъ и архилинъ. 0 послѣдней говорятъ, что "она ростетъ при большой рѣкѣ, срывать ее должно чрезъ золотую или серебряную гривну, а кто носитъ на себѣ, и тотъ не будетъ бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человѣка". Народъ сбираетъ свои травы: купаленку, медвѣжье ушко, богатеньку. Эту послѣднюю траву поселяне Новгородской губернiи вѣшаютъ на стѣну на имя каждаго человѣка. Чей цвѣтъ завянетъ, тотъ или умретъ, или заболѣетъ на этотъ годъ. Тихвинцы и ладожане въ истопленную баню приносятъ вѣники съ травою Иванъ-да-Марья и парятся ими на здоровье. Въ муравьиныхъ кочкахъ отыскиваютъ цѣлебное масло. Въ садахъ, подъ корнемъ чернобыльника, отыскиваютъ земляной уголь, исцѣляющiй черную немочь и падучую болѣзнь. Въ Малоруссiи сбираютъ: голубыя сокирки, красные пахучiе васильки, пунцовые черевички, панскiй макъ, желтый звѣробой, ноготки, разноцвѣтъ, мьяту, кануперъ,колокольчики, полынь. Изъ этихъ травъ свиваютъ: купальскiй вѣнокъ, а полынь носятъ подъ мышками, въ предохраненiе отъ обаянiя нечистой силы. Въ Бѣлоруссiи есть народное преданiе о мужикѣ, которому цвѣтъ папоротника попалъ въ лапоть. Этотъ счастливецъ зналъ, гдѣ закопаны были клады, гдѣ лежали деньги; но онъ его какъ-то подъ хмѣлькомъ потерялъ, а съ нимъ исчезло и все знанiе о кладахъ.

Народное преданiе о полетѣ вѣдьмъ на Лысую гору извѣстно по всей Руси. Народъ твердо увѣренъ, что онѣ въ Ивановскую ночь летаютъ на эту гору на помелахь. Малоруссы знаютъ, что они слетаются на Чортово Беремище подъ Кiевомъ. У поляковъ эта Лысая гора извѣстна подъ Сендомiромъ. Бѣлоруссы говорятъ, что сборище вѣдьмъ бываетъ на горѣ Шатрiи, гдѣ могила Альциса и гдѣ угощаетъ ихъ чародѣйка Яусперита. Подробности о вѣдьмахъ будутъ изложены въ демонологiи. Бѣлоруссы изъ предосторожности запираютъ въ Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на нихъ не поѣхали вѣдьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты отъ вѣдьмъ вѣшаютъ на окнахъ и порогахъ дверей жгучую крапиву. Великоруссы думаютъ,что съ этой ночи появляются свѣтляки- ивановскiе червячки. Дѣти, кладя ихъ на ладонь, говорятъ: Иванушка, Иванушка! полетай за Волгу, тамъ тепленько, а здѣсь холодненько. Наши огородники по обильной ивановской росѣ угадываютъ о большомъ урожаѣ огурцовъ.


И.П.САXАРОВЪ. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.

(С-Петербургъ. Издание А.С.Суворина. 1835 г.) http://www.paganism.ru/saharov.htm
sosnovka
итак, торжественно сообщаю всем, что восход Солнца состоялся!
поздравляю всех с праздником!!!!!!
Пользователь №840
Я сегодня ради этого ночь не спал.

А если серьёзно - работать по ночам приходится.
sosnovka
а я ради этого проснулась специально. птички так пели!!!!!!!! причем, даже вороны в этот хор вклинивались.
ilgen
Спасибо всем, мой доклад про празднование прошел успешно.
Особенно воодушевило всех описание чучела Ярилы.
К сожалению, сам я не праздновал, ибо пришлось работать, работать и работать...
Surfer
QUOTE
Перво-наперво, товарищ автор, выбросьте в мусорное ведро своих экстрасенсов и неоволхвов. Это всё редкостные... В общем, с кисточкой на хвосте и с копытцами. Это я Вам как учёный-славист говорю - я религиозным фольклором уже двадцать лет (больше!) занимаюсь. Потом найдите в разделе "Наука" тему "Сохранение фольклора" или как-то так - там я отвечала на вопросы трудящихся и давала ссылки на литературу, даже с адресами (труды Рыбакова - это первое, что нужно прочесть интересующимся славянским язычеством).


Такой подход уместен для написания длинных скучных текстов с глубокой проработкой вопроса. При этом, ученый-славист с двадцатилетним стажем вряд ли будет прыгать нагишом в пруд при луне (или чего там эти язычники делают?) чтобы прочувствовать всю суть. Автором темы, как мне кажется, ставились иные задачи нежели скрупулезное восстановление исторической достоверности.
Радосвет
Доброго здравия!

22 июля 2006 г. Курганская славянская община "Пламя Сварги" отпраздновала День Перуна!
Смотрите отчёт Волчеяра о Дне Перуна в Кургане:
http://plamyasvargi.narod.ru/html/skomoroh/Perun.htm
sosnovka
чего ж так далеко от нас-то?
Радосвет
QUOTE (sosnovka @ Jul 26 2006, 12:28)
чего ж так далеко от нас-то?
sosnovka
а теперь поздно. smile.gif но всё равно спасибо за информацию.
Prince
QUOTE (sosnovka @ Aug 1 2006, 18:09)
а теперь поздно. smile.gif но всё равно спасибо за информацию.

Можно внести это в электронный органайзер на следующий год, чтобы он вовремя предупредил... smile.gif
sosnovka
да зачем на следующий год? праздники еще будут, в сентябре, возможно. потом день Макоши, потом зимний Солнцеворот, и так далее.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.