Форум Академгородка, Новосибирск > Термояд, Петрик
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Термояд, Петрик
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём > Наука-lite
Магнус
Цитата(strcpy @ 04.11.2005, 22:28) *
Как известно, нефть подходит к концу. Без нефти будет парализован транспорт и автоматизированное сельское хозяйство. Будут большие проблеммы. Без нефти мы не сможем сделать компьютер, поскольку нефть - это пластмасса.

Как вы думаете, удастся ли сделать термоядерную энергию ?

Имеется ввиду практическая осуществимость термоядерного источника.


Конечно, удастся! Более того, академик Сахаров ещё 40 лет назад предлагал построить термоядерную электростанцию (ТЯЭС).
Причём сразу промышленной мощности.
Он просил выделить несколько миллиардов долларов на это дело, но ему не дали. Дескать, слишком много денег требует.
Но дело в том. что строительство обычной АЭС аналогичной мощности стоит те же самые несколько миллиардов долларов.
Так что, по сути, Сахаров предлагал построить термоядерный реактор бесплатно.
Магнус
http://www.atomic-energy.ru/news/2014/08/27/51044
Роскосмос обещает реанимировать программу по добыче лунного гелия-3 для термоядерной энергетики
27 августа 2014
Роскосмос планирует создавать роботов для добычи полезных ископаемых на Луне, говорится в тексте проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы
Технические предложения по созданию комплекса робототехнических средств для добычи и переработки минеральных ресурсов Луны, согласно документу, должны быть подготовлены к 2025 году, сообщает "Интерфакс".
По словам бывшего руководителя корпорации «Энергия» Николая Севастьянова, роботы-автоматы будут добывать на Луне гелий-3 - топливо для ядерной энергетики будущего. Вопрос истощения запасов углеводородного сырья в ближайшее время остро встанет перед человечеством.
Ныне проект отправлен в правительство, где после рассмотрения будет определена его дальнейшая судьба. На развитие проекта ученым потребуется порядка 337 миллионов рублей.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, ответственный за космическую сферу, отметил, что такие проекты действительно амбициозны, но перспективы все же имеют.


П. С. Вот тут надо обратить внимание на то, что руководители Роскосмоса рассуждают о гелии-3 как-то буднично. А ведь все знают, что физики ещё не решили проблему получения энергии из пары дейтерий-тритий. А уж о гелии-3 и вообще, вроде бы, даже намеков нету, чтобы его зажечь. Так как для гелия-3 нужна температура в 3 раза более высокая, чем для пары дейтерий-тритий. Странно, не правда ли?
Но, на мой взгляд, ничего странного в этом нет, если предположить, что они прекрасно знают про ТЯЭС системы Сахарова. В этой ТЯЭС сжигать гелий-3 нету проблем.
Скорее всего, Сахаров выложил свой проект именно после того, как наши лунники привезли лунный грунт и обнаружили, что там много изотопа гелия-3.
Я думаю, они знают и о делах КБ Королёва. А ведь именно стенах этого КБ был отдел перспективных ракетных двигателей, в котором работал академик Борис Стечкин.
А именно Стечкин придумал термоядерный ракетный двигатель (ТЯРД), в основе которого был использован именно термоядерный принцип академика Сахарова. Причем они рассказали о своих изобретениях практически одновременно.
Этот ТЯРД мог позволить летать не только к внешним планетам Солнечной системы, но и к звездам. То есть этот ТЯРД был двигателем для звездолётов. Для него Стечкин придумал совершенно необычное изобретение, которое могло позволить лететь к звездам с пустыми баками. Топливо можно собирать в процессе полёта. Причем чем быстрее космолёт будет лететь к звезде, тем больше соберет топлива. Так что вполне вероятен факт, что порой придется лишнее топливо сбрасывать или выключать сборщик топлива, так как девать его будет некуда.
Магнус
Изобретательский шаг академика Стечкина состоял в следующем – он на звездолёт придумал поставить сверхпроводящий магнит. В результате в процессе полёта заряженные ионы водорода, дейтерия, трития, гелия будут, как воронкой, собираться из межзвездного пространства и накапливаться в баках.
Ведь известно, что звезды десятки миллиардов лет нашпиговывали это пространство термоядерным топливом.
Естественно, корабль больше соберёт топлива, если будет направлен в скопления звезд. Но нас ведь именно эти скопления больше всего и интересуют, так как там больше шансов встретить братьев по разуму.
Естественно, чем быстрее будет двигаться корабль, тем больше будет собрано топлива.
Поскольку излучения. сверхпроводящая катушка будет гелиевой, то и топливо тоже будет накапливаться в жидком, или, может быть, даже в твердом виде.
Кроме того, сверхпроводящий магнит обеспечит защиту корабля от галактического излучения.

tapus'
Лайт? rolleyes.gif
Магнус
Цитата(tapus' @ 28.01.2017, 9:17) *
Лайт? rolleyes.gif


Вы кого считаете лайтом? Сахарова, Королёва или Стечкина?
Если считаете непрофессионалом меня, то напрасно. У меня в дипломе записана специальность «Энергетические установки», имеются ввиду, в том числе, и реакторы АЭС.
То есть рассуждать на тему ТЭЯС я имею право, так как это тоже энергетическая установка. Обучен.
Кстати, часто упоминаемый в Интернете Николаев Геннадий Васильевич был моим студенческим другом. Мы с ним учились в одной группе. Когда он приезжал по делам в Новосибирск, то останавливался у меня.
Магнус
http://chrdk.ru/tech/priruchennaya-plazma
Первоначально планировалось, что реактор войдет в строй в 2020 году, а первые реакции по ядерному синтезу будут осуществлены на нем не ранее 2027 года. В 2037 году планировалось закончить экспериментальную часть проекта. Однако 17 июня 2016 года стало известно, что дата получения первой плазмы на реакторе перенесена с 2020 на 2025 год. По предварительным прогнозам специалистов, промышленный вариант реактора будет готов не ранее 2060 года, а серия реакторов данного типа может быть создана лишь к концу XXI века. В ноябре 2016 года состоится заседание Совета ИТЭР, который должен принять обновленный бюджет проекта. Первоначально он составлял около 15 млрд евро.

П. С. То есть это самое "скоро" оттягивается в далёкие смутные годы. Зато распил бюджета делается в настоящий момент. А этот распил и есть самое главное в этом деле.
Ради этого и замалчивается ТЯЭС системы Сахарова.
Магнус
Термоядерные исследования мирного применения ведутся уже более 50 лет по многим направлениям.
Я однажды пришёл в одну из лабораторий и обратился с вопросом к завлабу.
Мой вопрос был такой: «Почему не проводятся работы по термояду системы Сахарова?»
Я намеренно так поставил вопрос, чтобы узнать, знает ли он хоть что-то о ТЯЭС Сахарова?
Оказалось, что знает, так как он не переспросил меня - что это за штука?
Его ответ был таков:
«Потому что перед нами стоит задача создать термоядерный реактор с непрерывным циклом сгорания топлива».
После этого уже не имело смысл о чём-либо с ним говорить и я ушел.
В науке это иногда бывает.
Например, Эдисон признавал только постоянный ток. Переменный ток он и на дух не переносил.
Но был Никола Тесла, который, наоборот, предпочитал переменный ток – именно он первым получил патент на асинхронный двигатель.
Есть ещё такая аналогия. Этот завлаб, судя по всему, из прынцыпу, не ездит на автомобиле – так как в нем двигатель использует периодические взрывы топливной смеси.
Я бы ему мог предложить свой проект ДВС с непрерывным циклом сгорания топлива, причем он основан на новом термодинамическом цикле. Есть много замечательных достоинств у этого двигателя.
Естественно, никто перед физиками не ставил проблему таким способом – непременно создать непрерывный способ сжигания термоядерного топлива. Это всего лишь данного завлаба отговорка. И отговорка физического сообщества. Государство интересует сам термояд, а не то, каким способом он будет реализован.
Я уверен, пройдет ещё 50 лет и никаких достижений в области мирного термояда не будет.
Зато наклепают множество степеней, должностей и званий. И распилят много бабла.
Европейский ITER тому наглядный пример. В нем используется ТОКАМАК.
ТОКАМАК более 60 лет назад предложил именно академик Сахаров. Но он же около 40 лет назад предложил гораздо более простой вариант ТЯЭС, причем не какой-то там демонстрационный макет, а сразу промышленной мощности. Его проект термоядерного реактора настолько прост, что там даже писать-то не о чем. И там науку не построить – надо просто накалывать ватман на кульман и рисовать. Вернее, – надо включать монитор, так как сейчас чертежи рисуют в графическом редакторе.
Есть русская поговорка: «Простота – хуже воровства».
В данном случае простота реактора Сахарова не позволит физикам воровать бабло.
Поэтому мировое физическое сообщество на его великолепное техническое решение накинуло одеяло умолчания.
Магнус
Поскольку я изобретатель, то имею право изобретать не только в области энергетических установок, но и вообще в любой области знаний. Например, первые мои изобретения относились в твердому ракетному топливу, причем, так уж получилось, но второе изобретение относилось к твердому ракетному топливу. Лет 5 назад я узнал, что мой состав совпал с составом твердого ракетного топлива, который использовался в ускорителях Шаттла. Хотя я изобрел его раньше примерно на 10 лет.
Такое совпадение у изобретателей – самое обычное дело. Например, во Франции фиксируется даже час отправки патентной заявки на почте и в спорных случаях по почтовому штемпелю и определяется приоритет.
Термоядерный реактор, похожий на Сахаровский «термояд» я сам изобрел лет примерно 25 назад, но, когда начал поиск информации, то оказалось, что Сахаров придумал его
гораздо раньше меня – примерно в 1976 г. Как раз в это время в нашей стране появились весовые количества лунного грунта и стало ясно, что на Луне много изотопа гелий-3.
Исходя из этого факта, я понял, что, скорее всего, Сахаров придумал свой термоядерный реактор гораздо раньше – просто он опубликовал эту свою идею 40 лет назад.
Надо сказать, что я вовсе не был опечален, что изобретателем ТЯЭС оказался другой человек.
Наоборот, я был очень обрадован, потому что ход моих мыслей оказался правильный!
В изобретательстве это так – автором изобретения является тот человек, который сделал это первым. А у нас признается мировая новизна, то есть изобретатель должен быть первым в мире.
Я знал изобретателя из Израиля, который отбирал наши патенты и оформлял их на своё имя в Израиле и зарабатывал на этом. У них новизна локальная, а наши изобретатели не догадались взять патент в Израиле.
Магнус
Я думаю, читатели и сами уже догадались в чем суть изобретения Сахарова.
В Советском Союзе когда-то была испытана самая маленькая в мире атомная бомба. Калибра 7,62 мм.
Это означает, что ею можно стрелять из винтовки, ствол которой имеет такой диаметр.
Снайпер с такими пулями может один держать целый фронт, даже если в атаку пойдет тьма-тьмущая китайцев.
Особо не прицеливаясь, он выстрелит в направлении атакующих и в радиусе 300 метров от эпицентра взрыва живых не останется.
Даже тех, кто сидит в блиндаже.
Если попрут танки, то эффект будет примерно тот же - живых танкистов не останется, а танки будут продолжать атаку, пока не свалятся в овраг.
Отстрелявшись на этом участке фронта, снайпер закинет винтовку на спину, сядет на мотоцикл и поедет воевать на другом участке.
Примерно так.
Ясно, что эта особенность присуща нейтронным бомбам.
А Сахаров говорил, что нейтронная бомба - это та же водородная бомба, только с сильно сниженным тротиловым эквивалентом.
Известно, что термоядерные реакции сопровождаются выделением нейтронов высокой энергии. Если такую бомбу взорвать вблизи здания, то оно сохранится, а жильцы улетят в рай.
А ведь нам усиленно парят мозги, что термоядерная бомба - это Кузькина мать и ничего более.
За все годы развития атомной отрасли США накопили всего 2000 литров изотопа гелий-3. Это потому, что в Земле гелия-3 очень мало.
Естественно, на таком количестве термоядерную энергетику не построишь.
А вот на Луне этого изотопа оказалось столько, что человечеству хватит на тысячи лет безбедного существования.
Кроме того, похоже, что на Луне - это возобновляемый ресурс.
Магнус
То есть прорыв в ядерной энергетике действительно был и сделан он был именно в нашей стране и сделан он был более 40 лет назад.
Причем этот прорыв полностью опирался на другой прорыв, начавшийся более 50 лет назад.
И назывался он так - прорыв в области космонавтики. Я вовсе не имею ввиду полёт Гагарина - это и в самом деле был великий шаг человечества.
Но уже тогда готовился ещё один великий прорыв, который резко снизил бы стоимость вывода грузов в космос, а особенно на Луну. За тем самым гелием-3.
Потому как просто лететь на Луну за знаниями или ради престижу мало толку.
Причем в основании этого прорыва стояли такие деятели, как академик Королёв, а также академик Келдыш. Келдыш в то время занимал пост Президента АН СССР.
Королёв был Главным Конструктором, а Келдыш именовался Теоретиком Космонавтики, причем он вовсе не ограничивался расчетами орбит или другими подобными делами.
Он непосредственно возглавил второй великий прорыв, о котором сейчас народ не знает ничего. На него тоже было накинуто одеяло умолчания.
Ради того, чтобы народ ничего не узнал, был зарезан на операционном столе Королёв (во время пустяковой операции). А спустя 2 года, якобы, покончил жизнь самоубийством Келдыш (был отравлен автомобильными газами в собственном гараже).
Естественно, был ещё и третий великий энергетический прорыв - конечно же, его организовал академик Курчатов. В нашей стране примерно 2 года оставалось до запуска ракеты на атомном двигателе. Имеется ввиду ракета, которая должна была с Земли стартовать на двигателе, работающем на ядерном горючем. В это дело я сделал свою небольшую лепту и даже получил 2 а.с. на изобретения, которые предназначались для использования в активной зоне реактора ЯРД (ядерного ракетного двигателя). Сейчас, конечно, ведутся работы над атомным буксиром, но он будет выводиться на орбиту и только там включаться в работу по доставке различных объектов на Луну, Марс или другие объекты Солнечной системы. Кстати, именно этот атомный буксир позволит доставить объект до Марса за 1 месяц. Месяц он подождёт на орбите Марса и за следующий месяц вернется на земную орбиту. То есть вся экспедиция за знаниями обернется за 3 месяца. А не за 3 года, если использовать обычное топливо. То есть полёт на Марс станет вполне достижимым.
Тем не менее, в этом месяце отмечали 110-летие со дня рождения Королёва и в воспоминаниях спецов на телеканале 1TV было сказано, что Королёв планировал полёт на Марс на 1974 год.
Вполне возможный, между прочим, срок. При напоре, которым обладали Королёв и Келдыш.
Магнус
После предыдущих постов любому продвинутому пользователю всё станет ясно - в чем суть изобретения академика Сахарова.
Дальше, как грится, - дело техники.
Температура инициируется миниатюрной атомной бомбой, причём, что характерно - давление в момент взрыва там охеренное.
Там давление в зоне реакции измеряется миллионами атмосфер, хотя и на короткое время.
А нам много времени и не надобно - термоядерный процесс тоже идет одно мгновение.
Туда подсунь баллончик в гелием-3 - и он будет гореть за милую душу, так как температура тоже охеренная.
Это Вам не ТОКАМАК или стелларатор, в которых плазму пытаются зажечь в вакууме.
Если в Гугле кинуть слова "калифорниевая пуля", то много можно инфы накопать.
Но в основном это будет враньё, причем туда дезу капают намеренно.
Особенно, когда дело касается критической массы изотопов калифорния - тут до правды в Интернете докопаться трудно. Обычно пишут, что критическая масса у калифорния 5 кг или больше.
Впихнуть такую массу в пулу не получится. Но дело в том, что имеется много изотопов калифорния - вполне может быть, что существует изотоп и с критической массой 5 кг.
Но есть изотоп калифорния, у которого критическая масса 0,5 грамма - вот это уже горячо! На таком изотопе вполне можно изладить пулю калибра 7,62 мм.
Но у такого изотопа есть скверное качество - его период полураспада 56 дней. То есть боеприпаса на нем не накопишь. Да и охлаждать его постоянно надобно, так как много энергии выделяется при простом хранении.
Но для ТЯЭС короткоживучий изотоп - до лампочки. Изладил и сразу используй - качай термоядерную энергию.
То есть рядом с реактором ТЯЭС будет построен маленький свечной заводик, на котором эти самые свечи и будут изготовлять.
Я не говорю. что обязательно этот изотоп калифорния Сахаров хотел использовать. Я этот пример привел только для демонстрации возможностей мирного термояда.
Использовать надо самый дешевый изотоп, так как вопрос экономики здесь стоит на первом месте. Есть ещё изотопы берклия... Да и мало ли ещё есть какие другие изотопы...
По своему проекту я планировал копать шахту, опущать туды камеру с водяным охлаждением, и периодически взрывать в этой камере маленькие нейтронные бомбочки.
Скока надо энергии - стока и взрывай бомбочек. Естественно, в камере можно создать технический вакуум, чтобы свести тротиловый эквивалент почти к нулю.
Вся энергия, какой бы она ни была - осядет на стенках камеры. Это гамма-излучение, электронные потоки, нейтронные и протонные лучи, различные осколки - вся их энергия превратится в тепло. Другого исхода просто не существует. Только энергию нейтрино невозможно использовать, так как нейтрино свободно пролетает Земной шар, не задерживаясь. Но это небольшой процент.
То есть в стенки камеры закачивай воду, превращай её в пар, перегревай пар и подавай в турбину. Качай энергию.
Причем такой реактор не только ТЯЭС, но и одновременно это ещё и АЭС, так как вся энергия самого атомного заряда тоже уходит для сугрева воды.
Но Сахаров сразу пошёл дальше - он предложил не закапывать взрывкамеру в подземелье, а строить её на поверхности земли. А для радиационной защиты насыпать на взрывкамеру курган из земли.
Принципиальная разница такой конструкции в том, что в такую камеру можно закатывать контейнеры с радиоактивными отходами и держать их там до тех пор, пока все отходы превратятся в стабильные элементы. То есть будут нейтрализованы. Нейтрализацию будут производить нейтроны высокой энергии. Да и протоны высокой энергии тоже не лыком шиты - тоже посодействуют.
Цимус здесь состоит в том, что радиоактивные отходы тоже будут ток давать! Тут всё по Аркадию Райкину - у него даже балерина, вращаясь вокруг своей оси, могла ток давать!
Причем отходам и деваться-то некуды - они вынуждены всю свою энергию отдавать, чтобы ток дать!
А, если камеру ещё и теплоизолировать снаружи, то и вообще тепло почти не будет теряться и почти вся энергия термояда превратиться в ток.
Магнус
Вообще утилизация РАО (радиоактивных отходов) – это даже не проблема, а проблемища!
Термояд Сахарова может окупить все расходы на одном только этом мероприятии.
Могильники РАО придётся опекать тысячи лет, так как там есть весьма долгоживучие изотопы.
Вот пример хранилища РАО в Юкка-Маунтин (США).
Цитирую из Википедии:
[i] К 2008 году на проект было израсходовано около $9 млрд. Предположительно стоимость эксплуатации репозитория в течение следующих 100 лет может достигнуть $90 млрд.

Проблему утилизации отходов РАО евро- и амерогеи отчасти сейчас решают весьма оригинальным способом.
Как тока 22 февраля 2013 г. прогремела бандеровская революция в Киеве, так через неделю к границе Украины подогнали поезда с РАО. Потом границу открыли и поезда пошли в Чернобыль.
В Чернобыле контейнеры ставят прямо на поверхности. И рядом с Киевом. Причем контейнеры запрещено вскрывать и нельзя интересоваться его конструкцией.
Такие же контейнеры амерогеи навязали нам в лихие 90-е годы. На Урале на деньги амеров было построено 17-этажное хранилище РАО, в котором отходы должны храниться в амероконтейнерах. Я уверен, в них заложены мины, которые можно подорвать по спутниковому телефону.
А вот у себя в Юкка-Маунтине (в пустыне Невада) хранилище РАО американцы строят в скальном грунте на глубине 300 м в горном хребте. От пола этого хранилища еще более 300 м до уровня грунтовых вод. До ближайшего города Лас-Вегас там около 130 км...
А Чернобыль рядом с Киевом. То есть амеро- и еврогеи закладывают радиоактивную мину под весь славянский мир. Прибалтике и другим соседям тоже мало не покажется.
Да и сам Чернобыль – это работа врагов народа, которую они начали делать уже на нулевом цикле строительства. Они не закладывали динамит – в нем смысла немного, так как сам реактор является неплохой взрывчаткой. Один из руководителей 4-го реакторного цеха так говорил мне по телефону спустя несколько дней после катастрофы: «Там ямы не было».
Ужас этих слов может понять только реакторщик. То есть в критических ситуациях все ТВЭЛы должны были автоматически сброшены в яму. А её не построили – об этом диверсанты и позаботились. Ну и, конечно, потребовалось ещё загнать реактор в надкритический режим – тут всё расписано правильно. Вот только об яме глухо молчат.
Магнус
И ещё с одним Чернобыльским фактом я столкнулся уже в Академгородке.
Один сотрудник рассказывал, что он должен был получить квартиру, но заселение дома отменили, так как надо было принимать беженцев из Чернобыля и Киева.
Фокус в том, что это было перед аварией.
То есть враги народа фактически работали в открытую.
Но гораздо более масштабную катастрофу диверсанты хотели устроить немного позднее в Арзамасе. Они взорвали поезд с динамитом.
Я там разговаривал с милиционером из Первомайска, который участвовал в ликвидации последствий.
Здесь фокус в том, что взорваться он должен был рядом с составом, в котором везли ядерные боеголовки для Северного Флота, но этот состав ушел со станции буквально за минуту до этого события. Что-то у диверсантов там не состыковалось.
Магнус
Но, однако, отвлекся на разную ерунду. Писать-то ведь надо об термоядерной энергетике.
Допустим, что у физиков всё получится с термоядом и они смогут получить на ТОКАМАКе, на стеллараторе, на лазерном термояде и прочих установках нужную температуру и смогут получить энергии больше, чем затратили на работу самих этих установок. Ведь демонстрационный пуск и означает именно это – получить избыток энергии. Казалось бы, проблема решена и вперед…?
Да ничего подобного! Надо решить ещё кучу проблем и самая главная из них – гавно под названием тритий. А реализовать придется именно реакцию: дейтерий+тритий.
Но дело в том, что тритий радиоактивен. Ведь это изотоп водорода, а водород норовит влезть во все дырки. То есть всё оборудование внутри зоны реакции станет радиоактивным и ремонтировать его будет просто невозможно. А, как на грех, сложность термоядерных реакторов запредельная – чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть фотки с натуры. Любая железяка или стекляшка может сломаться и её надо заменять.
То есть надо останавливать реактор, проводить длительное обезгаживание от трития, то есть детритинизацию.
Поэтому совсем недаром европейские физики внедрение термояда откладывают на конец века – выше я уже приводил ссылку.
У нас 30 лет назад уже звенела пресса о демонстрационном термояде, который строили в Подмосковье, в Троицком. Я тогда был конструктором 1 категории и разрабатывал кое-какое оборудование для этого проекта. Сейчас об этом проекте скромно замолчали – до трития они так и не добрались.
Кроме того, поскольку в упомянутой выше реакции выделяются избыточные нейтроны, то в конструкционных материалах появляется наведенная радиоактивность. А её уже вакуумными насосами не откачаешь.
Поэтому недаром Сахарова так обрадовала новость о наличии гелия-3 в лунном грунте – в этой реакции образуются лишние протоны, которым трудно внедриться в адра конструкционных материалов.
Кстати, американцы гелий-3 как-то умудрились просмотреть, хотя, вроде бы, привезли с Луны 384 кг лунного грунта. Когда это вскрылось, то им пришлось придумать легенду, дескать, гелий-3 в лунном грунте обнаружил один физик у себя в гараже. Только вот одна проблема тут проглядывается – как ему удалось затащить в свой гараж масс-спектрометр? Уж больно габаритный этот агрегат. И где он его прикупил? Есть проблема и другая – как удалось физику стащить этот лунный грунт для личного потребления, так как в США незамедлительно за такие дела содют в тюрьму. Прецеденты были.
В лунном мероприятии Аполлон имеется ещё один подобный сюжет (всего их насчитали более двадцати). После анализа советского лунного грунта наша учёная Ахманова обнаружила, что воды в лунном грунте в миллион раз больше, чем намерили американцы. Причем она опубликовала статью, в том числе, и на английском языке. Но эту статью западники упорно не замечали десятки лет.
Более того, Ахманова доказала, что количество воды в Луне увеличивается с увеличением глубины бурения. Американцы бурили до 4-х метров и ничего не обнаружили.
А наша Луна-24 пробурила Луну на глубину 2 метра и этот керн доставила на Землю. Я разговаривал с одним профессором из Новосибирска, к которому специалисты-разработчики Луны-24 приезжали для консультаций именно по вопросу об устройстве для лунного бурения. Его совет спецам пригодился.
То есть у нас имеется информация о содержании на Луне также и изотопа гелий-3 на глубине до двух метров.
Магнус
У термоядерной энергетики на основе гелия-3 крутой является проблема доставки оборудования на Луну для добычи. Конечно, можно сидеть на диване и дождаться, пока ракетчики отгрохают большую ракету, испытают её, а потом начнут всё необходимое оборудование возить на Луну. Но у этого способа есть недостатки, например, количество каши в тарелке может уменьшится. Да и вообще - диван придется продать и сидеть придется на колченогой табуретке.
Но есть и другой путь – придумать какой-то другой способ достижения Луны.
Как ни странно, но такие способы иногда удается найти. Я сейчас опишу лишь один способ из многих других, а читатели пусть сами оценят насколько он реален. Во всяком случае, небесной механике он не противоречит. На мой взгляд, он абсолютно реален и наша страна может оказаться на поверхности Луны буквально через 2-3 года при той ракетной технике, которая у нас сейчас имеется. Итак, буду писать по этапам:
1. На круговую орбиту вокруг Луны высотой 100 км запускаем аппарат типа «Зонд». Я думаю, тут вряд ли могут быть возражения, так как «Зонды» до Луны уже летали. И даже возвращались.
2. Раскручиваем «Зонд» вокруг собственной оси, параллельной оси вращения самого «Зонда» вокруг Луны. Тут возражений тоже не может быть никаких, так как «Зонд» на орбите можно раскрутить вообще вокруг любой произвольно выбранной оси.
3. Отделяем орбитальный отсек от спускаемого отсека, соединив их тросом. Для проведения первого эксперимента делаем так, чтобы масса каждого отсека была одинаковой. Поскольку «Зонд» вращается вокруг своей оси, то появляются центробежные силы, которые натянут трос. В такой системе центр масс будет находиться на середине троса. Начинаем увеличивать линейную скорость каждого отсека – лучше всего это делать с помощью ионных двигателей, работающих от солнечных батарей.
4. Если теперь лебедкой выпускать трос, то отсеки будут удаляться друг от друга и уменьшать свою угловую скорость. В таком разе опять включим ионные двигатели и снова увеличим линейную скорость. Вот так, действуя этапами, мы должны увеличить линейную скорость обеих отсеков до 1,7 км/сек при длине выпущенного троса около 200 км.
5. После этого отсек, оказавшийся внизу, ляжет на лунный грунт и можно спокойно собирать камни или реголит. Это и есть посадка на Луну. Как видим, без всякой премудрой и весьма ненадежной техники и электроники мы оказались на поверхности Луны. Да и топлива мы затратим мизер!
6. У этого способа есть некоторые особенности. Отсек будет находиться на поверхности несколько минут – потом он опять начнет подниматься вверх и достигнет верхней точки на высоте 200 км. Но зато на Луне в тот момент окажется второй отсек, который также соберет камни и реголит. Вот так поочередно отсеки будут садиться на Луну. Я эту систему иногда называю Лунным колесом. Это как бы колесо, которое катится по лунной поверхности. Я советую читателю покатать велосипедное колесо или что-то круглое по столу и убедиться, отсеки будут касаться Луны с нулевой скоростью. За один оборот вокруг Луны отсеки коснутся её поверхности 38 раз, причем половина касаний будет совершена на обратной стороне Луны. Если за один раз забирать 1 кг лунного грунта, то за один оборот вокруг Луны можно насобирать 380 кг лунного грунта. За 10 оборотов будет собрано 3,8 тонны грунта. Такого количества ученым всего мира хватит на многие десятилетия исследований.
7. Действуя в обратном порядке, мы оба отсека поднимаем на орбиту и стыкуем.
8. Но мы можем точно также раскрутить не 2 отсека, а 4, 6, 8 и вообще любое количество отсеков. Это будет система, которая будет весьма дёшево доставлять лунный грунт с поверхности на орбиту. Эту систему уже придется называть Лунной каруселью.
9. В Институте космических исследований даже придумали вторую тросовую систему, которая будет доставлять грузы от лунной орбиты до земной и обратно. То есть доехать до лунной орбиты можно почти не тратя топлива. Всё очень даже просто и понятно. Центр масс второй тросовой системы будет вечно вращаться по вытянутой орбите, охватывающей Землю и Луну. Забрав груз (например, лунный бульдозер) на земной орбите, система отдаст его на лунной, а взамен получит лунный грунт, который доставит к Земле. Такой обмен равновесие системы не нарушит, если, конечно, вес бульдозера будет в точности равен весу контейнера. Точно также и Лунное колесо посадит лунный бульдозер на поверхность Луны, отцепит его, а взамен подцепит контейнер с грунтом такого же веса. В этом случае равновесие системы тоже не нарушится и она поднимет контейнер вверх, а там обменяется со второй тросовой системой. Более того, учёные пишут и о третьей тросовой системе, которая будет доставлять грузы с поверхности Земли на её орбиту и обратно. Но это уже труднее понять, так как земная атмосфера вносит свои коррективы. Да и радиационные пояса дадут дрозда.
Магнус
То, что я написал в предыдущем сообщении – это вовсе не мои выдумки. Я здесь всего лишь, как мог, попытался изложить идеи тросовой космонавтики в популярном изложении.
Основателем тросовой космонавтики является Циолковский, который в книге от 1895 г. писал о том, что надо 2 корабля на орбите соединить цепью и раскрутить. И тогда будет хорошо, так как появится искусственная тяжесть. Сейчас это называется динамической тросовой системой.
Практические и теоретические работы в этом направлении вели Королёв и Келдыш. Королёв уже намечал проведение на орбите тросовых экспериментов. Готовились 4 ракеты для этих целей. 50 лет назад эксперименты намечали проводить с кораблями «Восход». более того, космонавты уже сидели на чемодане в ожидании команды для выезда на аэродром. А в следующих двух экспериментах хотели применять корабли «Союз».
Более того, я уверен, что сама конструкция корабля «Союз» изначально предусматривала возможность использования тросовой технологии. Он состоит из двух отсеков и в каждом своя система жизнеобеспечения. И вообще – в этих отсеках всё задублировано. Американцы, европейцы или японцы таких кораблей никогда не строили. Китайцы строили, но они просто скопировали с наших кораблей, не понимая для чего такая конструкция.
К кораблю «Союз» достаточно присовокупить лебёдку с тросом и можно проводить тросовый эксперимент на земной орбите, чтобы отрабатывать технологию раскрутки. В спускаемом отсеке будут находиться два космонавта, в орбитальном – один. Можно раскрутить тросовую систему, а потом свернуть её.
Надо обратить внимание, что «Зонд» является копией «Союза». То есть, накопив опыт раскручивания тросовой системы на земной орбите, можно посылать космонавтов в «Зонде» на лунную орбиту и садить на Луну. Нет никакой особой необходимости космонавту вылазить из отсека – достаточно вытянуть руку и захватить камень или реголит, а затем через небольшой шлюз ввести его в корабль.
Хотя выход космонавта на поверхность Луны тоже предусматривался, но предварительно в определенную точку намечали посадить в автоматическом режиме корабль и Луноход, чтобы доставить космонавта от места схода из отсека к месту старта.
Выход на Луну был нужен исключительно для престижу. Потому как коснуться Луны рукой – это одно достижение, а встать на неё ногой и сделать шаги – другое. Наука была бы полностью удовлетворена, если космонавт высунет руку и схватит на Луне образцы. Тем более, если это будет сделано под контролем видеокамеры - тогда ученые с Земли могут подсказывать космонавту какой лунный камень им интересен.
Всё теоретическое обоснование тросовой космонавтики обеспечивал Келдыш. Конечно, он сам не рисовал формулы, а посадил в своём Институте прикладной математики своих сотрудников. В данном случае мне известно об нескольких таких сотрудниках, которые разрабатывали эти вопросы.
Например, это Владимир Белецкий. Он на эту тему написал кандидатскую и докторскую диссертации, причем в обоих случаях у него научным руководителем был Келдыш.
Белецкий стал Заслуженным профессором МГУ, он там работал на кафедре теоретической механики. А небесная механика как раз и является разделом теоретической механики.
Сейчас Белецкий является в нашей стране ведущим специалистом в области тросовой космонавтики.
О других специалистах я напишу позже.
Тросовая космонавтика целиком зависит от тросов. Стальные тросы для этой цели не подходят, так как у них малая прочность и большой вес.
Скорее всего, по инициативе Келдыша в нашей Академии наук в 1964 г. были начаты работы по созданию других типов тросов. В США работы в этом направлении тоже начались в это время.
За основу была взята паутина. Вскоре в США была разработана технология производства тросов из кевлара. В нашей стране был создан материал СВМ, который оказался прочнее кевлара на 40 %. СВМ полностью подходил для проведения посадок на Луну. А сейчас уже есть трос из зайлона, который прочнее кевлара в несколько раз. И уже есть трос из дайнима, который в 2 раза прочнее зайлона. Эти тросы в 6-7 раз легче стального.
Хотя ресурс паутины тоже еще не исчерпан. Недавно на Мадагаскаре был обнаружен паук Дарвина, который строит паутину через реки и даже через озёра. Их паутина в 10 раз прочнее кевлара.
И уже есть тросы из углеродного нановолокна, который будет в 127 раз прочнее стального.
Он будет плавать на воде. Иногда некоторые исследователи даже пишут, что такое волокно в 1000 раз прочнее стали – это потому, что связь обеспечивают не молекулярные силы, а атомные силы. Примером атомных сил является алмаз.
Фактически углеродное нановолокно – это алмаз, раскатанный в трубку с толщиной стенки, равной толщине одного атома углерода. Стенка нанотрубки похожа на пчелиные соты.
То есть тросы для динамических тросов имеются. А с лебедкой вообще проблем нету.
А больше там ничего нового и нету.
Магнус
Чтобы не быть голословным, дам ссылку, хотя в ней дано несколько однобокое толкование динамической тросовой системы.

http://www.vz.ru/news/2012/4/8/573411.html
Российские ученые предложили дешевый способ доставки грузов на Луну
19 Декабрь 2012
Ученые Института космических исследований (ИКИ) РАН разработали способ более дешевой доставки грузов с Земли на Луну при помощи построения группировки орбитальных тросовых систем и теперь изучают варианты исполнения проекта, уведомил в воскресенье руководитель пресс-службы ИКИ РАН Юрий Зайцев.

«Каждая такая система представляет собой связку из 2-х космических аппаратов, соединенных тросом. Ее центр масс движется по заданной орбите, а сама связка вращается подобно огромной праще. Если в какой-то момент от одного космического аппарата связки отделить „груз“, то за счет высвобождения энергии вращения „пращи“ ему сообщается поступательное движение», — сказал Зайцев «Интерфаксу».

С его слов, «наиболее приемлемым вариантом транспортной системы „Земля-Луна“ будет комплекс из 3-х тросовых систем». «Две находятся на околоземных орбитах — круговой и эллиптической, и еще одна — на орбите около Луны. Управляемые перемещения груза от одной тросовой системы к другой превращает их в единую транспортную артерию», — сказал эксперт. Он обратил внимание, что эта научная идея имеет некоторые общие элементы с проектом так называемого «космического лифта», который предполагает доставку грузов на околоземную орбиту при помощи сверхпрочных и сверхдлинных тросовых систем.

«Конечно, это будет не „космический лифт“ в традиционном его понимании. Но такая тросовая транспортная система будет иметь массу в 28 раз меньшую, чем груз, который она способна доставить с Земли на Луну», — сказал эксперт.

При этом, с его слов, «сегодня традиционные ракетные методы перевозки только топлива требуют в 16 раз больше, чем доставляемый груз». «И самое важное, для такой системы не требуются сверхпрочные тросы, на создание которых следует потратить десятки млрд. $ и без особой надежды на успех», — добавил эксперт.
Магнус
В предыдущей ссылке я прокомментирую пару абзацев, так как, на мой взгляд, эксперт не вполне понимает текущий момент:
«Конечно, это будет не „космический лифт” в традиционном его понимании. Но такая тросовая транспортная система будет иметь массу в 28 раз меньшую, чем груз, который она способна доставить с Земли на Луну», — сказал эксперт.

При этом, с его слов, «сегодня традиционные ракетные методы перевозки только топлива требуют в 16 раз больше, чем доставляемый груз». «И самое важное, для такой системы не требуются сверхпрочные тросы, на создание которых следует потратить десятки млрд. $ и без особой надежды на успех», — добавил эксперт».


Тут эксперт малость не понимает состояние дел в области космических лифтов.
Вообще понятие «космический лифт» тоже связывают с Циолковским, который упоминал об этом в той же книжке, где писал о связанных цепью двух кораблях для создания искусственной тяжести. Там он также предлагал построить башню до синхронной орбиты по типу Эйфелевой башни. Высота такой башни 36 тыс. км.
В 1910 г. молодой инженер Фридрих Цандер придумал Лунный лифт, который должен был опущен из точки либрации L1 до поверхности Луны и там закреплен. Длина его более 60 тыс. километров. Несколько позже, уже при Советской власти, он подсчитал, сколько потребуется самого прочного стального троса для этого космического лифта. Получилось, что всей производимой на Земле стали не хватит для его строительства. Потом он возглавил ГИРД, а Королёв стал у него заместителем. То есть понятно откуда Королев заразился тросами.
Сейчас ситуация переменилась. Для Лунного лифта вполне подходит трос из зайлона.
Один американец подсчитал, что для этого достаточно 6 кубометров зайлона, 1 старт ракеты и 800 млн. долл. То есть это вполне подъемные цифры. По этому тросу можно доставлять с Луны груз с гелием-3 весом несколько сот кг. Но ведь можно опустить ещё нити, потом послать робота, который сплетет из нитей ленту, по которой можно поднимать уже тонны гелия-3. А это уже весомые количества, на которых можно начинать строить ТЯЭС системы Сахарова порядочной мощности.
Появится порядочная прибыль…
Доставлять полезный груз на Землю из точки либрации L1 совсем уж просто – достаточно капсулу толкнуть ногой в сторону Земли.
А дайним ещё больше подходит. А там, глядишь, и пауки Дарвина протянут свою паутину до Луны.
Магнус
Другого сотрудника Института прикладной математики им. Келдыша, который работал в области тросовой космонавтики зовут Юрий Садов. Он профессор, доктор наук.
Недавно он поместил в Интернете видео, в котором говорит, что для вывода на синхронную орбиту по космическому лифту 1 кг груза достаточно затратить энергии на сумму 100 руб. То есть 1,5 цента.
А сейчас вывод 1 кг груза на низкую орбиту обходится в 20 тыс. долл. А, если выводить на синхронную, то будет стоить более 50 тыс. долл.
Вот такие соотношения цифр!
Садов придумал секционный космический лифт, в котором использовал идеи инженера Шухова. Его секции похожи на башню Шухова. То есть внутри будет носиться лифт, а на наружной поверхности лифта можно навешать разное оборудование для космических целей. В том числе и солнечные батареи, которые будут энергию посылать на Землю.
Одна беда у этого троса – углеродное нановолокно покамест находится в самом начале своей разработки. Хотя первые километры нитей, вроде бы, уже сделали.

http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/.....inoi-v-kilometr
Карбоновые нанотрубки: нанонити длиной в километр
Специальные технологии производства позволяют создавать нити и листы из углеродных нанотрубок размером в миллионы раз больше их самих.
Полученные сведения о структурных, тепловых и электрических свойствах молекул углерода цилиндрической формы, означали что, в теории, эти молекулы могут быть использованы для изготовления невероятно прочных структур, таких как, например, космический лифт, который должен будет простираться на 62 000 миль от поверхности Земли, или уникальные компактные и быстрые цифровые компьютеры. Однако на практике было очень трудно выпускать в промышленных масштабах нанотрубки такой длины, чтобы можно было делать такие удивительные вещи.
Теперь же компания Nanocomp Technologies (Concord, New Hampshire) пытается приблизить будущее, массово производя нити и листы, сделанные из углеродных нанотрубок.
Магнус
http://www.newizv.ru/society/2013-09-06/.....urij-sadov.html
«Килограмм груза на космическом лифте можно будет отправить на орбиту за 100 рублей»

Космический лифт профессора Садова
Интервью с Юрием Андреевичем Садовым, научным сотрудником Института прикладной математики им. Келдыша.
Для того, чтобы вывести на орбиту 1 кг груза надо израсходовать 100 кг топлива на создание тяги. Сейчас вывод 1 кг груза стоит 20 тыс. долл.
Трос дает опору, поэтому тратить топливо не нужно - нужно расходовать энергию.
Для поднятия 1 кг груза надо истратить 15 КВт энергии, то есть 100 руб.
Магнус
Одним из ведущих специалистов в области графена и углеродных нанотрубок является Виктор Петрик. Хотя его и обошли при присвоении Нобелевской премии, но в науке такое наказание строптивых личностей и новаторов является самым обычным явлением.
Писатель А.П.Чехов в своей «Записной книжке» № 1, стр. 130, записал такую свою мысль:
«Народ всё новое и полезное ненавидит и презирает».
А академики и прочие член-корры ведь это тоже часть нашего народа.
Существование академиков-новаторов только подтверждает эту мысль врача и писателя.
Например, при выборах в академики Курчатова, другие академики его забаллотировали – ему накатали черных шаров по самое не могу.
Тогда Сталин распорядился выделить ещё одну вакансию и заставил Академию Наук снова проголосовать.
Курчатов, наконец-то, стал академиком.
Поэтому Сталин имел полное право сказать на Политбюро:
«Это ми зделали Курчатова акадэмиком!».
Академик Микулин был конструктором авиадвигателей – самый массовый самолёт ИЛ-2 имел его двигатель. Двигатели ТУ-104 тоже его.
Он получил звание Героя Соцтруда № 3. № 1 был присвоен Сталину, а № 2 – изобретателю пулемёта Дегтяреву.
Микулину нужны были клапана с закалкой в натрии, но никто из чиновников не хотел заниматься этим вонючим делом.
Пришлось написать письмо Сталину. Сталин собрал Политбюро и сделал там такое внушение:
«Если товарищ акадэмик Микулин скажэт, что клапана надо дэлать из бриллиантов и это будэт полэзно для нашэй авиации – будэм дэлать из бриллиантов».
После этого Микулину никто уже не посмел мешать и в других делах. Пока Сталин не умер.
После смерти Сталина для Микулина начались черные времена. Видать нервный был. Вскоре его списали (в 55 лет) по сердечной болезни - врачи ему давали срок жизни не более 2-х лет.
Ему пришлось самому заняться своим здоровьем и он придумал свой способ снятия сердечного приступа. Элементарный способ! Что и продлило ему срок жизни до 90 лет.

http://vpetrik.com/en/project/uglerodnye_nanotrubki
УГЛЕРОДНЫЕ НАНОТРУБКИ
В специальной литературе приводится немало примеров уникальности их свойств. Нанотрубки в 50 тысяч раз тоньше человеческого волоса, в 1000 раз прочнее стали и намного легче пластика. Химическая стабильность, механическая прочность и меняющаяся (в зависимости от заданных параметров) электропроводность нанотрубок определяют широкий спектр их практического применения в наномасштабных материаловедении, электронике и прикладной химии.
Магнус
Хотя академик Сахаров и был автором ТОКАМАКА, тем не менее, потом он предложил совсем другое направление развития мирного термояда.
Не доверять ему как-то язык не поворачивается, тем более, что он своих Героев Соцтруда как раз и заработал, создавая не только атомные, но и термоядерные, а так же, хуже того, - нейтронные бомбы.
Правда, потом у него всех этих трёх Героев Соцтруда отобрали, а его самого отправили в ссылку.
Но странно то, что его атомные, термоядерные и, хуже того, - нейтронные бомбы, никто не выкинул на техническую свалку истории. Более того, некоторые из этих бомб поставили на серийное производство.
ПалСемёныч
тихо сам с собою я веду беседу?
Ваше основное достижение в том, чтоб узнать кто был чего автором, где сидел и как это в нанотрубку засунуть?

Литий - там наше всё.
alex2000
Цитата(Магнус @ 31.01.2017, 6:53) *
Одним из ведущих специалистов в области графена и углеродных нанотрубок является Виктор Петрик.

Это мы давно читали и даже видео тут смотрели. Чем исчо повеселите публику?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.