Как поведет себя не останавливаемый носорог, столкнувшись с непробиваемой стеной? О чем думает песчинка – одна в косной груде песка? Что чувствует камерная личность, поставленная в центр массовых политических мистерий?

Игорь Аксенов – человек совсем не публичный. Между тем, он десятилетиями являлся центральной фигурой политических маевок и Недель интернациональной солидарности, составивших в советскую эпоху славу Новосибирского научного центра.

Как личность Игорь сформировался в университете, любимом ребенке Академгородка. Когда-то в дружественном академическом кругу я сравнил Городок с Солярисом, и классики (они еще существовали тогда) оживились. Один из академиков воскликнул: «Так ведь Солярис – он такие штуки выделывал!»

Городок всегда возвращал посланные ему сигналы – в «превращенном» виде – и никогда ничего не забывал. Массовые политические действа, которые университет развертывал в самом его центре, Городок воспринял сначала иронически, а потом впитал в себя и запомнил.

В условиях прогрессировавшей тогда в СССР государственной энтропии и незримого, но явственного распада общественных связей маевки и интернедели были победоносны. Они были глотками свободы. Может быть, они несли в себе семена будущего возрождения. А где ты встретишь новый день России – в состарившемся Академгородке или в далекой от него Новой Зеландии – не суть важно.

Идеология – это система взглядов, внедряемых в массовое сознание с тем, чтобы оно функционировало в режиме наибольшего благоприятствования для тех, кто имеет собственность и власть. Пропаганда – технология внедрения. Агитация – когда выпячивается или абсолютизируется что-то одно, и с этим – «вперед» и «ура».

Игорь не идеолог, не пропагандист и тем более не «агитатор, горлан, главарь». Он просто рисует мир таким, каким он его видит. Я надеюсь, что видит он его объективно. Он никогда не выполнял ни государственных, ни партийных заказов. Он писал свои плакаты, как пишут музыку – вдохновенно, задумчиво и уединенно.

Недоучившийся математик, он self-mademan – человек, который сам себя сделал. Не в том только смысле, что поставил себя на ноги. Сделал себя необходимым, незаменимым в том деле, которому отдал большую часть жизни. И для друзей. Хорошо сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Легко найти друзей, готовых нам помочь. Трудно заслужить друзей, требующих нашей помощи».

Многие тупики связаны, вероятно, с неверной точкой отсчета. Поверхностный либерализм ставит в центр мироздания «Я», между тем, как «Я» есть частный случай универсального понятия «человеческий род». С него и следует начинать. Игорь интуитивно из этого всегда и исходит. Из единства человеческого рода.

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».

Иногда мне кажется, что Господь Бог – это маленький мальчик, терпеливо выдувающий множества разноцветных мыльных шариков и лишь искоса наблюдающий за их полетами. А потом шарики исчезают.

Когда художнику приходит черед предстать перед Вседержителем, печальным и бесстрастным, бедняга держит в трепетной немеющей руке свои работы.

Справки по телефону: 330-12-08