Форум Академгородка, Новосибирск > Krzysztof Penderecki — w przededniu wizyty
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Krzysztof Penderecki — w przededniu wizyty
Форум Академгородка, Новосибирск > Хобби и увлечения > Музыка > Классика
Guru Permanga Nat
Накануне приезда в Новосибирск одного из самых выдающихся композиторов современности хорошо бы подготовиться — напр., посредством предварительного прослушивания его сочинений. К сожалению, в здешнем архиве не больно много нашлось. Предлагаю вниманию почтеннейшей публики чего нашёл по своим сусекам. Первым номером в обменник выкладывается «Космогония».

Kosmogonia na 3 głosy solowe, chór mieszany i orkiestrę symfoniczną (1970).
Wykonawcy:
Stefania Woytowicz, sopran;
Kazimierz Pustelak, tenor;
Bernard Ładysz, bas.
Chór i orkiestra symfoniczna Filharmonii narodowej (Warszawa).
Kierownik choru: Józef Bok.
Dyrygent: Andrzej Markowski.


Космогония для трёх солистов, смешанного хора и симфонического оркестра написана по заказу ООН в честь её двадцатипятилетия и впервые исполнена в большом зале заседаний ООН в Нью-Йорке 22 ноября 1970. Состоит из двух частей, исполняющихся attacca: «Arché» на слова Коперника, Николая Кузанского, Лукреция и книги Бытия и «Apeiron» на слова Софокла, Овидия, Лукреция, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Гагарина и Гленна. Исполняется на латинском, итальянском, русском и английском языках.
Стэфания Войтович, сопрано; Казимеж Пустэляк, тенор, Бернард Ладыш, бас; хор и симфонический оркестр Национальной филармонии (Варшава); хормейстер Юзеф Бок, дирижёр Анджей Марковски.

Guru Permanga Nat
Далее — «Пробуждение Иакова».

Przebudzenie Jakuba na orkiestrę symfoniczną (1974).
Dresdner Philharmonie. Dyrygent: Herbert Kegel.


Пробуждение Иакова для симфонического оркестра написано по заказу князя Ренье III (Rainier III) в честь пятисотлетия княжества Монако и впервые исполнено 14 августа 1974 в Монте-Карло. Название отсылает к ветхозаветной цитате (Быт 28:16; в синодальном переводе: «Иаков пробудился от сна своего и сказал: „Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!“»).
Исполняет Дрезденский филармонический оркестр, дирижёр Герберт Кегель. Записано в 1981 в студии церкви св. Луки в Дрездене (Studio Lukaskirche, Dresden).
Пётр_Сергеевич
Большое спасибо за предоставленные материалы! Кое-что из них мы послушаем на следующей встрече клуба.
Guru Permanga Nat
QUOTE (Пётр_Сергеевич @ May 16 2006, 06:38)
Большое спасибо за предоставленные материалы!
Да на здоровье! Прошу только извинить за качество: игла настолько изношена, что плохо держится в гнезде (или это она надломлена, что ли), прогибаясь под тяжестью звукоснимателя (1 г) так, что звукосниматель буквально скребёт по пластинке.

Кстати! Куплю иглу Mf-100!

Ладно, продолжим…

De natura sonoris II na orkiestrę symfoniczną (1970–1971)
Orkiestra symfoniczna Filharmonii narodowej (Warszawa).
Dyrygent: Andrzej Markowski.


De natura sonoris II (в переводе с латыни — «О природе звука») — второе сочинение Пендерецкого с таким названием (первое — для большого симфонического оркестра — написано в 1966). К семидесятым годам композитор стал обращаться в основном к масштабным вокально-инструментальным произведениям («Страсти по Луке», старообрядческая Утреня, оратория «Dies irae», опера «Дьяволы из Лудена»), но время от времени вновь обращался к тем чисто звуковым поискам и экспериментам, с которых началась его блистательная карьера. К примерам такого экспериментирования принадлежит и De natura sonoris II для флейты, пилы, валторн, фаготов, тубы, ударных и струнных.
Исполняет симфонический оркестр Национальной филармонии (Варшава), дирижёр Анджей Марковски.

Guru Permanga Nat
Trzy miniatury na skrzypce i fortepian (1959).
Олег Каган, skrzypce.
Алексей Любимов, fortepian.


Вещь ранняя, чуть ли не из тех трёх, за которые Пендерецкий получил сразу три первые премии на «Варшавской осени» 1959 года (произведения подавались на конкурс под девизами, так что жюри сперва и не знало, что награждает одного и того же автора). Необычные приёмы звукоизвлечения: соло скрипки над роялем с открытой педалью, pizzicato рояля…

Guru Permanga Nat
Сразу исправлю вчерашнюю ошибку: Три миниатюры, конечно, не с конкурса молодых композиторов пятьдесят девятого года; тогда три премии завоевали Строфы, Псалмы Давида и Эманации. Строфы же исполнялись и на III Варшавской осени в том же году.

II Koncert wiolonczelowy (в каталоге почему-то по-итальянски: Concerto per violoncello ed orchestra no. 2) (1982).
Iwan Monighetti, wiolonczela.
Wielka orkiestra symfoniczna Polskiego radia i telewizji w Katowicach.
Dyrygent: Antoni Wit.


Первыми исполнителями одночастного Концерта для виолончели с оркестром № 2 были Мстислав Ростропович и Берлинский филармонический оркестр под управлением автора (11 января 1983). Это сочинение относится к зрелому периоду творчества композитора, когда многочисленные (в том числе эпатирующие публику) эксперименты с необычным звукоизвлечением и т. п. не то что остались позади — их результаты использовались Пендерецким в сочинениях более традиционных по форме — как краска, как приём, которому уже не придавалось самодовлеющее значение (впрочем, сам он такого значения им, наверное, и прежде не придавал: это всё реакция ошеломлённых музыкальных критиков и непривычной публики).

Здесь это произведение записано в исполнении Ивана Монигетти и Большого симфонического оркестра Польского радио и телевидения в Катовице. («В Катовице» — это часть названия организации. Но записано тоже в Катовице. С 18 по 20 июня 1984.)


Качество записи, как и прежде, увы… Однако потерпите первые минуты, пока оркестр играет pianissimo — потом звучит немного лучше (не считая треска от статического электричества: сухо, пластинка всё время электризуется). Восьмисекундная пауза примерно после 17'08" — смена сторон пластинки, не сумел подгадать в точности.

Guru Permanga Nat
Miniatury na klarnet i fortepian (1956)
Василий Желваков, klarnet.
Алексей Любимов, fortepian.


Приведу несколько слов из аннотации к записи (© Н. Шантырь, 1984). «Собственно сонорные эффекты здесь начисто отсутствуют. Это своего рода „мимолётности“ — тонкие психологические наброски, эскизы настроений. При общей атональности и современности языка в произведении ощущаются два стилевых „ориентира“. Первая и третья пьесы своей гротесковой остротой адресуют к музыке XX века, к её „антиромантической“ струе (колорит первой пьесы временами напоминает раннего Шёнберга). Во второй пьесе сильно ощущается трансформированная романтическая основа: шопеновско-скрябинское прелюдирование, в свою очередь адресующее к баховским медленным частям концертов — углублённым и скорбным размышлениям».

Мария Горынцева
Тю-у-у! А когда он приезжает? А я думала, он уже умер...
Неприлично быть живым квассиком...
Guru Permanga Nat
QUOTE (Мария Горынцева @ May 18 2006, 10:55)
А когда он приезжает?
Мария Горынцева
Пресс-конференция - это хороошо, но она меня не очень интересует. А вот концерт когда будет? Я что-то не нашла.
Analyt
27 мая 2006
Абонемент № 1
Большой зал филармонии
18.30 - 20.30
цена: 100-200
ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА
НОВОСИБИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Патриция КОПАЧИНСКАЯ, скрипка (Польша)
Дирижер – Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Польша)
К. Пендерецкий – Концерт № 2 «Метаморфозы», для скрипки с оркестром
Л. Бетховен – Симфония № 3

http://forum.academ.org/index.php?showtopi...dpost&p=2138203
Guru Permanga Nat
Опять в каталоге почему-то по-итальянски: Capriccio per oboe e 11 archi. Впрочем, пустое: слово «каприччо» по-польски всё равно не переводится и даже написание его не адаптируется к нормам польского языка.

Capriccio na obój i jedenaście instrumentów smyczkowych (1964–65).
Burkhard Glaetzner, obój.
Dresdner Philharmonie. Dyrygent: Herbert Kegel.


Каприччо для гобоя и одиннадцати струнных написано для швейцарского гобоиста Хайнца Холлигера. Здесь его исполняет Буркхард Глетцнер и уже известный Дрезденский филармонический оркестр с уже известным дирижёром Гербертом Кугелем в уже известной студии церкви св. Луки. Только запись не сей раз семьдесят восьмого года, а не восемьдесят первого.

gja822
QUOTE (Analyt @ May 18 2006, 19:18)
27 мая 2006
Абонемент № 1
Большой зал филармонии
18.30...

Да, также здесь можно продублировать и:
26 мая
Абонемент № 2
Дом учёных СО РАН
19.00...
Analyt
QUOTE (gja822 @ May 19 2006, 15:32)
Да, также здесь можно продублировать и:
26 мая
Абонемент № 2
Дом учёных СО РАН
19.00...

Спасибо, отлично, я уже с билетиком (все по 200р.). smile.gif
Guru Permanga Nat
Wymiary czasu i ciszy na 40-głosowy chór mieszany, perkusję i smyczki (1959–1960).
Chór i orkiestra symfoniczna Filharmonii narodowej (Warszawa).
Kierownik choru: Józef Bok.
Dyrygent: Andrzej Markowski.


Меры времени и тишины для сорокаголосного смешанного хора, ударных и струнных исполняет хор и оркестр Национальной филармонии, хормейстер — Юзеф Бок, дирижёр — Анджей Марковски. Необычные артикуляционные приёмы у струнных, чрезвычайно большая группа ударных (42 инструмента), хор, поющий в основном согласные (из магического квадрата «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS»), а также свистящий, шипящий и чуть ли не мурлыкающий. Для ценителей — роскошное пиршество звука, для менее изощрённых и более ранимых — сомнительная звуковая каша.

Guru Permanga Nat
QUOTE (Analyt @ May 19 2006, 14:09)
Спасибо, отлично, я уже с билетиком
А мне уже не досталось. Обливаюсь слезами.

По случаю: куплю верёвку, мыло, крюк и тубарет. Можно бывшие в употреблении.
Analyt
QUOTE (Guru Permanga Nat @ May 20 2006, 18:38)
А мне уже не досталось.

ohmy.gif Не может быть! Я вчера оставила кассиршу ДУ с 37-ю билетами (причём, по её словам билеты поступили только вчера в количестве 40 штук, остальные, возможно, у распространителей), неужели все за сутки исчезли?! Не теряйте надежды, наверняка непосредственно перед концертом будут продавать ещё, и ведь есть концерт в городе на следующий день.
Пётр_Сергеевич
QUOTE (Guru Permanga Nat @ May 20 2006, 18:38)
QUOTE (Analyt @ May 19 2006, 14:09)
Спасибо, отлично, я уже с билетиком
А мне уже не досталось. Обливаюсь слезами.

По случаю: куплю верёвку, мыло, крюк и тубарет. Можно бывшие в употреблении.

Ещё вариант взять у кого-нибудь абонемент!!
gja822
QUOTE (Analyt @ May 20 2006, 18:45)
QUOTE (Guru Permanga Nat @ May 20 2006, 18:38)
А мне уже не досталось.

ohmy.gif Не может быть! Я вчера оставила кассиршу ДУ с 37-ю билетами (причём, по её словам билеты поступили только вчера в количестве 40 штук, остальные, возможно, у распространителей), неужели все за сутки исчезли?! Не теряйте надежды, наверняка непосредственно перед концертом будут продавать ещё, и ведь есть концерт в городе на следующий день.

Входные-то точно будут(?) А в городе на первый абонемент весь год нет билетов — только входные в день концерта.
Guru Permanga Nat
QUOTE (Guru Permanga Nat @ May 20 2006, 13:38)
По случаю: куплю верёвку, мыло, крюк и тубарет. Можно бывшие в употреблении.
Ф-фу, временно отменяется! Билеты взял. Дурацкая система: две кассирши, у одной билеты есть, у другой нет. И сменяются они через день. Имейте в виду, кто ещё не взял!
Aton-Ra
Вдогонку:
Кшиштоф Пендерецки - Страсти по Луке
«Страсти по Луке» (1965) — идейная концепция композитора не вмещается в прокрустово ложе канонических представлений, религиозной трактовки. Произведение состоит из двадцати четырех эпизодов — картин. Пендерецкий отталкивается от жанра средневековых мистерий, где сливалось действие и музыка. Хор не только исполняет свою обычную роль, но и выступает как толпа, наполняющая храм, толпа взволнованная, шепчущая, вскрикивающая, выступающая судьей совершающихся событий. Голоса солиста — баса и чтеца переходят друг в друга, сливаются. Сонорные эффекты создают ощущение гулкого, открытого пространства площади, стереофоничности, многослойное звукового выражения. Сочинение настолько «театрально», что было неоднократно инсценировано. Обобщенность замысла, его современное звучание подтвердил и композитор: «Страсти» — это муки и смерть Христа, но также и муки и смерть Освенцима, трагические испытания человечества середины XX века».

Playlist:

01 O Crux 35:04
02 In pulverem mortis 26:58
03 Stabat Mater 07:18
04 Erat autem fere 06:59

BITRATE: 320 kbit

Берём здесь - http://doci.nnm.ru/contemporary_music/13.0...trasti_po_luke/ ... либо у меня wink.gif
Schonheit
Только что прибежала домой с пресс-конференции пана Пендерецкого. Живой классик и матёрый авангардист оказался удивительным собеседником и просто человеком с прекрасным чувством юмора. Патрисия Копачинская - само очарование. Товарищи, я вас агитирую (на всякий пожарный случай smile.gif) - приходите на концерт. Не факт, что там будет так же интересно (biggrin.gif) - хотя с вашим опытом слушания современной музыки ничего уже не страшно smile.gif - но я бы - даже не зная о Пендерецком ничего, кроме того, что услышала сегодня - пошла бы любопытства ради - чтобы соотнести его живой темперамент собеседника с темпераментом дирижёра. Ну и уж всяко - композитора.

И не устану благодарить b-moll. Большое спасибо - и за информацию, и за аккредитацию и ваще smile.gif
moisha
Да... Очень жаль, что не попал. sad.gif Аз охн Вэй, этот диплом! angry.gif
b-moll
QUOTE (Schonheit @ May 24 2006, 16:15)
Только что прибежала домой с пресс-конференции пана Пендерецкого. Живой классик и матёрый авангардист оказался удивительным собеседником и просто человеком с прекрасным чувством юмора. Патрисия Копачинская - само очарование. Товарищи, я вас агитирую (на всякий пожарный случай smile.gif) - приходите на концерт. Не факт, что там будет так же интересно (biggrin.gif) - хотя с вашим опытом слушания современной музыки ничего уже не страшно smile.gif - но я бы - даже не зная о Пендерецком ничего, кроме того, что услышала сегодня - пошла бы любопытства ради - чтобы соотнести его живой темперамент собеседника с темпераментом дирижёра. Ну и уж всяко - композитора.

И не устану благодарить b-moll. Большое спасибо - и за информацию, и за аккредитацию и ваще smile.gif

Всегда пожалуйста, спасибо за вопросы к маэстро, ждем на концерт! smile.gif
Кстати, присутствие на пресс-конференции, помимо журналистов, людей заинтересованных более глубокими сторонами жизни композитора, на мой взгляд, несколько оживило это событие. Хотя, надо отметить, что и сам Пендерецкий располагает к непосредственному и открытому общению.
Спасибо всем, кто был smile.gif
Guru Permanga Nat
QUOTE (Schönheit @ May 24 2006, 12:15)
Только что прибежала домой с пресс-конференции пана Пендерецкого. Живой классик и матёрый авангардист оказался удивительным собеседником и просто человеком с прекрасным чувством юмора.
Особенно порадовало изящное изничтожение ярлыка «польский авангардист». Минимализм — нет. Излюбленный жанр — симфония (молодое поколение симфоний писать не умеет). Компьютерное сочинение музыки — профанация, поскольку надо хорошо знать инструменты. Любимые произведения — весь Бах. Многократное перечитывание Библии и т. п.

Ну, и характеристика джаза как высокого искусства тоже впечатлила.

Меломаны из Ботанического сада! А Пендерецкий-то, оказывается, дендролог! Устроили бы ему экскурсию с приобретением саженцев, а?
moisha
А может ему в виварий к крысам экскурсию устроить? laugh.gif Это в наших силах, а вот в ботсад... Руки коротки. sad.gif
Пётр_Сергеевич
QUOTE (Guru Permanga Nat @ May 25 2006, 17:52)
QUOTE (Schönheit @ May 24 2006, 12:15)
Только что прибежала домой с пресс-конференции пана Пендерецкого. Живой классик и матёрый авангардист оказался удивительным собеседником и просто человеком с прекрасным чувством юмора.
Особенно порадовало изящное изничтожение ярлыка «польский авангардист». Минимализм — нет. Излюбленный жанр — симфония (молодое поколение симфоний писать не умеет). Компьютерное сочинение музыки — профанация, поскольку надо хорошо знать инструменты. Любимые произведения — весь Бах. Многократное перечитывание Библии и т. п.

Остаётся только добавить, что маэстро пошутил про 9 симфонию(покамест, говорит, нужно доработать 6, восьмая - кажется уже готова), а так же оказалось, что он работает над музыкой к текстам Достоевского и Булгакова. Отметил симфонистов ХХ века, таких как - Сибелиус(19-20 век), Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Рахманинов и др.
А ещё говорил, что у него есть большой лабиринт из кустов. И я подумал, а может именно его сняли в фильме "Синяние" Стенли Кубрика? Ведь в этом фильме использовалась музыка из его сочинения - "De natura sonoris II". А так же музыка Бартока для струнных, перкуссии и челесты.
Так же маэстро похвалил наш оркестр, который он услышал впервые и выразил мнение, что концертный зал(БЗФ) - не достоин такого оркестра!
QUOTE
Ну, и характеристика джаза как высокого искусства тоже впечатлила.

Да! Пендерецкий сказал, что в 50-х у них запрещали джаз слушать, поэтому они собирались подпольно. У него даже есть сочинение джазового характера.
Высказался о Шнитке - "это большой композитор", был знаком с Растроповичем, Караяном - сказал, что они повлияли на его музыку и вообще сказал, что выдающиеся солисты и дирижёры - в некотрой степени влияют на его творчество.
Schonheit
QUOTE (Guru Permanga Nat @ May 25 2006, 16:52)
Особенно порадовало изящное изничтожение ярлыка «польский авангардист». Минимализм — нет. Излюбленный жанр — симфония (молодое поколение симфоний писать не умеет). Компьютерное сочинение музыки — профанация, поскольку надо хорошо знать инструменты. Любимые произведения — весь Бах. Многократное перечитывание Библии и т. п.

Ну, и характеристика джаза как высокого искусства тоже впечатлила.

Ну так в шестидесятые все были крайне радикальными авангардистами. Но с возрастом неминуемо меняются предпочтения (вот разве что Штокхаузен не отходит до сих пор от выбранной эстетики). У Пендерецкого сейчас наверное то, что называется "новой простотой".

Schonheit
Товарищи, простите за off - если что, но сильно это здесь выложить хочется. Я попыталась сразу, придя домой, зафиксировать, о чём же шла речь. Надеюсь, мой пересказ никого не напряжёт. Фишка в том, что мама, посмотревшая какой-то тв-репортаж, мне заявила, что он оказывается только что написал Шестую симфонию (типа всего их пока шесть. ?!!). То ли мама не поняла, то ли на тв накосячили. Ещё газеты выйдут - мы сравним, насколько хорошо народ понял, что ему час рассказывали smile.gif Ну так вот:

"Маэстро оказался жизнерадостным, очень выразительным и живым человеком с прекрасным чувством юмора. Правда, по ходу происходящего создалось впечатление, что или настроение у него сегодня легкомысленное (smile.gif), или он принципиально не хотел углубляться в серьёзные вопросы. Так, например, пан Пендерецкий весьма лаконично и неохотно поделился мыслями о будущем академической музыкальной культуры, совсем не захотел отвечать, какая же тема по его собственному мнению является для него ведущей и уж совсем-совсем-совсем не ответил на вопрос одной дотошной студентки, какие же композиторские техники задействованы им в "Метаморфозах", сказав только, что форма там - предельно ясная. Подумав, кстати, добавил: "И хоть она довольно далеко ушла, но всё-таки близка к сонатной" (smile.gif - Sch), подумал ещё: "Ну и вариантный принцип там тоже есть. Ну оно же понятно - метаморфозы они и есть вариации", ещё помолчал: "Ну да, рондо ещё, рондо". Вобщем, восстановил в памяти, что понаписал )))

О ближайших планах Пендерецкий сообщил, что собирается писать симфонии. "Но не более девяти" Сказал, что недавно закончил Восьмую, теперь осталось до-писать Шестую и на-писать Девятую (Диалог, кстати, происходил на трёх языках - польском, русском и немецком. В слове "писать" Маэстро задорно ударял первый слог. Может и специально smile.gif) Сообщил, что пишет много камерной музыки "И это мне нравится. Это моя Musica Domestica", а ещё в планах - написать 2 оперы (в том числе "Федру" по Расину для детей). "Ну, работы лет на 15-20".

Выяснилось, что Пендерецкий совсем не в курсе, что сейчас происходит в русской академической музыке. "Я был очень близок с Шнитке, но что происходит в России теперь - не знаю".
С удовольствием перечислил имена исполнителей и дирижёров, с которыми довелось сотрудничать, особенно выделив Мстислава Ростроповича, Анну Софию Муттер (именно она солировала в премьерном исполнении "Метаморфоз" под управлением автора), Герберта фон Караяна.
Много тёплых слов сказал и о нашем оркестре, сравнив его с лучшими немецкими коллективами ("Ну ещё бы! Пятьдесят лет находиться в ТАКИХ руках!!!" smile.gif)
На вопрос о любимых произведениях ответил просто: "Весь Бах, и уже потом все остальные".
По-юношески оживился, когда спросили о его отношении к джазу, вспомнил, как ради него в пятидесятые "собирались в подвалах и кабаках", подытожил - "хороший джаз - это высокое искусство".
Удивился, что он, оказывается, приехал раньше, чем обычно приезжают гастролирующие дирижёры (NB Не знаю, насколько справедливы реплики журналистки: "У нас же как обычно - приехал, одна репетиция, концерт". Думаю, она - по законам профессии и жанра - несколько утрирует). Ну так вот - сказал, что Бетховена-то можно было сыграть и после одной, а вот с "Метаморфозами" всё много сложнее. Патрисия мгновенно откомментировала, что в концерте много виртуозных фрагментов - как у солиста так и оркестра и "чертовски трудная каденция - поверьте мне!".
Дирижирует он, кстати, "не всегда охотно - так как это отнимает время у композиции"

Кроме музыки разговор затронул сферу литературных предпочтений Пендерецкого ("Я уже пятьдесят лет читаю Библию - потому ясно, что она очень на меня повлияла, много произведений написано на канонические тексты. Ещё? Томас Манн, Достоевский, Булгаков").

Ну и уж совсем далеко-от-музыки шёл разговор о второй профессии Маэстро. Он дендролог. Собрал коллекцию из полутора тысяч растений различных видов. Говорит, что общение с природой очень помогает его ощущению музыки. Собственно, в разделе далеко-от-музыки активней в вопросах были журналисты (предложили увезти в свою коллекцию из Новосибирска саженцы, которые продают бабушки недалеко от филармонии. ха-ха), а о-музыке - намного интересней и живей были студенты - как музыковеды, так и отдельные психологи (biggrin.gif NB Если ещё кого-то забыла - впишИте!), факт приглашения которых был, думаю, радостен не только для них, но и в конечном итоге и для организаторов пресс-конференции.

NB Визит в Новосибирск музыканта ТАКОГО масштаба - как бы в итоге ни прошёл концерт (оркестранты уже ВПЕЧАТЛЕНЫ кстати ) - событие, которое не скоро забудется. Филармония сделала сама себе шикарный подарок"
Guru Permanga Nat
QUOTE (Schonheit @ May 25 2006, 17:43)
В слове "писать" Маэстро задорно ударял первый слог. Может и специально
Нет, в польском языке ударение вообще фиксировано на предпоследнем слоге. Исключений очень мало.
b-moll
QUOTE (Schonheit @ May 25 2006, 21:43)

С удовольствием перечислил имена исполнителей и дирижёров, с которыми довелось сотрудничать, особенно выделив Мстислава Ростроповича, Анну Софию Муттер (именно она солировала в премьерном исполнении "Метаморфоз" под управлением автора), Герберта фон Караяна.

Анну Софию Муттер, как эталон исполнения "Метаморфоз" вспомнила и рекомендовала всем послушать Патрисия. Сказав, что услышав эту интерпретацию, была поражена музыкой и никак не предполагала, что судьба уготовила ей сюрприз: исполнять "Метаморфозы" самой да еще и под управлением самого автора!!!!! Кшиштов же хвалил обоих исполнительниц smile.gif
Aton-Ra
"Страсти по Луке" выложены на ftp://crosstalk.academ.org/exchange/music/
Guru Permanga Nat
QUOTE (Schönheit @ May 24 2006, 17:15)
Патрисия Копачинская — само очарование.
Schonheit
Эйфория потихоньку сходит на нет, но впечатления от всего - и от концерта, и от визита Пендерецкого вообще - очень сильные.

Сегодня поделились со мной прикольным наблюдением smile.gif

"Вот надо же - Седьмая Бетховена - свет, поток энергии - а написана в 1811. Он уже СОВСЕМ не слышит.

А Пендерецкий - крепкий, молодцеватый, востребован, по всему миру ездит, деревья свои выращивает - и такая сумрачная, полная тревожных отголосков и экзистенциального чувствования музыка"

PS У меня есть что-то типа впечатлений о концерте - в прилично-причёсанном виде a la статья, но я боюсь тут офф развести - тем более, что выше рассинелась предостаточно smile.gif Чо - выложить может, а? shy.gif
Пётр_Сергеевич
QUOTE (Schonheit @ Jun 3 2006, 00:29)
PS У меня есть что-то типа впечатлений о концерте - в прилично-причёсанном виде a la статья, но я боюсь тут офф развести - тем более, что выше рассинелась предостаточно smile.gif Чо - выложить может, а? shy.gif

Выкладывайте, пожалуйста!
(Спасибо за музыку, Атану-Ра)
Schonheit
QUOTE (Пётр_Сергеевич @ Jun 2 2006, 23:34)
Выкладывайте, пожалуйста!

Ну если Вы настаиваете, Пётр! smile.gif
NB Петя, я "Страсти по Луке" тоже хочу!!! (!!!)

Ну так вот. Тут много - но модераторы порежут, если чо. Официозные штуки не буду, начну с сути. Закончу ей же biggrin.gif


"Шестидесятые годы вошли в историю музыки как пора авангардных исканий – именно в этой сфере Пендерецкий проявил себя тогда, занял свою нишу, сосредоточившись на экспериментах с природой звука, во многом определив пути развития современной музыки. Прошло время – и многие сочинения авангардной эстетики, провокационные по своему музыкальному языку, сейчас воспринимаются лишь как факты истории. Однако опусы, вышедшие из-под пера Пендерецкого в шестидесятые, и сейчас вызывают живой интерес. Объяснение этому исследователи находят в подспудной – и по сути своей живительной – опоре на традицию. Дальнейшее развитие композиторской индивидуальности Маэстро, обнажившее эту черту, связано с обращением к тому или иному пласту музыкальной культуры предшествующих эпох. Если поначалу он использовал традиции недавнего прошлого (неоклассицизм Стравинского («Псалмы Давида», 1958), пуантилизм Булеза, Штокхаузена, Ноно («Меры времени и тишины», 1960; «Трен памяти жертв Хиросимы», 1960), то позже в центре его интересов встала музыка добаховской эпохи, что проявилось как во внедрении контрапунктической техники, использовании полифонических жанров, так и в интонационном наполнении («Stabat Mater», 1962; «Страсти по Луке», 1966), архитектонике («Магнификат», 1974), театральной эстетике («Потерянный Рай»1976-1978) произведений. После времени радикальных экспериментов, а затем – обращения к барочной традиции, закономерно наступает время синтеза: семидесятые и восьмидесятые годы становятся для Пендерецкого временем «новой простоты», неоромантического стиля («…появляется широкое интонационное, мелодическое, тематическое развитие, контуры традиционных музыкальных форм» (Ивашкин. "Кшиштоф Пендерецкий"). Именно эти черты воплотились в Скрипичном концерте 1977 года, посвящённом И. Стерну.

Слушатели, присутствовавшие на премьере Второго скрипичного концерта «Метаморфозы», состоявшейся в 24 июня 1995 года в Лйпцигском Гевандхаузе (партию скрипки исполнила Анна София Муттер, оркестром руководил Марис Янсонс), а также поклонники филармонического симфонического оркестра, пришедшие в минувшие выходные на концерт, убедились в том, что в середине девяностых Пендерецкий продолжал творить в неоромантической стилистике.

Форма концерта соответствует структуре, найденной композиторами-романтиками ещё во второй половине XIX века: одночастная композиция поэмного типа включает разделы, соответствующие частям классического симфонического цикла, где проявляют себя признаки вариаций и рондо – о чём сам Маэстро сказал на пресс-концеренции. Объединяющим моментом формы является начальный лейтмотив – рождающийся из звука «a», оформляющийся в восходящее хроматическое движение – который возникает как между разделами формы, так и внутри них. Кроме того, композитор, дополнительно объединяя довольно масштабную композицию (первое исполнение концерта длилось 37 минут), проводит темы Allegro vivace во второй части формы (экспрессивная мелодия солирующей скрипки переходит к кларнету).
Изломанные контуры мелодических линий, использование расширенной тональности, общий – тревожный, напряжённый, подчас сумрачный – тонус музыки позволяет говорить об экспрессионистских влияниях. Вместе с тем Пендерецкий не отказывается от находок в авангардном русле – использует сонорные звучания, микрохроматику, экспериментирует с распространением звука в пространстве (очень эффектно слушается передача нисходящей интонации поочерёдно от первого к последнему пульту первых, затем вторых скрипок, виолончелей, а после её возвращение – от последнего пульта к первому, воспринимаемая как звуковая волна, прокатывающаяся по оркестру). Однако эти приёмы находят локальное применение и, естественно, оказываются подчинены общему замыслу произведения – в той же степени, что и фугато, заставляющее вспомнить о периоде активного обращение композитора к традициям добаховской эпохи. Появляясь в скерцо, изложенное сначала у струнных в агрессивной манере деташе, затем у фаготов, оно создаёт отстранённый, проникнутый механистичностью образ.
Обилие каденций, монологический характер высказывания, ритмическая свобода, изломанный мелодический профиль в партии скрипки и противостоящий ей массив оркестрового звучания (упомянутое фугато как выражение объективного образа, соноры, как будто передающие вселенскую бесконечность и бесстрастность) заставляют вспомнить об исконно романтическом конфликте личности и окружающего мира.
Разрешением длительного интонационного процесса, развёртывание которого цепко удерживает слушательское внимание (справедливости ради необходимо сказать, что интенсивность восприятия снижается в Andante) становится заключительная каденция скрипки, монолог тембра-героя. Здесь – пожалуй, впервые – звучит мажор – невероятно ясный и пронзительный после сумрака расширенной тональности. Просветление происходит и в мелодической линии, задействующей лирически-тёплые интонации. В завершении, образуя арку с началом концерта, звучит хорал-сонор всего оркестра, как будто окутывающий солирующий тембр, вбирающий его в себя.


Ещё на пресс-конференции Пендерецкий сказал, что бОльшая часть репетиционного времени уходит именно на «Метаморфозы». Результатом совместного труда оркестра и композитора стала очень живая и яркая интерпретация. Развёртывание звуковой материи происходило естественно, увлекательно, возникало ощущение непосредственно сейчас рождающейся музыки. Думается, не последнюю роль в его возникновении сыграл неподдельный интерес артистов оркестра к исполняемому сочинению и, конечно, к его автору. Важен и тот момент, что композитор, встающий за дирижёрский пульт, как никто другой способен наиболее точно – а значит и наиболее убедительно - воплотить свой замысел, создать артефакт исполнительского искусства, предельно близкий к метафизическому идеалу.
Патрисия Копачинская, на пресс-конференции очаровавшая наверное всех присутствовавших своей искренней доброжелательностью, серьёзностью и прекрасным чувством юмора, на концерте показала себя с совершенно иной стороны. Хрупкая девушка стала источником невероятной энергии, инструмент в её руках звучал то доверительно-исповедально, то крайне экспрессивно, передавая ощущение внутреннего разлада, смятения, надлома. Исполнительская манера и темперамент Патрисии как нельзя более удачно совпал с общим тонусом «Метаморфоз». Думалось, что эта скрипачка, понимающая и чувствующая музыку Пендерецкого «как нечто всеобъемлющее, как Вселенную» (её слова на пресс-конференции) как будто специально создана для её исполнения.

Во втором отделении прозвучала Седьмая симфония Бетховена – композиция, которую Вагнер, имея ввиду обилие танцевальных ритмов во всех частях, назвал «апофеозом танца». После сумрачной и сосредоточенной музыки «Метаморфоз» она, бесконфликтная, опирающаяся на жанровый тематизм, вызывающая ассоциации с проникнутой позитивным мироощущением музыкой Гайдна, воспринималась особенно пронзительно и ярко. Необыкновенно хороша была струнная группа, чей чистый, ясный, интенсивный звук и техническая безупречность вряд ли оставили в зале равнодушного слушателя. Графичная, ощущаемая как мощный поток света, блестяще исполненная симфония завершила вечер, погрузив аудиторию в поток созидательной энергии"


Эти, как их - указания на фактические ошибки и ваще конструктивная критика приветствуется smile.gif
Guru Permanga Nat
Вдогонку.

Capriccio per violino e orchestra (1967).
Wanda Wilkomirska, skrzypce.
Dresdner Philharmonie. Dyrygent: Herbert Kegel.


Вещь написана по материалам старого, никогда не публиковавшегося скрипичного концерта. Запись 1977 года, Lukaskirche в Дрездене.

Дружно благодарим Петра_Сергеевича, любезно предоставившего в пользование граммофонную иглу. Может, и ещё чего-нибудь успею записать, прежде чем возвращу.
Guru Permanga Nat
Тут до меня за несколько тысяч километров дошли слухи, что он вновь в Новосибирск приезжал. Кто-нибудь был? Впечатлениями не поделитесь?
constructor
Цитата(Guru Permanga Nat @ 27.10.2010, 1:01) *
Тут до меня за несколько тысяч километров дошли слухи, что он вновь в Новосибирск приезжал. Кто-нибудь был? Впечатлениями не поделитесь?
Был сам маэстро. И сам, и как дирижер. В качестве аперитива играл с оркестром Мендельсона, а в основной программе свои концерт для альта (переложение для виолончели) и концерт для ф-но (посвященный 9/11, опус 2001 года выпуска, первое исполнение в России, за роялем Гиндин). smile.gif
Попробую завтра-послезавтра написать свои заметки (жанр очевиден - впечатления дилетанта).

ЗЫ Рад видеть Вас на форуме. smile.gif
constructor
Как уже отмечено, аперитивом был Мендельсон, 4-я "итальянская". Выбор маэстро таков, возможно, потому, что он слышит нечто, улавливаемое не всеми нами, но ваш покорный слуга наряду с удовольствием от качественного исполнения вспомнил шаблон "Радио Маяк, для вас звучит легкая музыка". smile.gif Простая музыка со свойственными Мендельсону затянутостями неплохо исполнила функцию разогрева и сочеталась с отличной игрой оркестра (мой слух поймал только полторы мелких помарки у скрипок) и работой дирижера, сделавшей текст понятным в развитии и динамичным. Еще обратил внимание, что наш симфонический расстался со свойственной ранее некоторой слабостью духовых (более всего медных), весь оркестр звучал сбалансированно и уверенно.

Далее было основное, концерт для альта (если не ошибаюсь, опус 1983) и единственный у Пендерецкого фортепьянный концерт.
Концерт для альта был в переложении для виолончели, играл Сергей Суворов. В целом одни плюсы и восторги. После блеска первого визита Пендерецкого в Н-ск, когда он привез с собой не просто скрипку, а Копачиньскую, и они вместе сыграли скрипичный концерт лучше, чем в канонической записи Дойче Граммофон, некоторые опасения в ожиданиях грызли подсознание. И зря. Суворов был превосходен, с динамикой, драйвом, понимаем непростого текста и технически очень качественной работой. Не обошлось без известной, но редкой концертной драмы, ближе к окончанию лопнула первая струна, но это никак не сказалось на результате. Ваш покорный слуга вообще заметил произошедшее, когда в паузе Суворов стал убирать струну наверх и даже на мгновение подумал, что струна была витой и солист убирает пару лопнувших жил (потом включились разум и глаза smile.gif). Этот момент Пендерецкий отметил отдельно, при первых аплодисментах жестами выразив особое уважение и указав на лопнувшую струну.
Концерт хорош. Про него принято писать, что это вещь из числа менее авангардных и более мелодичных, что на слух не лишено смысла. "Нормальный" в отношении тональности-атональности для 20-го века текст связен, блестяще и внятно выстроен и прекрасно слушается. Та самая современная музыка, которой так не хватает в российских концертах "классики".

Рояльный концерт я слышал впервые, и сообщалось, что это первое исполнение в России. Автор рассказывал, что был занят сочинением очередного опуса, когда из телевизора узнал о событиях 9/11. Композитор решил, что заготовки вполне уместны, и использовал их в создании концерта, посвященного катастрофе с Твин Тауэрс. Мною концерт был принят сразу, поскольку уже в первых 4-5 тактах напомнил стиль и манеру двух композиторов из личного топ-листа, раннего Прокофьева и Хинастеру. Сделанная ведущей в анонсе декларация о сложности языка показалась мне юмористической, поскольку концерт отличается внятным и прозрачным развитием, умеренным вариантом языка 20-го века, использованием цитат и аллюзий, в т.ч. и тональных и простых - из американской хоровой традиции, немного было даже звукоподражания, мое ухо поймало короткую аллюзию на Бернстайна (на саму WSS), и т.д. (вероятно, я поймал не все). Яму примитивной программности Пендерецкий, конечно, искусно обошел, все-таки мастер и живой классик. В сравнении с более ранним вещами концерт мне показался менее авангардно-изощренным и менее жестким, но при этом более уравновешенным.
Сыграно было хорошо, хотя было ощущение, что это вещь для более агрессивной подачи и более сильного туше, чем у Александра Гиндина. Вообразилось, что его отлично сыграл бы Мацуев, это его грядка энергичности и сложности. Но сказанное - не минусы в адрес солиста, игра качественная. Даже при забавном для меня эффекте, что отражение от крышки было направлено в центр и на наши места в партере (у левого внутреннего прохода, если лицом к сцене) звук долетал не напрямую, отчего диапазон примерно от 2й до верха малой звучал несколько тише (низы и 3-4-я звучали сильно и уверенно). Несколько смазались один раз валторны на форте-фортиссимо и туба в том месте, где ей дается кусочек на первом плане. Видимо, я в антракте сглазил духовые. smile.gif
Похоже, запись делалась.

Маэстро и солистов благодарили долго и энергично, кроме цветов и корзины от губернатора Юрченко (специально объявлено) были "длинные и продолжительные". Завершился это анкором с выходом Гиндина, сыгравшего Шопена (вальс до-диез минор). Качественно, лирично, слегка медленнее общепринятого, что помогло выделить и подчеркнуть каждую ноту.
Guru Permanga Nat
Dear constructor, огромное спасибо! Ну почти как сам побывал smile.gif
constructor
Цитата(Ночь @ 27.10.2010, 16:59) *
Цитата(constructor @ 27.10.2010, 13:40) *
ближе к окончанию лопнула первая струна

лопнула третья, если считать, как и положено, снизу.
Спасибо, я не был уверен и из своего ракурса толком не видел. smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.