«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется до сих пор, что Библия является самым большим источником поэзии всех времен. С юности я искал отражение этой поэзии и в жизни, и в искусстве. Библия созвучна природе, и эту ее тайну я пытаюсь передать.» - Марк Шагал.

Когда-то, еще в далеком 1968 году Михаил Макаренко, первый директор Галереи Дома ученых задумал провести в наших залах выставку нашего знаменитого соотечественника, яркого представителя русского авангардного искусства, прожившего большую часть своей жизни во Франции, Марка Захаровича Шагала. Выставка тогда так и состоялась, хотя переговоры шли, за неё боролись ученые, представители Академгородка в Москве. И сейчас мы впервые, почти 50 лет спустя, представляем большую выставку - графические произведения Шагала «Библейские сюжеты».

В экспозиции представлены 76 листов. Это одна из самых значительных графических серий великого художника - иллюстрации к Библии, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии. В музейных коллекциях России произведения Шагала этой графической серии не представлены, что позволяет назвать данный проект уникальным.

О создании иллюстраций к Книге Книг Марк Захарович Шагал (1887-1985) впервые задумался еще в 1920-е годы. Тогда заказчиком проекта выступил пригласивший Шагала во Францию известный парижский торговец произведениями искусства, коллекционер и издатель Амбруаз Воллар (1866-1939). Но, по словам самого Шагала, для воплощения замысла ему было необходимо прикоснуться к живой реальности, стоящей за Библией как за древним текстом.

В 1931 году Марк Шагал совершил путешествие по 'библейским' странам, провел несколько месяцев в Палестине, Сирии и Египте. Впечатления от этого путешествия, которые художник назвал 'сильнейшими в своей жизни', послужили импульсом к созданию в 1930-1939 гг. более тридцати гуашей и шестидесяти офортов иллюстрирующих Ветхий Завет, Пятикнижие и тексты Исайи.

Библейская тематика уже никогда не покидала художника. Однако задуманное Волларом издание не увидело свет: в 1933 произведения Марка Шагала были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса, Амбруаз Воллар погиб незадолго до начала второй мировой войны, а в 1941 Марк Шагал покинул Францию и вернулся на свою 'вторую Родину' почти через десять лет.

В 1952-1956 Шагал вернулся к библейским иллюстрациям, обратившись к технике черно-белой и цветной литографии, максимально соответствующей его живописной манере. К 1960 появилась новая большая серия иллюстраций к Ветхому Завету. Эти работы, большая часть которых вошла в экспозицию выставки, стали своеобразным фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь.

Гравюры, рисунки и картины, витражи и шпалеры, керамические скульптуры и рельефы, вдохновленные Библией, составили в итоге колоссальное 'Библейское послание' Марка Шагала.

Библейские сюжеты занимают в творчестве художника почти такое же место, как и витебские. Зачастую они варьируются и дополняют друг друга. В представленных на выставке иллюстрациях зрителю легко будет узнать постоянных героев шагаловской живописи: самого художника, его любимую Беллу, витебские покосившееся заборчики и цветущие маленькие деревца, лошадок, похожих на пони, вездесущих коз и птиц.

Кажется, за спасением Давида Архангелом Михаилом наблюдают витебские зеваки. Соломон шлет благословления тем же лихо отплясывающим людям, которых можно увидеть в витебской толпе. Одержав победу над грозным Голиафом, юный Давид беззаботно смеется, а, став царем, предается музицированию с самозабвением знаменитого шагаловского скрипача.

Когда-то Марку Шагалу удалось узреть в витебских нищих душу и стать библейских пророков. А в яркой выразительной серии литографий Шагал словно узнал в библейских поэтах, пастухах, царях и пророках своих витебских земляков, заброшенных в достославные героические времена, когда жизнь человеческая была наполнена чудесами, а до Бога было рукой подать - надо было только исполниться решимости и подняться на гору повыше.

Справки по телефону: 330-12-08