Иисус и копирайт
(продолжение какого-то моего фельетона 2013-го года, смысл которого я пока не вспомнила и поэтому размещу позже)
Спор с предводителем был про моральную уместность использования печатных, а не рукописных книг, по-видимому.
Не успела толком осесть пыль из-под копыт уездного предводителя (ну, то есть, его коня), как в ворота постучался отец Иоанн, некоторое время назад перебравшийся к нам священником. Батюшка он особенный, а приход у нас - три калеки да одна баба. Отчитав из утвержденных свыше книг в пустом нашем тускло освещенном храме, он нет да сунет калекам какие-нибудь апокрифы, да с напутствием:
- Думай сам. Подвергай авторитет сомнению.
Вот такой батюшка. А лет ему от роду двадцать три, и бородка - как у меня, на бабайский манер - еще жидковата. Но при этом успел он побывать бригадиром у писцов в монастыре, так что книжное дело знает, а потом еще и тренером сборной волости по игре в лапту. А было в его приходе раньше пятеро калек, да вот что вышло: апокрифы те он иногда и у меня брал, и однажды пара калек возьми да попадись с ними на весенней ярмарке - заграбастали их шпики ордена иезуитов, да и сгинули те двое с концами - видимо ни отца Иоанна, ни меня они бусурманам не выдали.
Ну я дорогого гостя зову к самовару, ведь не все баранки предводитель съел, а у самовара, на блюдца дуя, про то да се друг у друга спрашиваем.
- Вот скажи мне, отец Иоанн, если б мы с предводителем пошли к Иисусу рассудить наш спор, что бы тот нам сказал?
Задумался батюшка минуты на две, а затем отвечает:
- Не знаю. Когда ученики пришли к Нему и спросили, какая заповедь самая важная, он ответил: „Возлюби Господа Бога, в тебе пребывающего, всем сердцем, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего как самого себя”.
- В тебе пребывающего? разве так, батюшка?
- Ну в синодальном оно вестимо не так. Но разве может Иисус давать ту же заповедь слово в слово, что и Моисей?
Я вскочил, вытащил нательный крест из рубахи, в нем - ключик от ларца заветного, где апокрифы хранятся. Открываю апокриф за апокрифом - везде, как священник сказал, написано. Запер ларец, сел снова за стол с отцом Иоанном, а сердце учащенно так бьется.
- А значит это по-моему, друг мой и раб божий Феофил, что прежде всего ты должен печься о творце внутри себя. Ежели что-то мешает Ему, отбрось с решимостью воина (так говорили маги древней Бурятии, мои предки). А уж потом думай о том, не навредишь ли ближнему своему, не лишишь ли какого художника последней краюхи хлеба, без спроса и без уплаты выложив взбитой сметаной трех цветов его картину на своем пироге для продажи.
В это время племянница моя Марфа, суетившаяся по хозяйству, подсела к нашему столу, глядя священнику в рот. Вакансия попадьи в нашем приходе была открыта, по причине того что поп был холост, и Марфа была непрочь ее занять, хотя молодому да зеленому отцу Иоанну это было невдомек.
- Я тут утром краем уха слыхала, что скоро все книги, кроме рукописных, по всей губернии запретят, а внутрь всякого печатного станка вставят дьякона, чтобы бдил.
- Нашего что ли дьякона Сергея? - засмеялся батюшка, говоря о пятидесятилетнем сильно пьющем своем помощнике, который появлялся в церкви два раза в месяц - каждое полнолуние и новолуние. - Он там им набдит. А если серьезно, то как же им заводчики-то позволят, ведь станок с пьяным дьяконом и не купит никто. Будьте покойны, господа помещики (он краем глаза мне подмигнул) - недолго вам осталось, подрыгаетесь еще, попортите крови и народу и капиталистам, да ведь фарш обратно не провернешь.
Засмеялась Марфуша сладко, а я тихонько их покинул, пусть беседуют, их дело молодое.