Несколько лет назад я писал, с переменным успехом, два прозаических произведения.
Перечитывая их сейчас, многому удивляюсь.
Разберём игру составных частей личности на примере двух прозаических произведений: Последняя шхуна в Африку и Сны дамана.
Первое описывает общий путь Человека, поэтому его сравнительно легко было закончить. Был даже выбор из трёх возможных концовок, и в качестве "изюминки" был добавлен "неожиданный" эпилог.
Андреас, Супер-Эго протагониста, разговаривает только на своём родном голландском языке. Неразвитому четвёртому контуру автора и так сойдёт.
Христиан, Эго, знает кучу языков по верхам: прилично скандинавский, тот который Norsk, что видимо означает нынешний английский; читает на идише, чуток иврита, латыни. Есть еще учёный матрос Варфоломей - это субличность автора, копающая Писания.
Афротерия, Анима, родной язык которой Norsk, язык империи викингов - т.е. она как бы космополит - удочерена местными, поэтому говорит и на языке калаалисут, хтоническом, Гиперборейском языке. По строю и звучанию он отдалённо похож и на науатль, и на язык майя.
Ленапак, Самость, кроме родного калаалисут владеет письменно скандинавским. Он может вести переписку с Анимой на её родном языке. Впрочем, это вряд ли пришло бы им в голову - они способны общаться напрямую, сосуществуя в одной голове.
Таким образом, Супер-Эго вынуждено общаться с Самостью через двух переводчиков. Несмотря на это, ему удаётся помочь Ленапаку зачать дитя от Аллинны, чьё имя вызывает две ассоциации - Алетейя (Истина по-гречески) и Алия (Восхождение на иврите, также используется для обозначения иммиграции в Обетованную Землю).
Эго, Супер-Эго и Анима погибают в конце повествования, выпустив на волю Софию (мудрость) и оставив дочь Ленапаку и Аллинне, биологическим отцом которой является Андреас.
Обетованная Земля для героев повести - Африка, но из-за невозможности точного определения долготы и приблизительности карт вместо Африки они попадают в древнюю Мексику, по сути из одного Нагуаля (Гиперборея, Ultima Thule) через Тональ (морской вояж на шхуне) в другой - Нагуаль мезоамериканских цивилизаций.
Кульминационным моментом повести служит экскурсия, на которую Анима берёт Эго и Супер-Эго - поход в глубь острова к "избушке на курьих ножках". Подобно тому как в избушке русских сказок живёт Баба-Яга (Йог-баба, отец Йог) в избушке Афротерии поселился шаман Ленапак.
Испуганные неожиданным явлением Самости, Эго и Супер-Эго наводят на Самость ружья, стволы которых Анима прикрывает руками.
- Как ты тут оказалась, Самость, и зачем хоронишься в тёмном углу? - "выходи уже, шаман", как бы говорит Анима.
Во время ритуала на шхуне (тут следовало бы приложить диаграмму, в общих чертах похожую на то, что двое майя зарисовали из зрительной памяти голубя-вестника-героя с именем Собачьей звезды, т.е. Сириуса - Чичицитлали) Андреас держит за руки Афротерию и Аллинну, Афротерия - Андреаса и Христиана, Христиан - Афротерию и Ленапака, Ленапак - Христиана и Аллинну. Совершенный тантрический круг нарушается лишь союзом Эго и Самости, олицетворёнными в повести фигурами мужского пола. Это означает примерно, что Эго может преодолеть себя лишь протянув смело руку Самости, а Самость понимает, что Эго - субличность, нуждающаяся в её помощи и поддержке больше всех.
Супер-Эго и Эго в любовном треугольнике с Анимой, но каждое из них готово пожертвовать своими на неё притязаниями ради другого. Конфликт окончательно разрешается на шхуне, когда Анима держит за руки их обоих.
В незаконченном пока романе Сны дамана, который является попыткой внести конкретику в Путь отдельно взятого человека, отсюда и трудности завершения (будущее, как оказалось, просматривалось автором только до момента написания этих строк) Супер-Эго, Эго, Самость (Питер) и Анима (Ника) разговаривают на одном языке, английском. Только для Питера английский - родной; у Анимы опять родным служит один из скандинавских, вроде бы фарерский. Её родного языка не знает ни одна из прочих субличностей.
Родным языком братьев служит африкаанс, смесь голландского с хтоническими языками родной земли - зулу, банту, тсонга, и т.д. Эго живёт в Лондоне и поэтому владеет им свободно, в то время как Супер-Эго вернулось на родину и оттуда попало в Русский мир (метафора возвращения автора в Россию с попытками обосноваться в Питере).