Форум Академгородка, Новосибирск > деревня и село
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: деревня и село
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём
LeeLoo
Вот зашел у нас с мужем разговор... Наше мнение напишу немного позже, а сейчас интересно бы было услышать Ваше.

Почему село называется селом, а деревня - деревней?
И главное - чем они отличаются?
saladfingers
основное различие, наверное, в численности населения. может ещё в наличии всяких там сельских клубов, сельпо, почты и подобных учреждений.
marina 153
Село - это большая деревня плюс административный центр.
Developer
QUOTE (LeeLoo @ Apr 10 2006, 00:54)
Почему село называется селом, а деревня - деревней?
И главное - чем они отличаются?

Изначально, если я правильно помню, в сёлах были церкви, а в деревнях -- нет.

А вообще вопрос к МГ. smile.gif
Мария Горынцева
QUOTE (Developer @ Apr 10 2006, 00:15)
QUOTE (LeeLoo @ Apr 10 2006, 00:54)
Почему село называется селом, а деревня - деревней?
И главное - чем они отличаются?

Изначально, если я правильно помню, в сёлах были церкви, а в деревнях -- нет.

А вообще вопрос к МГ. smile.gif

Спасибо.
Но Вы уже ответили правильно.

Собственно, это и есть главное различие.

На Дону, насколько я помню, различались соответственно станица и хутор.
aspopov
QUOTE (LeeLoo @ Apr 10 2006, 00:54)
Вот зашел у нас с мужем разговор... Наше мнение напишу немного позже, а сейчас интересно бы было услышать Ваше.

Почему село называется селом, а деревня - деревней?
И главное - чем они отличаются?

Отличаются наличием церкви. Село -- есть церковь. Деревня -- нет церкви, и крестьяне ходят в церковь в соседнее село.

Update. Ответил сразу, а потом уж посмотрел -- уже был верный ответ.
Developer
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 10 2006, 01:59)
Спасибо.
Но Вы уже ответили правильно.

Собственно, это и есть главное различие.

Но я не ответил на первую часть вопроса: почему село назвали "селом", а деревню -- "деревней". Признаться, на ум приходит только стишок "Почему кошку назвали кошкой?" biggrin.gif
Мария Горынцева
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь. И сёла могли быть, например, торговыми (точнее, промышленно-торговыми: торговали изделиями какого-либо промысла; самый известный пример - Палех), а сельское хозяйство начинало играть ртоль скорее вспомогательную. На отхожие промыслы, впрочем, уходили ииз сёл, и из деревень, ежели практика такая водилась.
D@R
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 10 2006, 01:06)
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь. И сёла могли быть, например, торговыми (точнее, промышленно-торговыми: торговали изделиями какого-либо промысла; самый известный пример - Палех), а сельское хозяйство начинало играть ртоль скорее вспомогательную. На отхожие промыслы, впрочем, уходили ииз сёл, и из деревень, ежели практика такая водилась.

ну, а как же ответ на первый вопрос??
Мария Горынцева
О различиях можно посмотреть ещё здесь:
http://schools.techno.ru/sch1529/mxk/derevo/der12.htm
QUOTE
К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений - деревню, село и погост. Деревни включали от двух-трех дворов до десяти-пятнадцати. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.

Cелом с X века называли княжеское загородное имение (чаще говорили "сельцо"). Потом селом стали называть большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь ( к приходу этой церкви и были приписаны все крестьяне деревень, составлявших село). При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.

Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси - "жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов".

Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд - лицами на улицу, а дворами к реке. "На задах" села "стайкой" стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Около дороги возводили "ветряки" (мельницы), ведь к ним подъезд нужен.
........

Центром села всегда оставалась церковь. А в деревне, соответственно, часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь, то церковь всегда строилась на краю торга. Однако церковь в одиночестве редко ставилась. В селах победнее рядом стоят церковь и колокольня. А в богатых селах - летняя церковь, зимняя (отапливаемая) церковь и колокольня (так называемый "северный тройник").


Насчёт "чётко различали" - увы, на протяжении всей истории значение слов менялось.

Можно посмотреть ещё здесь:
http://lants.tellur.ru/history/danilevsky/d05_2.htm

QUOTE
Древнерусские источники пользуются развитой системой географических терминов, связанных с различными видами поселений. Здесь встречаются упоминания стольных городов и городов - волостных центров, “пригородов” и городков, городцов и городищ, погостов, слобод, сел, селец, селищ, весей и т.п. О том, какой смысл вкладывали авторы источников в каждое из этих слов, как они дифференцировали все эти селения и по каким критериям, сейчас можно только догадываться. Изучение социального смысла подобной терминологии осложняется тем, что в древней Руси подобные слова, видимо, не всегда строго различались.
.......

      К тому же со временем семантика географических терминов могла изменяться (и довольно существенно). Тем не менее на основании косвенных (гораздо реже - прямых) данных удалось выяснить основные значения многих географических индикаторов древнерусских поселений.

      Погостами первоначально назывались центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже погосты становятся также религиозными центрами: там строились церкви и отводилось место для кладбищ. Со временем погосты частично или полностью утратили прежнее значение, хотя названия за ними сохранились. В одних местностях они стали обозначать место, где находятся церковь и притч, в других (в средней и южной полосе) - кладбища, а в некоторых превратились в села.
...........................
     
      Селами именовались административно-хозяйственные и церковно-приходские центры княжеского или боярского владения. На ранних этапах истории Древней Руси в их состав входили только двор владельца и жилища его слуг. Позднее в селах стали распространяться и хозяйства зависимых крестьян. Село, не ставшее церковно-приходским центром, называлось сельцом. Крестьяне, тянувшие в податном отношении к селу, жили в деревнях или весях - поселениях в один или несколько дворов.


(И. Данилевский)

Однако почему один тип поселения называется "деревня", а другой "село" никто не объясняет - даже бл. памяти Костомаров. Кстати, в древнерусских источниках они нередко обозначались одним словом - "весь", которое по значению было близко как к англ. village, так и кангл. же country (в смыслесельская местность).


Мария Горынцева
Этимология:
вот здесь этимология слов "деревня" и "село" по Фасмеру.
http://www.poliglos.info/dict.php?who=fasmer&rus=деревня
http://www.poliglos.info/_fasmer.php
QUOTE
Праслав. *selo "пашня" совпало фонетически в вост.-слав. и ю.-слав. с *sedlo "поселение", которое лишь в зап.-слав. можно отличить от *sеlо


А здесь популярным языком этимологию слов "деревня" и "село" объясняет смоленский дедушка- краеведушка, хотя насчёт этимологии слова "село" Фасмеру я верю больше:
http://admin.smolensk.ru/web_dis/2005/rosl...odoslovnaya.htm

QUOTE
Махотин Б. А. "К живым истокам", Смоленск, 1989 г.
 
Родословная деревень и сел на земле предков

 
      Добрые чувства к отчему дому с его бытовым укладом, дымным запахом русской печи, снежными горками вокруг изб зимой и зеленым нарядом окружающих лесов и лугов летом у многих неразрывно связаны с двумя основными понятиями - село и деревня.
      Любопытна их этимология. Слово деревня неоднозначно в разных концах страны. В одних местах оно обозначает пашню. В этом случае вполне логично выражение «пахать деревню». В ряде мест под деревней подразумевается лес, деревья, лес для построек. На территории Смоленской области и соседней Белоруссии это слово производится от основы -дер- или -дор- глагола драть, что придает ему значение «раскорчеванный, расчищенный участок леса». В этом смысловом значении дошли до наших дней названия селений Деревенька и Деревенщики (Сафоновский район), Старая Деревня (Монастырщинский район), Дор (Велижский, Гагаринский районы), Дорки (Угранский район), Дорна (Вяземский район).
      Деревня сложилась из объединенных по территориальному принципу крестьянских дворов. А двор включал в себя жилой дом с подсобными строениями и приусадебной землей.
      На Смоленщине в XIV веке деревни были населены временнообязанными и государственными крестьянами. В дальнейшем, когда в стране установилось крепостное право, появились деревни с помещичьими и монастырскими крестьянами. С течением времени деревнями стали именоваться все более или менее значительные по количеству дворов сельские поселения без церкви. В наше время деревня представляет собой населенный пункт, основным занятием жителей которого является сельскохозяйственное производство.
      Села по времени возникновения значительно старше деревень. В X веке так называлось загородное имение - хозяйский двор с прислугой (челядью). Позднее, в XI - XIII веках, селами стали называть поселения, жители которых находились в различных формах феодальной зависимости. Затем за селом утвердилось понятие значительного по количеству дворов населенного пункта с церковью. В наше время, когда лишь в немногих селах сохранились церкви, наблюдается отождествление села с деревней, что не всегда оправданно.
      Смысловое значение слова село весьма простое - от глагола селиться, то есть «садиться, располагаться на том или ином месте». От этого термина возникли многие названия, которые в сочетании со вспомогательными словами указывают на тип поселения: деревня Село (Духовщинский район), деревня Новое Село (Краснинский, Вяземский районы), деревня Старое Село (Велижский, Холм-Жирковский районы).


Shs
наверное, так: село - вправду от слова "седло", образ жизни "оседлый", т.е. село основывали для постоянного житья, поэтому и церковь есть. а деревня, наверное, от слова "дерево", более спонтанное поселение: пришли, в лесу среди деревьев хижин понаставили - вот и деревня. а вот знает кто-нибудь, в степных районах, где леса нет, были поселения под названием "деревня" ?
frosуa
Село - общеславянское слово, называющее небольшое населённое место , восходит к той же основе, что и глагол сесть.

Деревня - нетрудно догадаться, что корень этого существительного тот же,что и в слове дерево, которое в свю очередь,как утверждают этимологи,восходит к глаголу драть,деру, что и дало первоначальное значение деревни - "место,очищенное от леса"
(Этимологический словарь русского языка)

Деревня от села отличается тем,что в ней нет церкви,а в селе есть.
Dimitry
QUOTE (frosуa @ Apr 11 2006, 20:08)
Деревня от села отличается тем,что в ней нет церкви,а в селе есть.

Ветку читали? smile.gif
Cruel_d
в курсе школьной географии сказано, что отличие в структуре чтоли..численность, административный центр и т.д..
Dimitry
QUOTE (Cruel_d @ Apr 11 2006, 20:11)
в курсе школьной географии сказано, что отличие в структуре чтоли..численность, административный центр и т.д..

Ветку читали? smile.gif
Goblin (MVP)
QUOTE (Dimitry @ Apr 11 2006, 20:12)
Ветку читали? smile.gif

читали-читали
но мне кажется ссылка на какие-либо источники...
не так разве?
Cruel_d
Dimitry, а зачем писать "ветку читали?", цитируя меня и еще одного пользователя?
Катюха
Село крупнее деревни.
Катюха
И еще, мы по географии проходили - в селе есть церковь, а в деревне - нет.
frosуa
QUOTE (Катюха @ Apr 11 2006, 20:20)
И еще, мы по географии проходили - в селе есть церковь, а в деревне - нет.

Ага druzja.gif Но про это уже многие написали laugh.gif wink.gif
Лягушонка
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 9 2006, 22:06)
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь. И сёла могли быть, например, торговыми (точнее, промышленно-торговыми: торговали изделиями какого-либо промысла; самый известный пример - Палех), а сельское хозяйство начинало играть ртоль скорее вспомогательную. На отхожие промыслы, впрочем, уходили ииз сёл, и из деревень, ежели практика такая водилась.


Признавайтесь, куды Горынцеву дели? Ни в жись не поверю, что великий и могучий славист с ногой на небе написал(а) ету полуграмотную бредятину.

Все глупости не буду разбирать, беру первую попавшуюся.
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 9 2006, 22:06)
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь.

"Священника и саму церковь" "содержали" все прихожане. Жители всех населённых пунктов, приписанных к данному приходу, а не только того пункта, в котором находилась церковь. Кроме того, имелись и другие источники "содержания".

Вот так у этих "славистов". Куда ни глянь - бряхня.

Лягушонка.





Gnomic
ОЙ, мона я тут встряну.
Вот в моем селе, где жила, нет церкви(хотя по-моему собираются строить) ...но при этом селом называеся. А в деревнях я была. Там три улицы, до магазина 1 км переть...
А у нас в селе - 2 школы, библиотека, ДК, администрация, 5ти этажные дома (что в деревне не найдете), всяких магазинов, даже свадебный салон есть)
Rihard Zorge
QUOTE (Лягушонка @ Apr 14 2006, 23:35)
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 9 2006, 22:06)
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь. И сёла могли быть, например, торговыми (точнее, промышленно-торговыми: торговали изделиями какого-либо промысла; самый известный пример - Палех), а сельское хозяйство начинало играть ртоль скорее вспомогательную. На отхожие промыслы, впрочем, уходили ииз сёл, и из деревень, ежели практика такая водилась.


Признавайтесь, куды Горынцеву дели? Ни в жись не поверю, что великий и могучий славист с ногой на небе написал(а) ету полуграмотную бредятину.

Все глупости не буду разбирать, беру первую попавшуюся.
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 9 2006, 22:06)
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь.

"Священника и саму церковь" "содержали" все прихожане. Жители всех населённых пунктов, приписанных к данному приходу, а не только того пункта, в котором находилась церковь. Кроме того, имелись и другие источники "содержания".

Вот так у этих "славистов". Куда ни глянь - бряхня.

Лягушонка.

Ну что, вступиться тут за славистов?
На самом деле содержание приходов в царской и императорской России - вопрос интересный. По крайней мере в 19 веке причт получал государственное жалование по штатам, но этих средств не хватало и были другие источники.
"...имелось в виду вызвать самодеятельность приходских обществ. Последнее проявилось в создании по приходам с 1864 года приходских попечительств, восстановлении и откритии при церквах братств, в пожертвованиях на причты... Духовенство, со своей стороны, предпринимало разные меры самопомощи, изыскивая средства для образования своих детей, заводя свечные заводы (епархиальные), учреждая эмеритальные кассы"
И. Талберг "История русской церкви"

Несмотря на государственные оклады, жизнь приходского священника на селе нельзя назвать обеспеченной. В литературе по истории церкви приводится такой пример, что священноначалие рекомендовало вокруг церквей устроить ограды, чтобы скот не заходил... При этом делается оговорка, что если по недостатку средств забор построить невозможно, то уж выкопайте вокруг храма траншею...

Для строительства храма нужно было получить разрешение. И если властям было очевидно, что данная деревня за малочисленностью или бедностью не сможет содержать причт и храм, то разрешение на строительство не давалось. И эта деревня входила в приход какой-либо сельской церкви. И помогала этому приходу в меру своих возможностей.
Поэтому село - более значимый (крупный, зажиточный и проч.) населенный пункт, и как свидетельство значимости - наличие церкви.

Так что, не такая уж бредятина у славистов...

fsa
QUOTE (frosуa @ Apr 11 2006, 20:21)
QUOTE (Катюха @ Apr 11 2006, 20:20)
И еще, мы по географии проходили - в селе есть церковь, а в деревне - нет.

Ага druzja.gif Но про это уже многие написали laugh.gif wink.gif

"Чукча не читатель- чукча писатель" smile.gif
Dazent
Просто говорить село - грамотно, а деревня - нет.
Rihard Zorge
QUOTE (Dazent @ Apr 15 2006, 14:12)
Просто говорить село - грамотно, а деревня - нет.

Нет, это не так. Говорить "деревня" это тоже грамотно. По отношению к деревне.
LeXx[F13 ClaN]
в селе есть администрация, и численность населения больше...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.