Вот зашел у нас с мужем разговор... Наше мнение напишу немного позже, а сейчас интересно бы было услышать Ваше.
Почему село называется селом, а деревня - деревней?
И главное - чем они отличаются?
QUOTE (LeeLoo @ Apr 10 2006, 00:54) |
Почему село называется селом, а деревня - деревней? И главное - чем они отличаются? |
QUOTE (Developer @ Apr 10 2006, 00:15) | ||
Изначально, если я правильно помню, в сёлах были церкви, а в деревнях -- нет. А вообще вопрос к МГ. |
QUOTE (LeeLoo @ Apr 10 2006, 00:54) |
Вот зашел у нас с мужем разговор... Наше мнение напишу немного позже, а сейчас интересно бы было услышать Ваше. Почему село называется селом, а деревня - деревней? И главное - чем они отличаются? |
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 10 2006, 01:59) |
Спасибо. Но Вы уже ответили правильно. Собственно, это и есть главное различие. |
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 10 2006, 01:06) |
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь. И сёла могли быть, например, торговыми (точнее, промышленно-торговыми: торговали изделиями какого-либо промысла; самый известный пример - Палех), а сельское хозяйство начинало играть ртоль скорее вспомогательную. На отхожие промыслы, впрочем, уходили ииз сёл, и из деревень, ежели практика такая водилась. |
QUOTE |
К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений - деревню, село и погост. Деревни включали от двух-трех дворов до десяти-пятнадцати. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно. Cелом с X века называли княжеское загородное имение (чаще говорили "сельцо"). Потом селом стали называть большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь ( к приходу этой церкви и были приписаны все крестьяне деревень, составлявших село). При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села. Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси - "жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов". Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд - лицами на улицу, а дворами к реке. "На задах" села "стайкой" стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Около дороги возводили "ветряки" (мельницы), ведь к ним подъезд нужен. ........ Центром села всегда оставалась церковь. А в деревне, соответственно, часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь, то церковь всегда строилась на краю торга. Однако церковь в одиночестве редко ставилась. В селах победнее рядом стоят церковь и колокольня. А в богатых селах - летняя церковь, зимняя (отапливаемая) церковь и колокольня (так называемый "северный тройник"). |
QUOTE |
Древнерусские источники пользуются развитой системой географических терминов, связанных с различными видами поселений. Здесь встречаются упоминания стольных городов и городов - волостных центров, “пригородов” и городков, городцов и городищ, погостов, слобод, сел, селец, селищ, весей и т.п. О том, какой смысл вкладывали авторы источников в каждое из этих слов, как они дифференцировали все эти селения и по каким критериям, сейчас можно только догадываться. Изучение социального смысла подобной терминологии осложняется тем, что в древней Руси подобные слова, видимо, не всегда строго различались. ....... К тому же со временем семантика географических терминов могла изменяться (и довольно существенно). Тем не менее на основании косвенных (гораздо реже - прямых) данных удалось выяснить основные значения многих географических индикаторов древнерусских поселений. Погостами первоначально назывались центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже погосты становятся также религиозными центрами: там строились церкви и отводилось место для кладбищ. Со временем погосты частично или полностью утратили прежнее значение, хотя названия за ними сохранились. В одних местностях они стали обозначать место, где находятся церковь и притч, в других (в средней и южной полосе) - кладбища, а в некоторых превратились в села. ........................... Селами именовались административно-хозяйственные и церковно-приходские центры княжеского или боярского владения. На ранних этапах истории Древней Руси в их состав входили только двор владельца и жилища его слуг. Позднее в селах стали распространяться и хозяйства зависимых крестьян. Село, не ставшее церковно-приходским центром, называлось сельцом. Крестьяне, тянувшие в податном отношении к селу, жили в деревнях или весях - поселениях в один или несколько дворов. |
QUOTE |
Праслав. *selo "пашня" совпало фонетически в вост.-слав. и ю.-слав. с *sedlo "поселение", которое лишь в зап.-слав. можно отличить от *sеlо |
QUOTE |
Махотин Б. А. "К живым истокам", Смоленск, 1989 г. Родословная деревень и сел на земле предков Добрые чувства к отчему дому с его бытовым укладом, дымным запахом русской печи, снежными горками вокруг изб зимой и зеленым нарядом окружающих лесов и лугов летом у многих неразрывно связаны с двумя основными понятиями - село и деревня. Любопытна их этимология. Слово деревня неоднозначно в разных концах страны. В одних местах оно обозначает пашню. В этом случае вполне логично выражение «пахать деревню». В ряде мест под деревней подразумевается лес, деревья, лес для построек. На территории Смоленской области и соседней Белоруссии это слово производится от основы -дер- или -дор- глагола драть, что придает ему значение «раскорчеванный, расчищенный участок леса». В этом смысловом значении дошли до наших дней названия селений Деревенька и Деревенщики (Сафоновский район), Старая Деревня (Монастырщинский район), Дор (Велижский, Гагаринский районы), Дорки (Угранский район), Дорна (Вяземский район). Деревня сложилась из объединенных по территориальному принципу крестьянских дворов. А двор включал в себя жилой дом с подсобными строениями и приусадебной землей. На Смоленщине в XIV веке деревни были населены временнообязанными и государственными крестьянами. В дальнейшем, когда в стране установилось крепостное право, появились деревни с помещичьими и монастырскими крестьянами. С течением времени деревнями стали именоваться все более или менее значительные по количеству дворов сельские поселения без церкви. В наше время деревня представляет собой населенный пункт, основным занятием жителей которого является сельскохозяйственное производство. Села по времени возникновения значительно старше деревень. В X веке так называлось загородное имение - хозяйский двор с прислугой (челядью). Позднее, в XI - XIII веках, селами стали называть поселения, жители которых находились в различных формах феодальной зависимости. Затем за селом утвердилось понятие значительного по количеству дворов населенного пункта с церковью. В наше время, когда лишь в немногих селах сохранились церкви, наблюдается отождествление села с деревней, что не всегда оправданно. Смысловое значение слова село весьма простое - от глагола селиться, то есть «садиться, располагаться на том или ином месте». От этого термина возникли многие названия, которые в сочетании со вспомогательными словами указывают на тип поселения: деревня Село (Духовщинский район), деревня Новое Село (Краснинский, Вяземский районы), деревня Старое Село (Велижский, Холм-Жирковский районы). |
QUOTE (frosуa @ Apr 11 2006, 20:08) |
Деревня от села отличается тем,что в ней нет церкви,а в селе есть. |
QUOTE (Cruel_d @ Apr 11 2006, 20:11) |
в курсе школьной географии сказано, что отличие в структуре чтоли..численность, административный центр и т.д.. |
QUOTE (Dimitry @ Apr 11 2006, 20:12) |
Ветку читали? |
QUOTE (Катюха @ Apr 11 2006, 20:20) |
И еще, мы по географии проходили - в селе есть церковь, а в деревне - нет. |
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 9 2006, 22:06) |
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь. И сёла могли быть, например, торговыми (точнее, промышленно-торговыми: торговали изделиями какого-либо промысла; самый известный пример - Палех), а сельское хозяйство начинало играть ртоль скорее вспомогательную. На отхожие промыслы, впрочем, уходили ииз сёл, и из деревень, ежели практика такая водилась. |
QUOTE (Мария Горынцева @ Apr 9 2006, 22:06) |
И село в 19 веке было не только многолюдней, но, как правило, и зажиточней деревни - именно поэтому жители села могли содержать священника и саму церковь. |
QUOTE (Лягушонка @ Apr 14 2006, 23:35) | ||||
Признавайтесь, куды Горынцеву дели? Ни в жись не поверю, что великий и могучий славист с ногой на небе написал(а) ету полуграмотную бредятину. Все глупости не буду разбирать, беру первую попавшуюся.
"Священника и саму церковь" "содержали" все прихожане. Жители всех населённых пунктов, приписанных к данному приходу, а не только того пункта, в котором находилась церковь. Кроме того, имелись и другие источники "содержания". Вот так у этих "славистов". Куда ни глянь - бряхня. Лягушонка. |
QUOTE (frosуa @ Apr 11 2006, 20:21) | ||
Ага Но про это уже многие написали |
QUOTE (Dazent @ Apr 15 2006, 14:12) |
Просто говорить село - грамотно, а деревня - нет. |