Я, как бывшая ученица школы, хочу высказать свое мнение:
1. Поднимать доступными способами эмоциональное состояние учителей и учеников, а также (и это немаловажно) родителей. Больше доверять детям (помню, с каким "скрипом" нам разрешали проводить дискотеки, вечеринки - считали, что мы там гадостями будем заниматься
, а нам просто не хватало общения, внимания, самореализации). Но доверие не исключает и ответственности. Я сейчас мама и понимаю как трудно соблюдать разумный балланс с одним ребенком, а тут их сотни и все разные! Сама долго не могла решиться отдать своего сына в 102, еще живы воспоминания и обиды, причем не на учеников а на учителей, которые создавали микроклимат в классе, а дети уже выживали в нем как могли.
2. Сейчас для нас, родителей учеников младших классов очень остро стоит проблема "беспризорности" детей по окончании продленки в 14.00. Я знаю, что многие готовы платить 2-3 тыс в месяц (и больше), ч/бы ребенок был под присмотром, накормлен, ч/бы посещал кружки и т.д. пока родители на работе. Мы с мужем приезжаем с работы в 20.00 (из города по пробкам), выручают соседи, друзья, но это просто невыносимо. Мы еще и живем на Лесосечной,т.е. его надо привести в 14.00, быстро накормить, а в 15.00 отвезти на танцы. Ребенок похудел, осунулся. Придеться нанимать няню, но ведь решение подобных проблем и в интересах школы! Я знаю, что она решена, например в Кольцово, во многих школах Академгородка. Сын моей подруги в Кольцово на продленке до 19.00 - за это время он сделает уроки, позанимается музыкой, погуляет с ребятами, иногда они ездят в театр, раз в неделю - бассейн. А мой ребенок даже не гуляет - сидит дома, ждет нас.