Форум Академгородка, Новосибирск > Про абсолютные и относительные истины.(2013)
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Про абсолютные и относительные истины.(2013)
Форум Академгородка, Новосибирск > Жизнь Академгородка > Разговоры обо всём > Бочка Диогена
К.Б.Н.
.
Про абсолютные и относительные истины.(2013)

Удивительно, но до сих пор в науке нет чётких представлений о том, что такое абсолютная и относительная истины. В этом не трудно убедиться по словарям, да и по общему положению в науке.
В словарях определения конечно есть, но весьма и весьма разные. Например, понятие «абсолютная истина» имеет разные значения, некоторые из которых (что удивительно) учитываются не во всех словарях. Но если обобщить, то получиться примерно так: а.и. – это полные и неопровержимые знания. Именно знания, а под этим понятием можно подразумевать много разного – и одно предложение, и страницу текста и целую книгу, и т.п. Но часто под этим понятием понимают нечто глобальное – чуть ли не все знания человечества, а нередко и некие мистические суждения.
Положение с определением «относительной истины» ещё хуже, поскольку наиболее часто встречающееся толкование этого понятия совсем беспредметное, под ним понимают - констатацию не абсолютности истины. Но если поискать потщательнее, то можно найти в некоторых словарях такое, более менее четкое определение:
Относительная истина, это неполное, не точное знание соответствующее определённому уровню развития общества, который обуславливает способы получения этих знаний, это знания зависящие от определённых условий, места и времени его получения.

Но во всех существующих до сих пор определениях весьма не внятно учитывается (или совсем не учитывается) то, что с точки зрения логики истиной являются – не книги, не статьи, и не страницы текста, а – суждения.
Все знания состоят из суждений. И значит надо подразумевать под абсолютной и относительной истиной – суждения (а не знания вообще), а абсолютность и относительность истинности, это характеристики объёма суждений.
Таким образом, если тему – абсолютной истины перевести из полу мистической глобальности (как понимают её сейчас слишком многие), в область логики (а «объём суждения», это понятие из логики), то вся эта тема становится простой, рациональной и логичной.
Итак.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА, это истина, в объёме которой обобщены, как истинные, так и не истинные суждения, вследствие неточной формулировки (чрезмерного обобщения).
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, это истина, в объёме которой есть только истинные суждения.

(Пояснение. Таким образом, относительной истиной является истина, в содержании которой, из-за неточной формулировки, из-за чрезмерного обобщения, не учтены какие либо условия, вследствие чего эта истина обобщает в себе и не истинные суждения. Значит, в объём таких суждений входят как истинные, так и не истинные суждения. А относительность истин состоит в том, что они истинны относительно одних условий (не сформулированных в них), и не истинны относительно других условий (так же не сформулированных в них). Например, суждение «Вода кипит при ста градусах», это относительная истина, она истинна по отношению к шкале Цельсия(и некоторых других условиях), и не истинна по отношению к шкале Фаренгейта(и некоторых других условиях). Но если уточнить подобные истины до предела, то они могут стать абсолютными истинами. Нет таких относительных истин, которые нельзя доформулировать, доограничить до абсолютных истин, при наличии необходимых для этого знаний.)
Внимание. Могут возникнуть вопросы: « А зачем нужны именно такие определения этих понятий?», «Чем лучше эти определения?».
Ответ на это такой.

Во - первых, суждения в объёме которых находятся только истинные суждения – существуют объективно (это предельно уточнённые суждения). Суждения, в объёме которых есть как истинные, так и не истинные суждения, существуют объективно (это не точные суждения). Таким образом, и абсолютные и относительные истины при таких определениях существуют объективно.
Во-вторых, до сих пор, такие характеристики суждений почти не учитывались, точнее, это оставлено на сообразительность людей - одни это учитывают интуитивно, другие про это ничего не знают и никак не учитывают.
В-третьих, значение этих характеристик очень важно для суждения, для рассуждений, для выводов и т.п. Абсолютизация объективно относительного, это распространённая ошибка, приводящая к существенным заблуждениям. История философии, это история абсолютизаций. Одни философствующие абсолютизировали - одно, другие - другое, и т.д.
В-четвёртых, эти определения предельно уточняют, конкретизируют эти понятия и делают их предметными.
Культура не знающая объективные критерии абсолютности истин – обречена на мировоззренческие заблуждения.

Итак, на вопрос «Что такое абсолютная истина?" (она же при таком определении – однозначная и безусловная истина) ответ получен вполне рациональный, предметный и конкретный. Теперь надо разобраться с вопросом: « Возможны ли в действительности абсолютные истины?».
И на этот вопрос ответить не сложно.
Если исходить из того, что:
- истина, это соответствующее действительности, то нетрудно сделать вывод о том, что – есть бесконечное количество того, что соответствует (и тем более не соответствует) действительности. То есть, есть бесконечное количество положительных и отрицательных суждений о действительности, которые могут быть абсолютными истинами.
Есть то они есть, в принципе, потенциально. Но ведь их надо сформулировать! И не абы как, а с абсолютной точностью, однозначно!
В этом и состоит основная сложность.
Но и здесь не всё так безнадёжно.
Хотя и есть очень много тем, на которые пока невозможно сформулировать точные суждения из-за недостатка знаний. Но есть ведь и то, что уже известно точно! И не так уж этого и мало. К самым простым абсолютным истинам относятся суждения о том, что уже произошло и (или) не может измениться. А уточнение подобных суждений, это так сказать чисто «техническая» задача, поскольку, в основном, это обычная операция из логики – ограничение содержания. На первый взгляд может показаться, что подобных ограничений для каждого суждения нужно очень много, или даже бесконечно много. Но таких ограничений, во многих случаях, достаточно делать - по времени, по пространству и качеству. (А точнее, нужно ограничивать по тем условиям, по которым логично возможны разные толкования.)
Например.
«В XX веке от рождества Христова, на планете Земля была атмосфера».
«Поэт XIX века А.С. Пушкин написавший роман в стихах «Евгений Онегин» учился в Царскосельском лицее».
«В десятичной системе счисления дважды два равно четырём».
Это абсолютные истины. И подобных истин уже можно наформулировать бесконечное множество. Правда, для философии, подавляющая часть таких абсолютных истин – бесполезна.
Но всё же есть среди них и истины, непосредственно относящиеся к некоторым разделам философии.
В научный язык необходимо ввести понятия «абсолютная истина» и «относительная истина» определяемых через полноту объёма, для возможности предельно уточнять истинные суждения.
Философское учение, основанное на однозначных, абсолютных и безусловных истинах, это окончательное учение.

.
К.Б.Н.
.

Для всех.

Абсолютная истина:
" Чем глупее человек, тем слабее его способность формулировать абсолютные истины".
.
alex2000
Поскольку сей текст на этом форуме не вызвал никакого отклика, то отсылаю всех, кто вдруг заинтересуется на философский форум, где представленные здесь размышлизмы уже обсудили год назад.
http://forum.filosofia.ru/viewtopic.php?f=12&t=3387
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.