![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Отправлено: 15.01.2016, 12:22
|
|
Ветеран ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Участник Сообщений: 2870 Регистрация: 02.10.2006 Из: Новосибирский Академгородок Пользователь №: 31513 ![]() |
Уроки творчества
Чем дольше живешь на свете, тем чаще вспоминается детство. Мое детство пришлось на середину 60-х годов. Наша семья из шести человек жила в небольшой сибирской деревне. Мама, учительница, приехала в село из Новокузнецка по распределению. Отец родился и вырос здесь, отслужил армию и вернулся на родину. В 1955 году они познакомились, сыграли свадьбу и стали обживаться. Первые мои детские воспоминания связаны с природой, окружавшей нас. Как сейчас вижу перед собой просторные ягодные поляны, холмики и склоны, березовые рощи, маленькую речку со склонившейся над быстрой водой ивой. С особым трепетом вспоминаю любимое место – берег реки, заросший «гусиными лапками», темно-желтыми соцветиями пижмы, мать-и-мачехой и лопухом... Несмотря на вечную занятость и нехватку денег, родители смогли создать в доме атмосферу творчества, они устраивали детские праздники, поощряли наши занятия рисованием, лепкой. Главным богатством у них были мы – четверо шустрых ребятишек с разницей в возрасте в полтора-два года. Домашний театр В нашем доме детям позволялось многое. Нам разрешалось играть в «дом», используя для этого все, что можно было перевернуть и отодвинуть. Куклы делались из туго свернутых одеял и простыней, перетянутых мамиными поясами от платьев. Когда уголок одеяльца приоткрывался, появлялась милая розовощекая мордашка младенца, нарисованная на простыне цветными карандашами. «Мамы» хвастались друг перед другом, чей малыш красивее. В стене между кухней и детской, прямо под потолком, строителями было оставлено отверстие размером примерно 50 см, видимо, для того, чтобы тепло из кухни поступало в детскую. И вот однажды кто-то из ребят заметил: если в детской выключить свет, то свет из кухни, проникая через отверстие, образует на стене ярко освещенный, увеличенный в несколько раз экран. Это удивительное открытие незамедлительно было использовано: у нас появился настоящий театр теней! Юному артисту достаточно было влезть на табурет, с него – на предпечек, поднять вверх руки и причудливо переплести пальцы, как тут же на экране оживали гуси, собаки, суслики, кролики. Вся эта живность громко и выразительно озвучивалась нашей дружной компанией. Но особая гордость перед взрослыми у нас была за свою концертную программу, состоявшую обычно из семи-восьми номеров художественной самодеятельности. С троюродным братом Геной мы подробно расписывали порядок следования концертных номеров и исполнителей. Например: №1 – песня такая-то, поет Гена; №2 – стихотворение такое-то, читает Сережа; №3 – спортивная фигура (шесть человек) и т.д. Под занавес программы обычно исполнялся мой номер под названием «Аркадий Райкин». Это было подражание Райкину, очень популярному в те годы. Мне нравилось переодеваться и перевоплощаться, как это делал он, хотя, конечно, тогда, в восьмилетнем возрасте, я не понимала, какие людские пороки высмеивает артист. Мой номер всегда проходил «на ура», смешил и взрослых, и детей. Некоторые из гостей хватались за животы, а крестный и дядя Леня громче всех кричали после моего ухода: «Райкина! Райкина!» Мой пароход – Ира, хочешь, я научу тебя сочинять стихи? – спросила меня однажды мама. – Хочу, – неуверенно ответила я. – А как их сочинять? – Вот послушай. Она стала читать чьи-то стихи, а я внимательно слушала. Мама что-то рассказывала про рифмы, снова читала стихи. Вслушавшись, я неожиданно уловила ритм, особую музыку стиха. – А теперь сама попробуй сочинить что-нибудь, – не отставала мама. Не помню, сколько времени после этого прошло. И вот однажды я гордо заявила: – Сочинила! – и прочла свое четверостишие про пароход. Было мне лет девять. – Молодец! – похвалила мама и предложила выпустить газету. Старую школьную географическую карту перевернули, в верхней части крупными красивыми буквами нарисовали заголовок – «Ежик». В газете были помещены загадки, рисунки братьев и сестры и мой «Пароход». Уж сколько лет прошло с той поры, а я отчетливо вижу свой рисунок: на высоких волнах качается красавец-пароход, палуба украшена разноцветными флажками, из большой трубы идет дым, на борту якорь. Прямо по курсу в синих волнах плещется мой первый незатейливый стих, записанный фиолетовыми чернилами: Пароход, пароход По мору синему плывет. Плывет, плывет, качается, А море не кончается! Кто я? Тогда я еще не понимала, что благодаря маминому уроку стихосложения, преподнесенному легко, интересно и непринужденно, во мне проснулся поэт. Без сомнения, он жил во мне всегда, как живет в каждом ребенке, познающем мир. Никогда не забуду первую, ошеломившую меня встречу со звездным небом. Мне было лет семь. Поздним летним вечером я возвращалась домой огородом по тропинке, разделявшей картофельные посадки. Подняв голову, я замерла в изумлении: надо мной распростерся огромный темно-синий звездный купол. Вот Большая Медведица, а вот Полярная звезда, как учила мама. Неизведанный, таинственный мир предстал передо мной. Звезды и звездочки переливались разноцветными огнями, манили к себе. Они будто дразнили меня, спрашивая: «Кто ты? Кто ты?» Кто я? Впервые я задала себе этот важный вопрос. Я, маленькая девочка в ситцевом сарафане, вдруг почувствовала себя крохотной частичкой Вселенной. Тело стало легким и свободным, я словно увидела себя со стороны, с высоты птичьего полета. Немного испугавшись этого необычного состояния, я «вернулась на землю» и побежала домой. Может быть, после этого поразительного открытия я и почувствовала свою непохожесть на других детей. Мне порой хотелось уединиться, спрятаться от всех, побыть самой с собой. Осенью, когда становилось холодно, я любила сидеть у маленького окошка и подолгу смотреть в палисадник. Я видела, как замирает жизнь растений в преддверии холодной долгой зимы. Качаются на ветру серые, чудом сохранившиеся коробочки мака, мокрые, тронутые ночными заморозками астры, кусты малины и смородины. Я обостренно воспринимала окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Моя ранимая натура пыталась помочь всему живому, нуждавшемуся в этом: птенцам, выпавшим из разоренного мальчишками гнезда, бездомным кошкам и собакам... В 1968 году родители приняли решение переехать в город. Иногда я думаю: развились бы мои творческие способности, если бы я родилась и провела детство не в деревне, а в городе, среди одноликих многоэтажек, асфальтированных улиц, толпы разобщенных людей с усталыми лицами? Я рада тому, что родилась в селе и с раннего детства вдыхала ароматы полевых цветов, любовалась звездным небом, бегала босиком по земле. Я благодарна своим родителям за то, что они воспитывали в нас доброту, чуткость, честность. Но особенно благодарна маме за тот первый урок стихосложения. Ирина Заречнева, Академгородок, 2006г.)
Прикрепленные файлы
-------------------- Ищу платную квартирную передержку для собаки.
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия |